Ольга Мамонова
Конспект занятия «Как рождается ветер?» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека; учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе; развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).
Публикация «Конспект занятия „Как рождается ветер?“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Материалы и оборудование: дидактические пособия; прозрачная пластиковая емкость с водой, бумажный кораблик; веер, вентилятор; схема "Движение воздушных масс"; 1/2 листа А4 по количеству детей, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
Других он подгоняет. (Ветер.)
Педагог: Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует? (Ответы детей.)
2. Основная часть.
Педагог предлагает детям послушать сказку.
Педагог: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата: старший брат - Ветрище, средний брат - Ветер и младший брат - ветерок. Как-то разгорелся у братьев спор: кто из них самый нужный и важный.
Вот вышел вперед старший брат и стал всем рассказывать, какой он сильный, могучий, разрушительный.
Педагог: Ребята, а сильный ветер - это хорошо или плохо? Почему?
Дети: Сильный ветер может разрушить дома, повредить крыши, сломать ветви деревьев и др.
Педагог: Но все же, сильный ветер разгоняет тучи, гонит по небу корабли, крутит волеса мельниц. А какими словами можно назвать сильный ветер Ветрище?
Дети: Вьюга, пурга, метель, буран, ураган, торнадо, смерч.
Педагог: А давайте проведем опыт и попробуем определить, когда сильный ветер плох, а когда хорош.
Опыт 1. "Море"
В емкость с водой опускаем бумажный кораблик, сильно дуем на него, кораблик переворачивается.
Вывод: сильный ветер - это опасно.
Педагог: Слушайте дальше нашу сказку.
Вот вышел вперед средний брат Ветер и стал доказывать свою важность и нужность: "Я в поле гуляю, деревья качаю, снег пушистый кружу, облака гоняю. "
Педагог: Ребята, а вы хотите поиграть со средним братом Ветром?
Дети: Хотим.
Педагог: У меня есть игра превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно.
Чики-чики-чикалочка -
Игра-превращалочка!
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь.
Игра-имитация "Дерево"
Педагог: Ваши ноги - это корни дерева. Ваше туловище - это ствол. Ваши руки - это ветви дерева. Ваши пальцы - это листья дерева. Деревья, вы качаетесь на ветру. Сначала подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях (Дети шевелят пальчиками., ветер усилился - закачались веточки (Дети шевелят кистями рук. ). Совсем погода испортилась: сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону. ) Но вот ветер стих, погода улучшилась. Деревья отдыхают.
Чики-чики-чикалочка -
Игра-превращалочка!
Вокруг себя повернитесь
И в детей превратитесь.
Педагог: Ребята, гуляя на улице, вы могли наблюдать за ветром. А сейчас мы сделаем искусственный ветер в помещении.
Опыт 2. "Вентилятор"
Педагог включает вентилятор. воздух начинает двигаться.
Вывод: ветер - это движение воздуха.
Педагог: Слушаем сказку дальше.
Дошла очередь и до младшего брата. Тогда он стал доказывать, что это он самый нужный и важный: "Я ветерок-ветерок, бегаю вдоль дорог, шевелю листочки, травки и цветочки".
Педагог: Ребята, а вы хотите с младшим братом поближе познакомиться? Дети: Хотим!
Педагог: Возьмите веер и помашите на себя. Что вы сейчас чувствуете?
Дети: Движение воздуха, прохладу, свежесть.
Педагог: А что такое ветерок?
Дети: Это слабое движение воздуха.
Педагог: Продолжим сказку.
По сей день спорят три брата: Ветрище. Ветер и Ветерок, доказывая друг другу свою важность и нужность.
Педагог:А как вы считаете? К то из братьев самый важный и нужный?
Дети:Каждый по-своему важен и нужен.
Педагог: Правильно, ребята, каждый из братьев важен и нужен в природе.
Рисование "Движение воздушных масс"
Педагог показывает схему "Движение воздушных масс".
Педагог: Солнце нагрело воздух над Землей. Он становится легче и поднимается вверх. Над горами воздух холоднее, тяжелее. он опускается вниз. Потом, нагревшись, поднимается вверх. А остывший с гор опускается вниз, туда, где теплый воздух как бы освободил им место. Вот так и получается ветер.
Дети перерисовывают схему.
3. Рефлексия.
Вопросы:
• Почему дует ветер?
• Какой бывает ветер?
• Как мы можем определить, есть ил на улице ветер?
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область "Познавательное развитие". - Воронеж: О "Метода", 2014. - С. 22-25.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. - С. 64-68.