Юлия Федосеева
Конспект НОД по развитию творческо-исследовательской деятельности «Балансирующий робот» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Балансирующий робот»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект НОД по развитию творческо-исследовательской деятельности „Балансирующий робот“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Балансировочные доски и диски
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, здоровье сберегающая, частично-поисковая, информационно-коммуникационные технологии.
Виды деятельности детей: познавательная, продуктивно-творческая.
Объект труда: научная игрушка балансир.
Методы и приемы реализации НОД:
Словесный: беседа «Кто такие роботы», рассказ «Роботы в нашей жизни», малый жанр устного народного творчества (загадки по теме).
Наглядный: просмотр развивающего видео для детей про роботов:
«Какие роботы бывают», рассматривание образца, рассматривание балансирующей игрушки – «Неваляшка»
Практический: планирование выполнений заданий, постановка задания, анализ результатов, оперативное стимулирование, контроль и регулирование, определение причин недостатков.
Исследовательский: фантазия, творчество.
Частично-поисковый: поиск решения поставленных проблем перед воспитанниками.
Валеологический: физкультминутка «Робот делает зарядку»
Репродуктивный: изготовление балансирующей игрушки «Балансирующий робот».
Цель: развитие творческого подхода к исследованию.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать работу по развитию навыков изготовления поделок;
- познакомить детей со свойствами предмета исследования;
-создать условия для проведения исследования;
- формировать умение аргументировать свои высказывания;
-формировать умение делать открытия и выводы;
-познакомить детей с законом устойчивого равновесия.
Развивающие:
- обеспечить ситуацию способствующую развитию логического, образного, пространственного мышления;
-способствовать формированию мыслительных операций;
-способствовать развитию речи, мелкой моторики рук, сообразительности, внимания, наблюдательности.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца;
-содействовать процессу исследования;
- воспитывать умение высказывать предположения, строить гипотезы, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению товарищей.
Словарная работа: совершенствовать грамматический строй речи. Использовать в речи имена прилагательных:
Робот – человекообразный, картонный, новый, первый, небольшой, лёгкий, разноцветный, балансирующий, дружелюбный.
Раздаточный материал по количеству детей:
- макеты роботов из картона (в чёрно – белом изображении);
-металлические монеты одного достоинства (по две на каждого ребёнка);
-небольшие кусочки пластилина (по два на каждого ребёнка);
- набор цветных карандашей или фломастером состоящий из нескольких оттенков.
Ход НОД:
1. Вводная беседа (Гипотеза).
Организационно-мотивационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет очень интересное и необычное занятие по изготовлению игрушки – балансира. Начать занятие я предлагаю тоже не обычно, а именно с упражнения для развития равновесия «Ласточка».
Выполнить это упражнение не так сложно, но это только на первый взгляд. Сложность заключается в выравнивании линии тела в правильном положении.
Итак, давайте проверим сложно ли это упражнение на самом деле.
-Станьте прямо, поставьте стопы вместе, носки должны смотреть вперед.
-Медленно наклоняйте туловище вперед, одновременно отрывая стопу от пола, руки опускайте в одной линии с туловищем.
-Остановитесь в том положении, когда руки, нога и туловище образуют прямую линию параллельно полу. Опорная нога должна всегда быть прямой в колене.
-Выдерживайте позу столько, сколько сможете с правильной техникой. Затем повторите на вторую ногу.
2. Актуализация знаний.
Задать вопросы:
- Легко ли вам было стоять на одной ноге и с наклонённым туловищем?
-Что вам пришлось делать, чтобы устоять на одной ноге и не упасть? (разводить руки в стороны, чтобы создать баланс, т. е. равновесие).
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня будем заниматься?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, мы сегодня будем мастерить игрушку «Робот – балансир». Скажите, а у кого из вас есть дома игрушка – робот? Какие ещё игрушки бывают?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы назвали много разных игрушек, которых нужно любить, беречь, аккуратно и бережно с ними обращаться.
Есть ещё и необычные игрушки, одна из них живёт у нас в группе, и вы её все хорошо знаете. Угадайте, что это за игрушка:
Что за странный перезвон
Слышится со всех сторон.
Спать её кладёшь – встаёт,
Звонко песенку поёт.
Поупрямее барашка
Всем знакома (Неваляшка)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с Неваляшкой, и посмотрим, в чём заключается её необычность.
Ребята: Играют с Неваляшкой, пытаются её уложить стать, наклоняют в разные стороны.
Воспитатель: Мы с вами видим, что Неваляшка не падает, как бы вы её не ударяли, она качается, качается, а затем сама возвращается в исходное положение. Всё дело в круглой форме игрушки и установки груза внутри неё – центра тяжести.
Что же такое центр тяжести? Центром тяжести каждого предмета, является определённая точка, расположенная внутри него – такая, что если наклонить предмет, то его точка опоры смещается в сторону наклона, а центр тяжести при любых переворотах не меняется, и поэтому предмет стремится вернуться в первоначальное положение.
3. Практическая работа.
Воспитатель: за рабочими столами нас ждут материалы для изготовления экспериментальной модели робота для проведения исследования. Занимайте свои места за столами (дети занимают свои места) и приступим к работе. Перед вами лежат готовые макеты робота, предлагаю взять цветные карандаши и раскрасить их по своему усмотрению. Далее берём инструменты для исследования (монетки и пластилин) и на изнаночной стороне робота прикрепим пластилином к ладошкам по одной монетке.
Самостоятельна работа детей:
Модели робота готовы, а сейчас давайте немного отдохнём и приступим к исследованию.
Физкультурная минутка «Робот»
Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.)
Два – суставы не скрипят, (Движение руками вверх)
Три – прозрачен объектив (Движение руками вниз.)
И исправен и красив. (Опускают руки вдоль туловища.)
4. Проводим исследования: изучаем баланс и центр тяжести.
Воспитатель: Ребята, смотрите какой робот, имеющий черты человека у меня получился (показываю балансирующего робота в действии на пальце, но не объясняю, как это сделать).
Как нетрудно догадаться –
Робот в мир попал другой,
Сквозь врата переместился,
На планете он чужой.
Ермаков Иван
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам выставить робота на пальце самостоятельно.
- Молодцы, у всех получилось.
- Ребята, на какую часть нужно ставить робота, чтобы он качался, но не падал? (На голову).
-А если поставить робота не на голову, а на плечо, устоит ли он на пальце? (Нет).
-Почему? (потому, что цент тяжести выставлен не по центру).
Предлагаю вам ребята поэкспериментировать:
- ставя робота не только на палец, но и на любые другие места и предметы;
-прикрепить монетки в разные части робота, и попытаться заставить робота балансировать на пальце.
-Получается?
-Давайте обсудим, что происходит при перемещении и как можно найти центр тяжести в различных телах?
Если тело имеет правильную форму (как у нашего робота, то центр тяжести совпадает с его геометрическим центром. Если же взять предмет за любую другую точку – он будет двигаться, например: если взять какое-нибудь тело прямоугольной формы (брусок) и, подвесить на нити в любой точке – он будет двигаться (наклоняться) (продемонстрировать). Однако можно найти такое положение нити, при котором брусок будет находиться в состоянии покоя, т. е. в равновесии. Так вот, в этом случае говорят, что брусок подвешен в центре тяжести (продемонстрировать).
У нашего робота центр тяжести находится на голове. Если прикрепить монетки с одинаково с двух сторон, робот приходит в равновесие (балансирует). А если мы ставим робота не на голову (не на его центр тяжести, то он переворачивается. Если разместить монеты на макете робота не одинаково, например, одну на ладошке, другую на ступне, то в этом случае центр тяжести смещается, это означает, что равновесие потеряно, и робот не сможет устоять на месте.
5. Вывод.
С помощью опытов мы смогли убедиться, что балансирующие игрушки существуют, а не падают они потому, что мы их ставим на центр тяжести. То есть равновесие предмета зависит от расположения его центра тяжести.
6. Рефлексия:
Вы славно потрудились. Посмотрите, какие чудесные, вышли роботы, словно прибыли с другой планеты. Молодцы! Они получились такими, потому что каждый из вас вложил в работу свой труд, терпение вдохновение.
Попрошу желающих высказать свое мнение:
- было интересно…
- было трудно…
- меня удивило…
- мне захотелось…
- Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо!