Мария Комарова-Кравцова
Конспект НОД по речевому развитию «Звуковая культура речи: звуки [р], [р’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД по речевому развитию
«Звуковая культура речи: звуки [р], [р']»
Подготовил:
воспитатель
первой квалификационной категории,
Комарова М. И.
Волгоград 2019
Целевые ориентиры: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звуков [р], [р'] изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
• подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Звуковая культура речи: звуки [р], [р’]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• упражняться в правильном звучании изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (приём подражания).
Развивающие:
• развитие фонематического и зрительного восприятия;
• развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти;
• развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
• формирование нравственных качеств: сочувствие, готовность прийти на помощь;
• воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
• развитие интереса к познанию окружающего мира при использовании ИКТ.
Предварительная работа: разучивание физминутки «Шапочки для гномов» (Е. Карельская, подбор видеоматериала (комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука [p], [pь], автоматизация звуков [p], [pь], оформление тематических слайдов в виде презентации «Дружно радугу найдём».
Оборудование: разноцветная дорожка, фигурки семи гномов, конверты в цвета радуги с заданиями (наборы карточек с предметными картинками, воздушные шарики в цвета радуги, парашют, прописи, кружочки синего и зелёного цвета по количеству детей.
Слайд № 1. Заставка «Волшебный лес»
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, много сказок мы с вами знаем, много историй придумали, хотите принять участие в одной волшебной истории. (Да). В этом зале присутствуют не только педагоги, но ещё из волшебного леса к нам пожаловали гномы. У гномов случилась беда, дело в том, что злая колдунья, узнав что гномы испытывают трудности в произнесении некоторых звуков, забрала все цвета у Радуги. И теперь гномы обратились к нам за помощью, справиться со всеми заданиями и найти цвета Радуги. Поможем, ребята?
Воспитатель:
Прослушайте стихотворение внимательно и узнайте, с каким звуком мы будем знакомиться.
Барбос.
На дворе рычит Барбос. Рр! Рр! Рр!
Он гоняет рыжих ос. Рр! Рр! Рр!
Отчего рычит Барбос? Рр! Рр! Рр!
Осы жалят его в нос. Ррь! Ррь! Ррь!
Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть? ([р], [р']).
Правильно, сегодня мы будем играть со звуками [р], [р'] и с буквой Р.
II. Артикуляционная гимнастика.
Задание № 1. Красный гном - Весельчак.
(Красный конверт, внутри вкладыш с изображением Белоснежки)
Воспитатель: Звуки [р], [р']– сложные, поэтому перед тем как выполнить все последующие задания от гномов, необходимо сделать гимнастику для язычка, для того чтобы наш язычок был подвижный и послушный, и произносил все звуки красиво и правильно. И поможет нам в этом Белоснежка.
Слайд № 2. Белоснежка (клик)
Видео. Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звука [р], [р'].
(Дети выполняют артикуляционную гимнастику под показ видео).
Воспитатель: Молодцы!
III. Знакомство со звуком.
Задание № 2. Оранжевый гном - Ворчун.
(Оранжевый конверт, внутри изображение буквы Р, кружочки синего и зелёного цвета, планшет с кармашками).
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем выполнять различные задания со звуками [р], [р’]. Давайте, произнесем их!
(Совместно с воспитателем, дети произносят сначала твёрдый звук, потом мягкий.)
Воспитатель: Что делают губы? (улыбаются)
Где находится язык? (за верхними зубами)
Что делает кончик языка? (от напора воздуха он дрожит)
Какой это звук гласный или согласный? (Согласный)
Почему? (Выдыхаемый воздух встречает преграду - язык)
Звонкий или глухой? (звонкий, т. к. голос включен)
[Р], твердый или мягкий? (твердый). Твёрдые звуки мы обозначаем синим цветом.
(Воспитатель синий кружок вкладывает в кармашек планшета).
[РЬ], мягкий или твёрдый? (мягкий). Мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом. (Воспитатель зелёный кружок вкладывает в кармашек планшета).
Воспитатель: Молодцы, вот мы познакомились со звуками [p], [pь]. Пора выполнять следующие задания.
Задание № 3. Жёлтый гном – Умник.
(Жёлтый конверт, внутри скрипичный ключ).
Воспитатель: Скрипичный ключ говорит, что нас ждёт песенка. Обратите внимание на экран и следуйте указаниям Белоснежки!
Слайд № 3. Гномы (клик)
Видео. Автоматизация звуков [р], [р’]. (Проговаривание и пение чистоговорки)
IV. Развитие фонематического слуха
Задание № 4. Зелёный гном – Тихоня. Игра «Твёрдый – мягкий».
(Зелёный конверт, внутри вкладыш со словами и кружочки синего и зелёного цвета)
Воспитатель: Гном – Тихоня предлагает поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Я буду называть слова, а вы будете показывать мне в ответ кружочки. Если в слове, которое я назову звучит твёрдый звук [p], вы показываете синий кружок. Если звучит мягкий звук – то зелёный кружочек. Всем понятны правила игры?
(Слова: радуга, река, дорога, деревья, деревня, ракета, озеро, берёза, забор, сухарь).
Воспитатель: Звук в разных словах может произноситься по-разному: в одних – твёрдо, в других – мягко. Звуки [p], [pь] нужны и важны, чтобы произнести слова правильно. А вы – молодцы, справились с заданием!
V. Автоматизация звука в слогах и словах.
Задание № 5. Голубой гном – Соня. Физминутка «Шапочки для гномов»
(Голубой конверт, внутри вкладыш с изображением «силача»).
Воспитатель: Время пришло немного размяться. Становитесь дружно в круг.
(Дети становятся в круг, выполняют движения соответственно тексту».
Семь гномов спешили. Стоя к кругу, дети шагают на месте.
Им шапочки шили Изобразить, как шьём иголкой.
В одном ателье под сосной. Поднять вверх обе руки - «дерево».
Колючий портной,
Ворчливый такой, [iЛадони соединить;
большие пальцы – «нос»,
остальные – «иголки ежа».[/i]
Проворно работал иглой. Изобразить, как шьём иголкой.
И вот на примерку
Скользнули за дверку. Изобразить, как дверь открывается:
кисти рук – «распахнутые створки дверей»
В тот дом, где заждался портной. Изобразить «домик» – руки над головой. [/i]
Семь милых и славных,
Семь гномов забавных, Ладонями прикоснуться к щекам,
улыбнуться.
Все двери закрыв за собой. Изобразить, как дверь закрывается.
Портной по порядку
Дал каждому шапку. Пальцы правой руки сложить щепотью,
накрыв верхнюю фалангу каждого пальца на
левой руке.
Она оказалась большой! Плечи приподнять – показать «удивление»
И каждого гнома, того и другого
Накрыла она с головой! Каждый пальчик левой руки заключить в
кулачок правой руки.
(После выполнения физминутки дети стоят в кругу, воспитатель предлагает следующее задание).
Задание № 6. Синий гром – Чихун. Загадки.
(Синий конверт, внутри загадки и предметные картинки).
Воспитатель: Ребята, гном – Чихун, нам предлагает отгадать загадки.
(загадывает загадки).
В землю спряталась девица.
Из земли торчит косица.
Выдерну я ловко
Красную… (Морковку)
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей
Всем расскажет вам до срока
Белобокая … (Сорока)
Он в лесу стоял
Никто его не брал
В красной шапке модной
Никуда не годный … (Мухомор)
Со мной в поход легко идти
Со мною весело в пути
И я крикун, и я буян
Я звонкий круглый …(Барабан)
Красным глазом засияет
Нам идти не разрешает,
А зелёный глаз зажжёт –
Иди смело, пешеход! (Светофор)
Золотые глазки, белые реснички.
Любят их люди, пчелки и птички.
Летом луга и поля украшают,
На лепестках их люди гадают. (Ромашки)
Воспитатель: Ребята, звучал ли в словах - отгадках звук [p]. (Да)
(Из того же конверта воспитатель достаёт ещё одно задание. Предметные картинки).
Задание «Один – много».
Воспитатель: Ребята вот так неожиданность… в конверте не одно, а целых два задания. Игра «Один – много». Я буду показывать картинку и называть один предмет, а вы слова обозначающие большое количество предмета. Например: роза – много роз. На свои места будет садиться тот, кто правильно справиться с заданием.
(Слова: сыр – много сыров, мухомор — много, трактор, барабан, крокодил, грузовик, тигр, баран, телевизор, шарф, карандаш, ворон, дверь, букварь — много букварей).
Воспитатель: Все сидят на своих местах. У нас осталось последнее задание.
Задание № 7. Фиолетовый гном – Простак. Игра «Хлопай в ладоши!».
(Фиолетовый конверт, внутри вкладыш с изображением ладош и карточки со словами).
Воспитатель: Я буду читать слова. А вы, когда услышите слово со звуком «Р», хлопаете в ладоши. Если же в слове нет звука «Р», то не хлопаете.
(Слова: Рыба, лес, ландыш, рубашка, рысь, конфета, шкаф, арбуз, самовар, окно, карандаш, ручка, снег, книга, тетрадь, пакет, мотор, забор, хлеб, печенье, шоколад, зебра, песок, собака, трамвай, автобус, салфетка, воробей).
Воспитатель: Вот и выполнили все задания гномов, собрали все краски Радуги. Осталось забросить все цвета высоко в небо и окрасить Радугу. А поможет нам в этом парашют.
(Воспитатель раскладывает парашют, в центре укладывая воздушные шарики, дети подбрасывают шарики вверх. На слайде меняется картинка с разноцветной Радугой).
Слайд № 4. Воздушные шары в небе.
Воспитатель: Ребята, всё получилось, мы помогли гномам увидеть Радугу! А в благодарность за оказанную помощь гномы нам дарят прописи буква Р.
(Дети получают прописи и садятся на свои места).
Слайд № 5. Радуга и гномы.
VI. Итог занятия
Воспитатель: Какой звук сегодня мы закрепляли? [р], [р’].
С кем и чем мы встречались на пути?
Что вам понравилось на занятии?
Глазки закрываются
Реснички опускаются
1, 2, 3, 4, 5
В группу мы пойдём играть!
(Под музыку «Мир похож на цветной луг» дети выходят из зала)
Спасибо за внимание!