Марина Сухоминская
Конспект НОД по речевому развитию «Прогулка в зимнем парке.»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Интеграция образовательных областей: речевое развитие; познавательное развитие; физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Задачи : Образовательные: - Учить по образцу рассказывать о содержании сюжетной картины. - Упражнять в составлении коллективного рассказа. - Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях (существительные с прилагательными) - Совершенствовать монологическую речь детей. Развивающие : - Развивать наблюдательность, умение чувствовать композицию рассказа и передавать знания детей о временах года. - Развивать словесно - творческую активность детей. - Развивать внимание, память мышление в процессе отгадывания загадок. - Обогащать словарь детей поэтическими, изобразительными терминами. - Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности средствами изобразительного искусства. Воспитательные: - Воспитывать умение выслушать до конца ответы товарищей, не выкрикивать. - Воспитывать положительное отношение к природе. - Прививать доброжелательное отношение друг к другу при составлении коллективного рассказа. Предварительная работа: наблюдения, беседы у календаря природы; рассматривание иллюстраций о временах года и беседы об этом; продуктивная деятельность по теме «Зима»; знакомство с пейзажами известных художников; составление коротких рассказов по предметным картинкам; речевые дидактические игры; слушание классической музыки П. И. Чайковского «Времена года». Словарная работа: пейзаж, «передний и дальний план» картины, оттенки, хрустальная. Материалы: технические средства (проектор, ноутбук, экран); видеоролик «Зимний альбом»; слайды: «Детский сад», «Волшебная шляпа»; картина «Прогулка в зимнем парке», смайлики, снежинки, дерево, снежок для сюрпризного момента, снежок для словесной игры. Методические приё мы: Словесные: беседа, образец рассказа, план рассказа, вопросы, чтение загадок, словесная игра «Составь предложение», дидактическая игра «Зимние слова» Наглядные: рассматривание на экране слайда; просмотр видеоролика; рассматривание картины. Практические: выполнение упражнения, украшение дерева снежинками
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Прогулка в зимнем парке,“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход НОД: 1. Организационный момент. Звучит спокойная, мелодичная музыка. Воспитатель. Сегодня мы с вами совершим прогулку, а куда отправимся, вы сейчас узнаете. Просмотр презентации «Зимний альбом». Воспитатель. Куда же мы с вами отправимся? Дети. В зимний парк. Воспитатель. Правильно ребята! Вот у нас полянка с деревом, но с ним что-то не так, оно выглядит неживым и невеселым, совсем не так, как на слайдах. Что же можно сделать, чтобы дерево стало нарядным и зимним? Дети называют различные действия, подвести к ответу - «украсить снежинками» Воспитатель. Все правильно ребята, а вот и снежинки, но они не простые, а с загадками и крепятся к дереву после отгадки. 2. Основная часть. Воспитатель (загадывает загадки) Белый пух лег на дороги, На ступеньки и пороги. Знает каждый человек - Этот пух зовется (снег) Воспитатель. Верно, снег. А снег какой? (пушистый, белый, холодный, искристый) К дереву крепится снежинка. С неба падают зимою, И кружатся над землею, Легкие пушинки, Белые (снежинки) А снежинки какие? (резные, прозрачные, красивые, волшебные) К дереву крепится снежинка. Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома - Это к нам пришла (зима) Какими словами можно описать зиму? (морозная, веселая, снежная, хрустальная) Крепится снежинка. Воспитатель. Ой, какая необычная снежинка! Да на ней что- то написано (читает письмо) «Здравствуйте, пишет вам Лунтик. Мне нужна ваша помощь. Мне необходимо составить рассказ по картине «Прогулка в зимнем парке». Так как я ни когда не был в зимнем парке, мне очень трудно это сделать. Помогите мне, пожалуйста» Воспитатель. Вы готовы помочь Лунтику? Дети. Да! Воспитатель. Ребята, Лунтику повезло, ведь сейчас мы как раз собирались совершить путешествие в зимний парк и нам будет легче составить рассказ по картине «Прогулка в зимнем парке». Вы согласны со мной? Дети. Да!
Воспитатель. Теперь мы можем отправляться. Возьмитесь за руки все. Встанем в круг. Один, два, три – покрутись, и в парке, ты, очутись! На экране слайд с волшебной шляпой.
Воспитатель. Посмотрите всюду лежат снежинки. Давайте мы их рассмотрим.
Дети. Да!
Воспитатель. Каждый возьмет по снежинке и опишет ее. Какая у тебя снежинка?
Дети. Прозрачная, хрустальная, холодная.
Воспитатель. А можете вы произнести слово снежинка громко и шепотом?
Дети. Да! Все дети произносят.
Воспитатель. Вот, как по - разному звучит слово. Кто же рассыпал эти снежинки?
Дети. Зима!
Воспитатель. Что же вы знаете о зиме?
Дети. Дни стали короче, ночи длиннее, солнце светит мало, на деревьях нет листьев, дуют холодные ветра, снег, небо серое, ночью мороз, деревья трав покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит, но не греет, лужи и водоемы покрываются корочкой льда.
Воспитатель. Молодцы! Если вы так хорошо знаете признаки зимы, то вы, значит, хорошо подготовились к ней.
Воспитатель. Предлагаю отдохнуть.
Физ. минутка «Снежок» (выполняют движения)
Снежинки мягко кружатся,
Мелькают, вьются, вьюжатся,
Порхали, весело летели
И на землю тихо сели.
Вот ветер снова набежал,
Вдруг снежинки красивые поднял.
Весело они летели.
И на землю снова сели. (Собирают снежинки в снежный ком)
Воспитатель. Ребята, посмотрите тут лежат какие-то картинки. Не хотели бы вы их рассмотреть. Я предлагаю вам составить красивые предложения по этим картинкам. А чтобы вам было легче, предлагаю разделиться на две группы. Все подходят к столу, на котором лежат картинки и составляют предложения.
Воспитатель. Хочется похвалить вас, что вы говорили четко, внятно, интересно.
Ребята, мы с вами должны были кому-то помочь. Кому и в чем?
Дети. Мы должны помочь Лунтику, составить рассказ по картине.
Воспитатель. Я предлагаю сейчас это сделать.
Ребята проходят к картине, садятся на стулья. Составление рассказа.
Воспитатель. Ребята, сейчас вы будете составлять рассказ по картине. Используйте в своём рассказе те предложения и те зимние приметы, которые мы уже называли ранее.
Вопросы по содержание картины
- Какое время года изображено на картине?
- Посмотрите и назовите все приметы зимы, которые вы здесь видите.
- Кто изображён на картине? - Как вы думаете, куда они направляются? - Как они одеты? - Чем заняты дети? - Какие краски использовал художник для пейзажа? - За что вы любите зиму? - Какое название можно дать этой картине? («Зима в лесу», «Зимний день», «Первый снег») - С каких слов можно начать свой рассказ по этой картине? (на картине изображен…; мы видим на картине…; на этой картине) Воспитатель. А сейчас послушайте мой рассказ. Я назвала его «Прогулка в зимний парк». Рассказ воспитателя по картине (образец рассказа) - На картине зима. Стоял ясный, безветренный день. На переднем плане картины дети гуляют на поляне в парке. Мальчики и девочка тепло одеты. У них хорошее настроение, потому, что в парке много интересного. Земля покрыта первым снегом. Из- под него проглядывает зеленая трава. С деревьев осыпается снежок, пруд покрыт тонким льдом. На дальнем плане деревья и опавшие листья покрыты снегом, потому что наступила зима. Воспитатель. А теперь, ребята, я начну наш рассказ, а вы продолжите. Договорились? На картине изображён зимний парк. Погода стоит ясная, небо синее, безоблачное. На переднем плане картины мы видим… Воспитатель выбирает двух ребят, которые продолжат рассказ. Первый ребёнок расскажет середину рассказа. Второй ребёнок заканчивает рассказ. Воспитатель. Нужно ещё раз рассказать наш рассказ. Кто желает? (Дети рассказывают составленный по картине рассказ) Воспитатель. Молодцы, вы отлично справились! Воспитатель. Я приготовила игру «Зимние слова». Предлагаю вам сыграть в нее. У меня снежок в руках, Пушистый, белый и волшебный Кому в ладошку положу, Тот будет слово называть. Словесная игра «Зимние слова». Воспитатель. Зима, какая она? Дети. Хрустальная, красивая, холодная, белая. Воспитатель. Дети, а какая бывает погода зимой? Когда идёт снег - снежная. Когда дует ветер – ветреная. Когда мороз – морозная. Когда холод – холодная Светит солнце - ясная. Воспитатель: нам пора возвращаться в детский сад. А где наш снежный ком? Давайте заберем его с собой на участок. (Снежинки, находившиеся в снежке, заменили незаметно конфетами - рафаэлло). Сюрпризный момент: в нем что - появилось и шуршит, посмотрим? Снежок раскрывается, в нем конфеты, угощение детей. Воспитатель. Возьмитесь все за руки. Сделаем круг. Один, два, три - покрутились и в детском саду, очутились! На экране слайды с волшебной шляпой, музыкальный зал ДОУ. Воспитатель. Вот мы и в нашем любимом детском саду! Ребята вам понравилось наше путешествие? Что мы можем о нем рассказать? (Дети делятся своими впечатлениями) А какое у вас настроение? Давайте нашими смайликами покажем, какое у нас осталось настроение. После обеда мы с вами напишем письмо нашему Лунтику напишем ему наш составленный рассказ. Он будет очень рад. А вы у меня молодцы. Попрощайтесь с гостями.