Сание Алиевна Аметова
Конспект НОД по речевому развитию и обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по островам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по речевому развитию и обучению грамоте
в подготовительной группе «Путешествие по островам!»
Программное содержание:
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Ведущая область: «Речевое развитие»
Образовательные задачи.
Речевое развитие:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию и обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие по островам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки. Различать твердые и мягкие согласные, гласные и согласные звуки; Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения. Формировать умение делить слова на слоги. Закреплять умение составлять предложения по схеме. Закреплять понимание состава предложения из слов. Обогащать словарный запас. Закреплять понятия «слог», умение определять количество слогов в слове.
Социально- коммуникативное развитие:
Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку, самоконтроль и саморегуляцию.
Познавательное развитие:
Вызвать интерес к предстоящей деятельности, развивать внимание, память, познавательный интерес, логическое мышление
Физическое развитие:
Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.
Материалы и оборудование: Телевизор, презентация «Острова», предметные картинки, полоски-схемы для составления предложения; предметные картинки, квадраты красного, зеленого, синего цвета для составления слова условными обозначениями. По две буквы на каждого ребенка, цветные карандаши. Сундук с подарками - смайлики наклейки.
Предполагаемые результаты:
- Дети знают буквы русского алфавита; читают слова, слоги, предложения; понимают и используют в речи термины «звук» и «буква»; определяют место звука в слове: в начале, в середине и в конце; различают гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; проводят фонетический разбор слова; составляет предложение из двух, трёх слов, анализирует его; разгадывает ребусы;
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, практический
Приемы: лексико-грамматические упражнения, практические задания, логические вопросы, дидактические игры, физминутка, сюрпризный момент, пояснения, указания, показ, поощрение.
ХОД НОД:
1. Приветствие:
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
Улыбнёмся мы друзьям,
Улыбнёмся мы гостям.
На занятии не зевать,
На все вопросы отвечать.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
Воспитатель: О чем это стихотворение? (ответы детей)
- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.
Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи.
2. Введение в тему
Воспитатель: Сегодня на занятии я хотела, чтобы мы показали нашим гостям чему научились в саду, что мы умеем, знаем и как готовы к школе.
Но утром я увидела, что мне на почту пришло письмо. А написали его ребята, которые живут на далеком острове! (СЛАЙД №1). Они знают, что вы собираетесь в школу и хотят подарить вам подарки! Но приехать они сами не могут. Поэтому предложили нам самим приехать за подарками. Поедем? – Да!
Но чтобы попасть на этот остров, нам нужно проплыть пять островов и на каждом сделать остановку и выполнить задания. Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда - в путь!
А вы знаете, что такое остров? (СЛАЙД №2)
Дети: Остров там, где может быть море, акулы, медузы, песок, морские глубины. Часть суши…
Воспитатель: Остров — это маленькая часть земли, которая со всех сторон окружена водой.
Воспитатель: Скажите, а на чём мы сможем добраться до острова, если он окружен со всех сторон водой?
Дети: На корабле! (Перечисляют водные виды транспорта)
Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие на корабле. (СЛАЙД №3)
А пока мы будем плыть давайте поиграем. Вот мальчик и девочка. Я буду называть слова, которые относятся только к мальчикам, а вы меняете слово так, чтобы оно подходило девочкам и называете его.
Умник – умница, лыжник – лыжница, певец- певица, проказник – проказница, затейник – затейница, модник – модница, шутник – шутница, фокусник – фокусница, художник – художница, гимнаст – гимнастка. (Ребята садятся на места)
И вот ребята, пока мы играли, наш корабль доплыл до первого острова! Это «ОСТРОВ БУКВ И ЗВУКОВ»! Здесь живут буквы. (СЛАЙД №4)
Воспитатель: А что такое буква?
Дети: Буква – это символ, обозначающий звук на письме.
Воспитатель: Чем буква отличается от звука?
Дети: Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим.
Воспитатель: Назовите, пожалуйста какие звуки бывают.
Дети: Звуки бывают гласные и согласные.
Воспитатель: Назовите гласные звуки с которыми мы познакомились.
Дети: А, О, И, У, Ы, Э.
Воспитатель: Какие бывают гласные звуки?
Дети: Ударные и безударные!
Воспитатель: А согласные какие бывают?
Дети: Согласные твердые и согласные мягкие.
Воспитатель: Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Каким цветом согласные твердые? (Синим). И каким согласные мягкие? (Зеленым).
Воспитатель: Правильно! А сейчас я предлагаю вам взять карточки и цветные фишки и составить схему слова. (Карточки лежат на столе перед детьми)
Воспитатель: Каролина, какое слово ты разбирала? Какой первый звук, какой второй, третий и четвертый? Сколько звуков в слове? Сколько гласных звуков и сколько согласных звуков в слове? (Ответы нескольких детей).
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем путь!
И чтобы нам в пути не заскучать, поиграем в игру «Найди звук». Я назову слова, а вы определите звук, который слышится во всех словах:
ШУБА, МАРШ, ШАПКА, ШАРИК, ШИШКА, КАШТАН, СУШКИ. - Ш
БАРАБАН, БОЧКА, УБОРКА, БАНАН, БОЧКА, БИБЛИОТЕКА, БЛИНЫ, КОБРА. - Б
СЛОН, ЛИСА, КАКТУС. – С. А в слове СЛОН, звук С где стоит? – правильно, в начале. А в слове ЛИСА? – в середине слова. В слове КАКТУС? – в конце!
Воспитатель: Ну вот мы и доплыли до второго острова! Это «ОСТРОВ СЛОГОВ». (СЛАЙД № 5)
Ребята, из чего состоят слоги? (Из звуков). А что мы делим на слоги? (Слова) – Правильно!
Вам нужно определить количество слогов в словах, которые я назову и выложить на цветной линейке!
А как мы узнаем сколько слогов в слове?
Дети: Сколько гласных звуков, столько и слогов!
Воспитатель: Правильно! Помочь себе можно хлопками!
Воспитатель: Итак, слова: ЛУК, АР/БУЗ, КА/ПУС/ТА, БАК/ЛА/ЖА/НЫ. (Дети выкладывают)
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: А теперь, дети, давайте разомнем наши пальчики :
Плыли- плыли осьминожки (разжимаем кулачки)
Опустились на дорожку (пальчики на стол)
Быстро- быстро побежали (побежать по столу)
И три ножки потеряли (показать три пальчика)
Но зато осталось пять (раскрыть ладошки)
Можно все пересчитать (поочереди загибать пальчики).
Воспитатель: Посмотрите, ребята у вас в тарелочках лежат буквы. Раскрасьте их в такие цвета, которые соответствуют подходящему звуку. Если гласный звук, то буква будет красная. Если твёрдый согласный, то синяя и если мягкий согласный, тогда зелёная. Приступаем! (выполнение задания)
А теперь попробуйте собрать из этих букв слово. Какие слова у вас получились?
(Дети выходят к доске и выкладывают получившиеся слова).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы доплыли до следующего острова! Давайте разомнемся, выйдем на бережок.
Физкультминутка:
Мы по берегу гуляем, (Ходьба на месте)
Мореходов поджидаем, (Смотрим вдаль)
Ищем ракушки в песке (Наклоны)
И сжимаем в кулаке, (Сжимать кулачки)
Чтоб побольше их собрать – надо чаще приседать! (Приседания)
Воспитатель: И вот перед нами третий остров – «ОСТРОВ СЛОВ»! (СЛАЙД №6)
Беседа с детьми на коврике!
Ребята, у вас у всех есть родные люди, правда? Это ваши мамы, папы, дедушки, бабушки, братья и сестры! У слов тоже есть родные и называются они – РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА! Это слова, которые произошли от одного и того же слова. Давайте найдем родственные слова к слову МОРЕ. (СЛАЙД№ 7). Ведь мы путешествуем по морю.
Дети: МОРЕ – МОРСКОЙ – МОРЯК – ПРИМОРЬЕ – ЗАМОРСКИ Й.
Воспитатель: Молодцы! А теперь к слову САД (СЛАЙД № 8) (САДОВНИК, САДОЧЕК, САДИК, УСАДЬБА).
Слово ЛЕС (СЛАЙД №9) - ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСОВИК, ЛЕСОК, ЛЕСОРУБ, ЛЕСОВОЗ.
Воспитатель: Молодцы! Скажите, ребята, а какие бывают слова?
Дети: Длинные и короткие.
Воспитатель: Правильно! К коротким словам относятся и предлоги. Они необходимы для того, чтобы мы смогли понять, где находится тот или иной предмет.
А какие предлоги вы знаете?
Дети: В, НА, ПЕРЕД, С, ПОД, ЗА, ОТ, НАД, СПРАВА, МЕЖДУ, СЛЕВА, ОКОЛО.
Воспитатель: Давайте поиграем! Внимание на экран! (СЛАЙД № 9)
Расскажите, где находится каждый предмет, используйте предлоги: между, справа, над, слева, под. (Определить расположение фруктов на картинке). Помним, что мы отвечаем полным предложением, не выкрикиваем и поднимаем руку!
Где яблоко?
Где ананас?
Где виноград?
Где груша?
Где банан?
Воспитатель: Молодцы! Добрались мы до следующего острова! (СЛАЙД №10) Это «ОСТРОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ» Проходите на места.
А из чего состоят предложения? (из слов).
А что происходит со словами в предложении? (они связаны друг с другом)
Какие бывают предложения? (длинные и короткие)
Что ставится в конце предложения? (Точка, вопросит. знак, восклицат. знак).
А вашим заданием будет взять карточки со схемами предложений, рассмотреть сколько слов в вашей схеме и составить по ней предложения. (дети составляют предложения по схемам) (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, молодцы! Продолжаем путь и давайте поиграем в игру «Продолжи предложение»!
Я назову начало предложения, а вы его закончите.
- Ярко светит солнце, и (мы надели панамки)
- Ярко светит солнце, и (дети решили искупаться)
- Ярко светит солнце, и (запели птицы)
- Ярко светит солнце, и (распустились цветы)
Воспитатель: Ребята мы добрались до заветного острова, мы справились со всеми заданиями и сейчас узнаем, как нам получить наши подарки!
А, вот ребята приготовили ребусы, отгадав которую, узнаем где лежит сундук с подарками! (Отгадывание ребусов) (СЛАЙД № 11, 12, 13, 14)
Воспитатель: Нашли мы подарки! Скажем ребятам большое спасибо! Их тоже приглашаем к нам в детский сад! А нам пора возвращаться!
Рефлексия деятельности.
– Чем мы сегодня занимались на занятии?
– Что вам больше всего понравилось на занятии?
«Смайлики» - Дети выбирают смайлики-подарки, которые им понравились!