Ирина Васильева
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Весна — красна, приди скорей!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи по теме «Весна».
Программное содержание:
- учить подбирать слова-определения к существительному
- учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки
- учить детей составлять рассказ по опорным картинкам
- развивать речь — доказательство
- развивать слуховое внимание, мелкую моторику;
- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в средней группе „Весна — красна, приди скорей!“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных;
- упражнять в умении выявлять простейшие причинно следственные связи;
- упражнять в умении различать долгие и короткие звуки;
- уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- обогащать словарный запас по теме «Приметы ранней весны»;
- воспитывать умение слушать друг друга;
- воспитывать любовь к родной природе и бережного отношения к ней
Ход занятия:
- Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, ребята, а сейчас повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (Поднять руки вверх) Солнышко лучик тебе протянул, (Протянуть руки в центр круга) Солнышко щечку тебе полоскало, (Погладить ладонями щечки) Доброго утра пожелало! (Прижать ладони к груди)
- Ребята, сейчас вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить. Послушайте внимательно слова: Солнышко, проталины, подснежник, ручейки, почки-листочки, птицы, …. Правильно, мы будем говорить о весне!
- Посмотрите на экран- нам пришло письмо! Посмотрите, кто его нам принес? (птичка)
- Давайте послушаем с какой красивой музыкой она к нам прилетела.
- Хотите узнать, от кого это письмо что в нем?
1. - Это письмо от Весны. Вот оно.
«Дорогие ребята! Я слышала, что вы звали меня. Но случилась со мной беда. Волшебница Зима не хочет уступать мне место. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите, пожалуйста, мне выбраться, выполните задания. А чтобы вам легче было меня искать, я оставила свои следы. Желаю удачи в вашем нелегком деле. До свидания.»
- Ну что, ребята, поможем Весне? Отправимся на ее поиски?
Артикуляционная разминка:
Ши-ши-ши – солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с утвердительной
интонацией).
На первом предложении педагог дает
образец, проговаривая утверждение вместе с детьми.
Ло-ло-ло – и на улице тепло?
Ки-ки-ки – зажурчали ручейки?
Цы-цы-цы – запели звонко птицы?
Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы?
На-на-на – это к нам пришла весна! (Последнее предложение проговаривается с
восклицательной интонацией).
3. Молодцы! Вы так хорошо выполнили первое задание, что появилась первая примета Весны :
А вот и наше солнышко. Посмотрите, какое оно красивое!
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон)
- Солнце круглое как (мячик, шарик)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка)
-Солнце жаркое как (костер, огонь….)
4- Солнышко предлагает нам поиграть. (Пальчиковый игротренинг и игровой самомассаж)
Ладошка-это солнышко,
А пальчики лучи.
Поет о солнце скворушка,
Кричат о нем грачи!
Солнышко милое,
Поделись своей силою.
Просыпайтесь, лучики!
Согревайтесь, рученьки!
Пальцы- лучики проснулись
Наклонились- потянулись.
Быстро встали на зарядку,
Рассчитались по порядку! 12345!
Солнышко проснулось-
Лобика коснулось,
Лучиками провело
И погладило, и погладило.
- Посмотрите, что нам подарила солнышко. (Педагог показывает мнемоквадрат- солнышко). Кто назовет первую примету весны?
Ребенок : «Весной солнце свети и греет»
Вы справились и с этим заданием. И солнышко предлагает вам поиграть с тем, с чем вы очень любите. Посмотрите ребята, что это? Ответы детей, песок. Правильно-это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.
Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте вспомним
Правила игры с песком
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться! 2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы. 3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза! 4. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать! 5. После игры с песком – помой руки!
Педагог-психолог: Молодцы! Все правила запомнили!
Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?
Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.
Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по теплому песочку от края стола к центру и за тем обратно.
Пошли пальчики гулять, Долго, долго шли пешком, А затем бегом, бегом, Немного поскакали И в конце пути упали.
Игра – упражнение «Песочное солнце». Я предлагаю вам выложить каждому свой лучик, кто чем захочет: фасолью, пуговицами, макаронами, орешками, камушками. Какое замечательное солнышко у нас получилось! (рисуем ему улыбку). А теперь не забудем про правило-после игры с песком нужно вымыть руки.
Пока вы мыли ручки- Солнышко пригрело- и вот появились первые проталины. Вот он след Весны!
- помните, красивое стихотворение про Снегурочку? (произносим вместе)
Т. Белозеров «Подснежники»
Плакала Снегурочка, зиму провожая.
Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.
Там где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники- Снегурочкины слезы
- Давайте посмотрим, что под этим следом спрятала Весна. (Достаем мнемоквадрат с изображением проталины с подснежником)
_ проговорим эту примету Весны. Ребенок: «Весной тает снег, появляются проталины и первые цветы- подснежники»
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ. Давайте превратимся в подснежники. Представьте, что мы находимся под землей. Мы- корни растения. Землю пригрело солнышко. Появляются нежные росточки подснежника. Ночью холодно, а днем тепло. Подснежники подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты. Но вот раскрываются бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы! Покажите, какие вы смелые. Вот подул ветерок, и подснежник закачался на тонкой ножке. Все любуются подснежником. Он вестник весны.
Дети выполняют действия по ходу повествования.
Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только любоваться ими. А кто мне скажет почему?
А вот и второй след Весны.
- Чтобы весна нас услышала, надо ее позвать
«1 2 3 4 5- мы весну идем встречать!
Весна- красна, приди скорей,
Землю солнцем обогрей!
Пусть тает снег,
Исчезнет лед,
А птичка песенку споет.
Скорей набухнут почки
И вырастут листочки!»
-Посмотрим, что же под этим следом- мнемоквадрат «дерево с листочками)
-Кто назовет эту примету весны? (Весной н деревьях набухают почки, и появляются листочки)
7. А вот и другой след. А что же под ним?
(мнемоквадрат «птицы»). Кто назовет эту примету?
- Ребенок: Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
- А теперь Давайте поиграем.
Я назову вам слово, а вы назовете его ласково.
Солнце -, ручей -, корабль -, сапоги - …, ветер-, облако-….,
лист-, цветы-….
Дидактическая игра "Скажи наоборот"
-Вставайте в кружок. Я вам буду бросать мячик, говорить, что бывает зимой, а вы отвечаете, что бывает весной и бросаете мне мяч обратно.
Зимой снег белый, а весной. (черный)
Зимой снег чистый, а весной. (грязный)
Зимой дни холодные, а весной. (теплые)
Зимой дни короткие, а весной. (длинные)
Зимой солнце тусклое, а весной. (яркое)
Зимой небо серое, а весной. (голубое, светлое)
Зимой ветер холодный, а ветер весной. (теплый)
Зимой солнце низкое, а весной. (высокое)
Отправляемся дальше!
Ой тише, ребятки, кажется Весна разбудила медведя! Он выбирается из берлоги.
Инсценировка «Медведь» под музыку Тешутенко.
Дети ложатся на ковёр калачиком. Под стихи, которые читает логопед, показывают действия:
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, наверно, видел сны. (лежат «калачиком»)
Вдруг проснулся косолапый (садятся на колени, зевают)
Слышит – каплет! Вот беда! (показывают на правое ухо – «слушают», огорчились)
В темноте пошарил лапой («шарят» вокруг)
И вскочил – кругом вода! (вскакивают)
Заспешил медведь наружу:
Заливает – не до сна! (косолапя, встают по краю ковра)
Вылез он и видит лужи! (широкий жест руками – большие лужи)
Тает снег – пришла (хором - весна)
5. Вот и последний след. Что же здесь?
(Мнемотаблица о весне). Это наша помошница таблица, которая поможет выполнить нам последнее задание. Сейчас мы расскажем о весне все, что узнали. Вспомним главное правило красивой речи : говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Рассказы детей. По ходу рассказов воспитатель выкладывает подходящие мнемоквадраты на мнемотаблицу.
- Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями! И вот она- красавица Весна! На слайде Весна и аудиозапись «Весна красна идет!»