Светлана Бабурова
Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Донской казак рождается воином»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе «Казак –рождается воином»
Цель: создать условия для накопления и расширения знаний дошкольников о казаках, как воинах.
Задачи:
Образовательная:
- знакомить детей с символами Донского казачества;
- познакомить детей с традициями воспитания мальчиков казаков;
Развивающая:
- развивать интерес к истории Донского края;
-приобщать дошкольников к интересной и многогранной культуре казачества;
Воспитательная:
Публикация «Конспект НОД по региональному компоненту в старшей группе „Донской казак рождается воином“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать нравственно – патриотические качества, чувство любви к своей малой Родине;
-воспитывать интерес к прошлому своих предков, гордости за свой народ.
-стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.
Материалы. Презентация, проектор, компьютер, карандаши, шаблон коня, альбомные листы бумаги, папаха.
Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.
Методы:
Словесный, игровой, практический, наглядный.
Приемы:
моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, проблемные вопросы.
Словарная работа: курень, папаха, табун
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас встать в большой дружный круг и поприветствовать друг друга.
Здравствуй, небо голубое, (руки к небу)
Здравствуй, солнце золотое, (ладони крестиком)
Здравствуй, вольный ветерок, (руки над головой)
Здравствуй, маленький дубок. (руки вниз)
Мы живем в одном краю (руки друг другу)
Я тебя, приветствую. (Поклон)
Ребята я вижу, что у всех вас сегодня хорошее настроение, сегодня к нам пришел в гости казачий полковник Василий Иванович Ноженко, давайте поделимся с ним своим хорошим настроением (сдуваем с ладошек свои улыбки). Вот теперь у нас и нашего гостя хорошее настроение, давайте сохраним его на весь день. Присаживайтесь.
КАЗАК – НАСТАВНИК: «Здоровенько дневали, казаченьки. Я пришел к вам с просьбой. Много лет прошло с появления казачества, стали забывать казаки о своих национальных символах, верных друзьях и том, как нужно воспитывать из мальчика – воина-казака. Прошу вас помогите нам».
Воспитатель: Ну, так поможем Василий Ивановичу?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте сначала вспомним, что такое символы. (ответы детей флаг, герб, гимн). Какие символы вы знаете. Российский флаг, герб, гимн.
Все мы знаем флаг России, но у казаков тоже есть свой флаг и каждая полоска, также что-то означает. Флаг Всевеликого Войска Донского представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса синего цвета, средняя — жёлтого цвета и нижняя — красного цвета. «Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области — донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков — синий, васильковый, у калмыков — жёлтый и у русских — алый. Донской флаг состоит из трёх продольных полос равной ширины: синей, желтой и алой».
Давайте повторим цвета флага донских казаков. Слайд
Герб Донского войска, изображающего оленя, пронзённого стрелою. Слайд
Воспитатель. Ребята я предлагаю вам сыграть в одну игру. Она называется «Папаху одеваю, на вопросы отвечаю»
Игра «Папаху одеваю, на вопросы отвечаю».
Воспитатель: Как называют нашу родную область?
Дети: Ростовская область
- Как называется наш город?
Дети: Пролетарск
Воспитатель: Как называется предводитель казаков?
Дети: Атаман
Воспитатель: Как называется казачья шапка?
Дети: папаха
Воспитатель: Как называли девочек?
Дети: Казачки
В. :Дом в котором жили казаки как назывался?
Д. : курень.
В. : Чем занимались казаки?
Д. : выращивали хлеб, служили Отечеству.
В. : Как называлось оружие казаков?
Д. : Шашка.
В. : Из каких цветов состоит казачий флаг?
Д. : Желтый, синий, красный.
В. : Что означают цвета флага казаков?
Д. : Желтый- золотые поля хлеба.
Д. : Синий воды Тихого Дона.
Д. : красный- кровь казаков, которую они пролили защищая Отечество.
Воспитатель. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и с рождения мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. При воспитании мальчиков, воспитывали настоящих воинов. Когда рождался мальчик, то им приносили к изголовью кровати ружье и лук, саблю и пистолет. Также приносили пулю. Нельзя обойти стороной обряд посвящения в казаки. Когда у ребенка появлялся первый зуб, крестный отец сажал ребенка на коня, давал саблю и подрезал чуб (первый раз, подрезание чуба здесь символично – ребенок отрывается от матери и становится настоящим казаком, воином. Маленькие дети жили в этой атмосфере, слушали рассказы о боевых сражениях. Поэтому зачастую дети первое слово говорили не привычные всем «мама» или «папа», а «чу», означающее езду на коне, или «пу», означающее стрелять. Дети уже буквально с трехлетнего возраста умели ездить верхом по двору, а через пару лет уже смело, и ловко рассекали по городу, а отец и мать радостно наблюдали за этой картиной.
Давайте ответим на несколько вопросов.
В. : В каком возрасте детей впервые сажали на коня?
Д. : в 3 года.
В. : кто сажал на коня?
Д. : крестный отец.
В. : Что приносили к изголовью мальчика?
Д. : ружье и лук, саблю, пистолет и пулю.
Воспитатель. Помогал в бою казаку верный друг, а кто он, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Любит он в росе купаться,
Кушать сено и брыкаться:
Дали прозвище – Огонь –
Это самый лучший (конь).
Воспитатель. Чтобы понять, какая лошадь принесет удачу казаку в походе, рекомендовалось выполнить один ритуал. С началом весны, казак, увидев первую ласточку, должен был закрыть глаза, перевернутся налево кругом, а затем взглянуть на левый сапог. Под его каблуком должен был быть волос в масть лошади, которую и надо брать в поход.
У казаков испокон века особое отношение к коням, потому что он его верный спутник, помощник, друг и часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:
Казаку конь отец родной и товарищ боевой.
Казаку конь дороже себя.
Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит.
А почему именно коня казак называл верным другом?
Ответы детей. Конь не редко спасал жизнь казаку: выносил раненого с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжёлые грузы.
Двигательная разминка.
-Ребята, сейчас я предлагаю вам прокатиться на лошади. Хотите? Тогда давайте выйдем на коврик и встанем в круг.
Конь меня в дорогу ждет,
(руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот,
(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
(покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро я в седло вскочу,
Не поеду – полечу!
(подскоки на месте)
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок,
(руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.
(машут рукой)
- Понравилось кататься на лошадке?
Рисование коней для казаков с помощью трафарета.
- Ребята, посмотрите какие красивые кони гуляют по лугу. Вам нравятся? (Слайд)
- Тогда, давайте с вами нарисуем коней для казаков, и пусть они будут им верными друзьями.
- Посмотрите, у вас на столах стоят карандаши и лежат листочки. Еще для каждого на столе лежит шаблон коня. Вам надо будет по шаблону обвести коня и раскрасить его.
- Берите свой шаблон, кладите его на листок и крепко прижимайте, теперь обводите. Не забывайте следить за тем, что бы шаблон не сдвигался.
- Обвели? Молодцы! Теперь вам надо раскрасить лошадок, дорисовать им глазки, гриву, хвостик. Выберите цвет которым будите раскрашивать и приступайте к работе. Помните, за контур изображения вылезать нельзя.
- Вот и готовы наши лошадки. Только мне кажется что они какие то грустные. Как вы думаете, почему?
- Да, наверно им не хватает луга по которому они любят гулять и голубого неба. Давайте дорисуем их, я думаю наши лошадки будут очень рады. (Дети по своему усмотрению раскрашивают фон рисунка)
- Очень красиво получилось, и лошадки сразу повеселели.
Рефлексия.
Воспитатель организует выставку рисунков и предлагает определить какая лошадь самая красивая, самая аккуратная. Проводит обобщающую беседу о том, что запомнилось и понравилось на занятии.
- Ребята, посмотрите сколько у нас лошадей, целый табун. Какая лошадь вам больше всего нравится? А какая, по вашему мнению, раскрашена аккуратнее, чем остальные?
- Ребята, вы все у меня большие молодцы! Ваши лошадки самые красивые. Я думаю любой казак захотел бы иметь у себя таких замечательных лошадей.
Воспитатель. Ну что дети как вы думаете, мы справились с заданием Василий Ивановича? Дарим рисунки Василий Ивановичу. Вы все молодцы.