ЮСУПОВА ЕЛЕНА
Конспект НОД по речевому развитию «Зимующие птицы» в средней группе
▼ Скачать
Цель: закрепить знания о зимующих птицах, образе жизни, о связи с
окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Закрепить элементарные
представления о видах питания птиц. Закрепить умение различать зимующих
птиц по внешнему виду и называть их.
Задачи:
Развивающие
- Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Зимующие птицы“ в средней группе» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Развивать мышление, внимание, память и познавательную активность.
Обучающие:
- Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие
птицы».
- Расширить представления детей о труде взрослых: профессии орнитолог.
Речевые :
- Формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое
и грамматическое оформление речевых высказываний.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного
контакта, формирование адекватной самооценки. Воспитывать доброе и
бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Оборудование: ноутбук с записью видеописьма, листы для создания книги и
картинки для вклеивания в него, шапочки с изображением птиц, обруч, клей,
картинки с изображением птиц, 3-4 мольберта.
I. Организационный момент.
1. Создание игровой мотивации.
(Звучит звук письма)
-Что это за звук? Правильно нам пришло письмо. Как вы думаете от кого
оно? (Ответы детей)
-Ребята, давайте посмотрим видеописьмо.
(На ноутбуке видеописьмо)
Видеописьмо: "Ребята, мы, дети средней группы на прогулке видим
разных птиц. У нас возникли вопросы. Мы просим вас рассказать о них, ведь
вы самые старшие в детском саду. "
- Сможем ли мы им помочь? Как мы можем это сделать? (Ответы детей).
-Ребята, как мы можем передать информацию о птицах которую соберем?
(Ответы детей)
- Давайте составим книгу о птицах.
II. Основная часть.
1. Беседа о зимующих птицах
-Прежде чем начать составлять книгу о зимующих птицах, давайте
вспомним кто такие птицы? (Птицы - это животные, тело которых покрыто
перьями, у них есть крылья с помощью которых они летают)
Дидактическая игра «найди различия»
- А чем они отличаются друг от друга?
Дети смотрят на картинки и дают свои ответы. (размером, цветом, тем что
они едят, формой клюва)
- ребята скажите, на какие 2 вида делятся птицы? (перелетные и
зимующие)
- Почему перелетные птицы улетают в теплые края? (они не могут зимой
найти себе пропитание)
-Каких птиц мы называем зимующими? Почему они остаются зимовать с
нами? (они не боятся холода, они могут найти себе пищу зимой)
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее : холод или голод?
-Почему? (Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день
короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо
больше, чем летом.)
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм? (Нет)
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они
прилетают ближе к людям за помощью. Чем люди могут помочь зимующим
птицам? (подкармливать)
- Правильно, ребята. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются
добывать себе еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают
насекомых спрятавшихся в коре деревьев, отыскивают плоды и семена
деревьев лиственных, шишки хвойных деревьев. Но во время снегопадов,
метелей и сильных морозов, птицы голодают. Чтобы согреться зимой, им
нужно больше еды чем летом. Без нее они могут даже погибнуть от холода и
голода. Поэтому они прилетают к нашим жилищем за помощью, и мы с вами
можем помочь птицам пережить зиму.
- ребята, мы с вами говорим о том, что птицам нужно помогать,
подкармливать, чтобы они могли выжить, а для чего нам нужны птицы? Я
предлагаю вам поразмышлять об этом. (птицы защищают поля и леса от
вредителей, съедают семена сорняков, переносят семена растений, тем самым
помогая в распространении растений, избавляют людей от большого
количества насекомых. Совы ловят грызунов спасая поля пшеницы. Их помет
удобряет землю)
2. Физминутка.
- ребята, скажите, с помощью чего птицы греются в морозы, что им помогает
согреться? (перья и пух, когда совсем холодно, они нахохливаются и между
перьями и телом птица становится больше теплого воздуха который их греет,
прижимаются друг к другу)
- Изобразите как птицы :… (нахохливаются, летают, смотрят по сторонам
чтобы найти свой корм, клюют зерна)
-А теперь давайте приступим к составлению книги про птиц для наших
младших друзей.
3. Составление книги о зимующих птицах.
-Давайте попробуем узнать, что за птицы прилетают на участок средней
группы? И расскажем о них и вклеим картинки с их изображением и
описание в паспорт.
-Вот, что о них рассказали дети средней группы :
ВОРОБЕЙ
-Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей,
яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый,
к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись
друг к другу, нахохлившись. А вот такой у неё голос. (Звучит голос воробья)
(Ответы детей)
СИНИЦА
-Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на
горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная,
а брюшко – жёлтое. А вот такой у неё голосок. (звучит запись голоса
синицы).
(Ответы детей).
ДЯТЕЛ
-У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове
и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя
красные. Клюв прочный и острый. Если он рядом можно услышать вот такой
звук. (Ответы детей).
СОРОКА
-Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные
пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
ВОРОНА
-У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги.
Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и
крылья – чёрные, а остальное тело – серое.
ГОЛУБЬ
-У этой птицы туловище светло- или тёмно-серое, с беловатым
надхвостьем и двумя тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Вот
такой звук она издаёт.
СНЕГИРЬ
- У этой птицы голова, крылья и хвост – черные, спина серая, а грудь
красная. Клюв короткий и толстый.
Назвавшие правильно птицу дети берут картинку с ее изображением.
Затем дети делятся на пары, для составления страницы про птицу.
- Ребята мы определили каких птиц видят на площадке дети средней
группы, теперь давайте решим какую информацию и как мы будем
размещать на листе.
- У меня есть вот такие листы, разделенные на 4 части, что мы поместим в
верхней левой части? (картинку с изображением птицы и ее название.)
- Что мы можем разместить в нижней левой части? (чем можно кормить
птицу)
- Что мы можем разместить в верхней правой части? (особенности этой
птицы : форма клюва, окрас, следы)
- У нас осталась нижняя правая часть и я предлагаю для заполнения этой
части попросить помощи у ваших родителей. Сегодня вечером вместе с
мамами и папами поищите какую-нибудь интересную информацию, загадку
или стих про свою птицу, и завтра мы дополним нашу книгу. Вы согласны?
(Согласны)
-Тогда давайте приступим к оформлению страниц. На столах лежат
картинки с изображением кормов, особых примет, и названия птиц,
подберите подходящие вам картинки и выложите их на странице, согласно
нашей схеме.
Дети приступают к выполнению задания.
После того как дети разложили все на листах, совместно обсуждаем, и
если необходимо корректируем информацию на листе. После того как все
листы отредактированны, дети приклеивают картинки к листу и вставляют
их в файлы, а файлы вставляют в папку (Собирают книгу)
- Ребята кажется нашей книге чего-то не хватает, как вы думаете чего?
(титульного листа)
- Давайте придумаем название для нашей книги, я оформлю наш
титульный лист, и завтра мы прикрепим его к нашей книге.
(дети предлагают названия и выбирают одно больше всего понравившееся
всем)
- Все согласны с таким названием? (Да)
4. Беседа о видах корма.
-Ребята, у нас остались неиспользованные картинки с едой, почему вы их
не взяли? (Ответы детей)
Категорически запрещено кормить птиц жареными, солёными, кислыми
продуктами. Нельзя давать свежий белый хлеб, а особенно чёрный хлеб,
который начинает бродить в зобу, и в нём много соли, которая плохо влияет
на почки и печень птиц. Так же нельзя кормить птиц цитрусовыми, кожурой
бананов, молоком, арахисом и пряными продуктами, кусочками пирожков и
беляшей, чипсами, картофелем. От этой пищи птицы могут отравиться и
даже ослепнуть.
III. Рефлексия.
- ребята давайте вспомним кому мы сегодня помогали?
-Что мы сделали для младших детей? Для чего им пригодится книга про
зимующих птиц? (Ответы детей)
- Что вам больше всего сегодня понравилось?
- не забудьте сегодня вечером найти недостающую нам информацию для
книги и завтра мы ее доделаем и передадим ее ребятам.
- А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Здесь лежат шапочки с
изображениями птиц, наденьте их. Я буду читать стихотворение, та птица
которую я назову, летит в кормушку.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье