Татьяна Бондаренко
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Составление описательного рассказа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать умение составлять описательный рассказ с опорой на наглядный план.
Задачи:
1. развитие связной речи; зрительного внимания и памяти; логического мышления.
2. учить подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Составление описательного рассказа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
3. звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками с из отчётливо и внятно; вычленять эти звуки из слов; упражнять детей в умении регулировать силу голоса (произносить фразы и слова громко, тихо и шёпотом).
4. воспитание дисциплины; формировать умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять, анализировать их.
Словарная работа: активизировать словарный запас по теме «Дикие животные».
Пособия и оборудование: план-схема, мяч, волшебный мешочек, картинки с изображением диких животных; магнитики, магнитная доска.
Предварительная работа: : беседа с детьми о жизни диких животных родного края, рассматривание картин с изображением диких животных, д/и «Чей детеныш?», д/и «Подбери словечко», д/и «Чей хвост, чья голова?», отгадывание загадок о диких животных, чтение русских народных сказок о диких животных, беседа в библиотеке на тему "Животные леса".
Последующая работа: экскурсия в музей, художественное творчество на тему "Дикие животные", заучивание стихов по данной теме, расширение словарного запаса.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Предполагаемый ответ детей: Здравствуйте!
Психогимнастика.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение?
Предполагаемые ответы детей: Хорошее.
Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. И поэтому я назову вас ласково: Сядет на стульчик Мишенька, Максимушка, Лизонька и т. п.
На доске картинки диких животных.
- Ребята, вчера Незнайка оставил для нас картинки. Давайте внимательно на них посмотрим и расскажем, кто на них изображен?
Предполагаемые ответы детей: Это дикие животные.
Воспитатель: А почему же они называются дикими?
Предполагаемые ответы детей: Они называются дикими, потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу и сами о себе заботятся.
Воспитатель: Правильно! Чем дикие животные отличаются друг от друга?
Предполагаемые ответы детей: Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т. д. Шерсть у них разного цвета и т. д.
Воспитатель: Чем они похожи?
Предполагаемые ответы детей: Они живут в лесу, сами себе добывают корм. У них у всех есть туловище, голова, глаза и т. д. Их тела покрыты шерстью. А у ежа тело покрыто иглами.
Воспитатель: А давайте вспомним, как называются жилища диких животных. Как называется жилище медведя?
Предполагаемый ответ детей: Берлога.
Воспитатель: Волка?
Предполагаемый ответ детей: Логово.
Воспитатель: Лисы?
Предполагаемые ответы детей: Нора.
Воспитатель: Ежа?
Предполагаемый ответ детей: Нора.
Воспитатель: Белки?
Предполагаемый ответ детей: Дупло.
Воспитатель: А где живет заяц?
Предполагаемый ответ детей: Под кустиком.
Воспитатель: Молодцы! У каждого животного теплая шерсть и в своих жилищах им тепло и уютно. А знаете ли вы, чем дикие животные питаются?
Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Воспитатель: Ребята, прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным животным.
Предполагаемые ответы детей: Травоядные: заяц (ест траву, кору деревьев, белка (ест орехи, грибы, лось (ест траву, кору деревьев, ветки, сено).
Воспитатель: А к хищникам?
Предполагаемые ответы детей: Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу, волк (зайцев, овец, телят, лиса (кур, гусей, зайцев, мышей, рысь (мясо животных).
Воспитатель: А кто из диких животных готовит на зиму запасы?
Предполагаемые ответы детей: Белка
Воспитатель: Что она запасает?
Предполагаемые ответы детей: Орехи, грибы, ягоды.
Дидактическое упражнение «Красивые слова»
Воспитатель: Дикие животные хотят с вами поиграть! Игра называется «Какой? Какая?». Сейчас я буду бросать мяч и называть дикое животное (волк, медведица, бельчонок, лиса, ежонок, лось и т. д., а вы должны придумать, какое это животное? ( показывает образец: «Заяц – заяц трусливый")
Я - медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой;
Я - лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая;
Я - волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый;
Я - заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий;
Я - ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.
Я - белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.
Я - лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.
Я - рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем.
Физкультминутка "Быстро встаньте".
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рассказывать о диких животных. В этом нам поможет такая схема. Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка – это название животного; вторая картинка – размер животного; какого цвета; третья картинка – жилище животного: где живет? Последняя картинка – чем питается?
Сейчас вы будете сюда выходить, доставать картинку из волшебного мешочка и рассказывать, как я: «Это медведь. Он большой. Медведь коричневого цвета. Он живет в берлоге, питается ягодами и медом».
Рассказы детей.
Воспитатель анализирует рассказы, детей по ходу занятия. Отмечает среди них наиболее развернутые и оригинальные.
Воспитатель: Диким животным очень понравилось быть у вас в гостях, и они хотят вас немного повеселить и поиграть с вами.
Послушайте чистоговорку:
Са-са-са - прилетела к нам оса.
Воспитатель: Скажем все вместе, на одном выдохе. А теперь повтори чистоговорку громко, тихо, шёпотом (проговаривается индивидуально)
Су-су-су - в лесу видели лису.
За-за-за - прилетела стрекоза.
Зу-зу-зу- мы поймали стрекозу.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадки:
"Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт" (Снег)
"Зимой - белый,
Летом - серый" (Заяц)
Воспитатель: Произнесите громко и протяжно звуки «с» и «з» в словах снег, заяц.
Рефлексия:
Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали? Кто был у нас в гостях? В какие игры мы с ними играли? Вам понравилось сегодня играть с дикими животными? Им тоже очень понравилось. Теперь дикие животные расскажут Незнайке, как хорошо у вас в гостях, и какие вы молодцы! Он дарит вам разноцветные магнитики. Возьмите магнитик того цвета, которое отражает ваше настроение, и поместите его на магнитную доску.
Дети выставляют цветные магнитики на магнитную доску в форме цветка.
Воспитатель: Вот какой прекрасный цветок у нас получился, я вижу, что у всех у вас хорошее настроение. И наше путешествие к диким животным вам понравилось.
Литература.
1. Бабаева Т. И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» / Бабаева Т. И., Михайлова З. А. - СПб: ООО Издательство «Детство - ПРЕСС», 2011.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию – СПб: Издательство «Детство – ПРЕСС», 2006.
3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-6 лет- Мю. : Издательство «Вентана - граф», 2008.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто, где живет – М. : ТЦ «Сфера» 2011