Наталья Коршунова
Конспект НОД по реализации регионального компонента «Мы — тоже донские казаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной группе
по ознакомлению детей с культурой донского казачества.
«Мы – тоже донские казаки!»
Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников через приобщение их к культуре донского казачества. Донести до сознания детей их принадлежность к славному казачьему роду, к людям, проживающим донской земле.
Задачи:
Образовательные:
- обобщать и систематизировать знания о культуре и быте казаков;
- познакомить с фольклором донских казаков, и как в нем отражена их жизнь.
Публикация «Конспект НОД по реализации регионального компонента „Мы — тоже донские казаки“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Развивающие:
- развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций казаков, бытующих в Донском крае;
- развивать чувство коллективного творчества;
- формировать интерес к предметам старины.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям, обрядам и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
Воспитатель: Здорово ночевали, казачата!
Дети: Слава богу!
Воспитатель: Я знала, что откликнетесь и примете моё приглашение?
Воспитатель: У нас в детском саду сегодня гости! Вы что-то хотите сделать!
Дети: Здорово ночевали, гости дорогие!
Гости: Слава Богу!
Воспитатель: Предлагаю нашу встречу начать с казачьей игры.
- Есть игра «Папаха» и игра «Плетень». Давайте с вами определимся. Кто хочет играть играть в «Папаху» становитесь справа. Кто хочет играть в «Плетень» становитесь слева.
Воспитатель шепчет детям, что можно пригласить играть гостей.
Воспитатель: Я знаю, что Ж. М. дала выучить детям стихи. Предлагаю послушать.
Дети:
На золотом ковре степей
Дон блистает голубой
И ранней зорькой соловей
От счастья плачет над водой.
И как лазоревый цветок
В зеленом обруче дубрав
Стоит казачий городок
Задор и степь в себя вобрав
Аксиньей город знаменит
И дивной песней казаков
Закруткин, Куликов, Кулинич
Нашли в нем все свою любовь!
Воспитатель: мне очень понравились стихи, я хочу вам по аплодировать.
Воспитатель: О чем эти стихотворения?
Воспитатель: Предлагаю продолжить эту тему. Занимайте места где кому удобно, посидим в тесном кругу, побеседуем, да былое вспомним.
Мы живем в большой и дружной стране - Россия.
Наш Донской край-часть нашей Родины.
Донской край! Жемчужина Юга России!
Прозрачные акварельные степи,
Край вольнолюбивых, мужественных,
Сердечных и гостеприимных людей.
1 слайд: Карта Ростовской области.
Воспитатель: Что вы видите на экране?
Ответы детей.
Воспитатель: Как много здесь городов, в которых живут люди разных национальностей. Многие из них считают себя казаками.
2 слайд: Семикаракорск
Воспитатель: Как называется наш город?
Воспитатель: А раньше Семикаракорск назывался станицей Семикаракорской, а с 1972г. стал городом.
Воспитатель: На экране места нашего города. Давайте с вами угадаем и назовем их. Под номером 1 какое место? 2, 3, 4, 5?
3 слайд: Казак на коне
Воспитатель: Кто такие казаки?
Дети: Казаки свободные, вольные люди.
Воспитатель: Как называли самого главного казака?
Воспитатель: Что связывало казака и коня?
Воспитатель: Конь для казака – первый друг и товарищ, конь шел за казаком и в огонь, и в воду, но и казак ухаживал за конем. Если хозяин погибал, то конь тосковал, голодал.
Воспитатель: Где жили казаки?
Дети: Казаки жили в близи рек.
Воспитатель: Какая главная река в нашем Донском крае?
Дети: Река называется Дон-Батюшка.
Воспитатель: Посмотрите видеоролик про наш донской край, про Дон-Батюшку.
Видео–ролик
Воспитатель: Какой замечательный ролик. А в словах песни передаётся жизнь Донских казаков.
Воспитатель: А чем занимались казаки?
Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.
Воспитатель: У нас в гостях казак Александр Александрович, спросите у него чем он занимается в жизни.
Казак : (рассказывает о себе)
Казак : У меня есть задание для казачат. С этими заданиями могут справиться только настоящие казачата.
Воспитатель: Вот это мы и выясним. Казачата мы или нет.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько много конвертов с заданиями.
Как нам быстро выполнить все эти задания. Есть предложения?
Воспитатель: Я предлагаю разделиться по парам для выполнения задания.
Выберете конверт и подойдите к столам. Прочитайте задание и приступайте к работе.
Дети выполняют задания.
Задание. Как будет по казачьи?
Командир-атаман,
Полотенце-рушник,
Дом –курень,
Говорят- гуторят,
Отец – батя,
Хозяйственный двор – баз,
Компот – узвар,
Плетка – нагайка,
Лук – цибуля,
Дыня – кавун
Задание. Продолжи поговорки донских казаков :
Казак без коня – сирота.
Казак голоден, а конь сыт.
Казаку конь – себя дороже.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак с конем и ночью, и днем.
Казак без коня, что дым без огня.
Воспитатель: Проверим правильно вы выполнили задания.
Воспитатель: Если вы выполнили правильно похлопайте себе.
Казак вручает медали.
Казачка : Я вас приглашаю в горницу.
Дети идут с казачкой в музей, отгадывают загадки
-Взвары я варю и щи
И ушник во мне ищи
Сам я черен круглобок
Закопченный (чугунок)
Я с рогами не овечка
Я на полке- не метла
А чугунок достать из печки-
Это все мои дела (рогач)
Много места занимаю
И теплом всех согреваю
Разных блюд готовлю много
И вздремнуть на мне не плохо (печь)
Я у казачки на плечах
Два ведерочка в ушах
Воду мною доставляют
И осанку исправляют (коромысло)
Четыре ноги два уха
Один нос да брюхо (самовар)
Он бывает с толокном
Рисом мясом и яйцом
С вишней сладкою бывает
В печь сперва его сажают
А как выйдет он оттуда
То кладут его на блюдо (пирог)
- Молодцы ребята отгадали все загадки. За смекалку свою примите от меня угощения.
Казачка угощает детей пирогом из печи.