Петровская Наталья Алексеевна
Конспект НООД по речевому развитию во второй младшей группе «Грязнуля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НООД по развитию речи «Грязнуля»
(Звуковая культура речи, звук «С») во второй младшей группе
Программные задачи:
1) Речевые :
— учить правильно произносить звук «С»; упражнять в правильности и отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи);
Темочки:
— продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными; помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; упражнять в умении сравнивать предметы по размеру и обозначать результат сравнения словами (большой мяч — маленький мяч);
— обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
3) Воспитательные:
— воспитывать интерес к действиям в процессе умывания, желание делать все самостоятельно.
Оборудование: кукла Грязнуля, маска лисы, чудесный мешочек, игрушки: большой красный мяч, маленький зеленый мяч, большой синий кубик, маленький желтый кубик, алгоритм умывания, тазик с водой, мыло в мыльнице, полотенце, мыльные пузыри.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Умывалочка», чтение детям «Девочка чумазая» А. Барто, «Резиновая Зина», К. Чуковский «Мойдодыр», артикуляционная гимнастика, игра «Чудесный мешочек»
Ход НООД :
Воспитатель Дети
1)Вводная часть.
Воспитатель показывает детям куклу Грязнулю.
-Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел?
Черные ладошки;
На локтях —дорожки…
Кончик носа черный,
Будто закопченный.
— Что нужно сделать, чтобы кукла стала чистой?
— А ведь для тех, кто умывается, вода поет свою песенку. Давайте Грязнуле споем песенку воды.
2)Основная часть.
— Но сначала надо сделать зарядку для нашего язычка. И ты смотри Грязнуля, как я с ребятами буду делать разные упражнения.
Проводится артикуляционная гимнастика.
1. Упражнения для губ.
— «Улыбка»
Дети, давайте улыбнемся друг другу. Растяните сомкнутые губы, зубы при этом тоже сомкнуты.
-«Трубочка»
А теперь сделаем упражнение «Трубочка». Вытяните губы вперед. Посмотрите, как это делаю я, и повторяйте за мной.
2. Упражнение для языка.
-«Покусаем язычок»
Воспитатель.
— Давайте тихонько покусаем наш язычок от кончика до середины, выдвигая язычок вперед.
Воспитатель показывает упражнения и предлагает повторить его детям. Следит за точностью выполнения упражнения, хвалит детей.
3. Упражнение для подвижности нижней челюсти.
-«Причешем язычок»
-А теперь давайте причешем наш язычок. Растяните губы в улыбке, язычок протисните наружу между зубками, и верхними передними зубками скоблите по язычку. Словно расческой причесываете.
Воспитатель.
— Молодцы ребята! Теперь ваш язычок легко справится с песенкой воды.
Послушайте ее: «с-с-с-с»
Педагог произносит изолированный звук «с»
-Дети, а вы хотите спеть песенку воды? Давайте чуть —чуть приоткроем кран
Вода течет небольшой струей — поет негромкую песенку.
Воспитатель предлагает детям тихо спеть песню воды.
— А теперь давайте сильнее откроем кран. Вода зажурчала громче. Песенка воды звучит громко. (Тренируется сила голоса).
Педагог проговаривает чистоговорку.
«Са — са- са — к нам пришла лиса».
Просит детей повторить.
«СУ-су-су – она живет в лесу.
Воспитатель предлагает прогнать лису.
«Су —су — су- прогоним мы лису»
Воспитатель снимает маску лисы.
-Убежала лиса.
Воспитатель берет Грязнулю.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А не чистым трубочистам
Стыд и срам!
— Давайте скажем Грязнуле : Стыд и срам!
— Ребята, давайте научим Грязнулю умываться Помогут нам картинки.
Педагог вывешивает на доску алгоритм умывания.
Воспитатель.
— Послушай, Грязнуля, как надо правильно умываться. (Образец рассказа воспитателя) Воспитатель.
— А теперь давайте Грязнуле покажем, как мы умываемся Пальчиковая игра «Умывалочка»
Мы намылим наши ручки,
Раз — два — три, раз —два- три!
(два раза выполняют по три ритмичных хлопка)
А над ручками, как тучки,
Пузыри, пузыри.
Игра «закончи предложение».
Ну вот и наша Грязнуля захотела умыться. Давайте я ее буду мыть, а вы говорить, что я делаю… Беру таз с водой….
Мылом… что я делаю?
Потом руки …
Чистыми руками моем лицо.
И после умывания….
Ну вот, наша грязнуля превратилась в куклу Соню.
Как куклу зовут?
— Ребята, даже игрушки спрятались. Давайте их найдем.
У педагога в руках чудесный мешочек.
Воспитатель достает из мешочка большой красный мяч.
— Что это? (мяч)
-Какой мяч? (красный, круглый)
— Сколько мячей я достала из мешочка? (один мяч)
Педагог достает из мешочка маленький зеленый мяч.
— Что это?
-Какой мяч (круглый, зеленый)
— Сколько мячей стало? (много мячей)
— Красный мяч большой — а зеленый (маленький)
Педагог достает из мешочка большой синий кубик.
— Что это?
— Какого цвета? (синего)
— Сколько кубиков я достала (один кубик)
Педагог показывает маленький желтый кубик.
-Что это?
— Какого он цвета? (желтого)
— Сколько кубиков (много кубиков)
— Желтый кубик маленький — а синий (большой)
3)Заключительная часть.
-Молодцы ребята. Наша кукла Соня больше не будет грязнулей. А вы будете грязнулями?
А что нужно делать, чтобы не стать грязнулями?
Какую песенку поет вода?
Сейчас Соня хочет поиграть с вами в мыльные пузыри.
(Воспитатель дует мыльные пузыри, а дети их ловят ладошками под музыкальное сопровождение).
дети садятся на стульчики.
Да это же кукла Грязнуля!
Нужно куклу умыть.
Дети выполняют упражнения.
(имитируют движения).
Обращает внимание на то, что при пении песенки воды губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубки. (Хоровое и 5 — 6 индивидуальных проговариваний).
Имитация движения воды из крана.
Дети хором и индивидуально произносят чистоговорку.
По просьбе педагога чистоговорку проговаривают сначала мальчики, потом девочки и индивидуально.
Стыд и срам!
По просьбе взрослого дети вспоминают правильные и последовательные действия умывания.
Дети с помощью воспитателя рассказывают последовательность умывания.
(дети встают возле стульчиков).
(круговыми движениями трут одну ладошку о другую)
(выбрасывают руки вверх)
(хватательные движения руками)
Намочим руки.
Намыливаем руки.
ополаскиваем водой
Чистыми руками моем лицо.
Вытираем руки и лицо полотенцем.
Кукла Соня.
Мяч.
Красный, круглый.
Один мяч.
Это маленький мяч.
Мяч зеленый.
Много (или два) .
Зеленый мяч маленький.
Это кубик.
Синий кубик.
Один кубик.
Желтый кубик.
Много (или два) .
Синий кубик большой.
Нет, не будем.
Нужно умываться водой.
С-с-с-с-с-с.