Алла Гурина
Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Волк и белка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста.
Образовательные задачи:
1. Учить детей высказываться полными предложениями,
2. Учить использовать слова-антонимы.
Развивающие задачи:
1. Развитие умения понимать и пересказывать текст;
2. Употребление обогащенной лексики в активной речи.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам.
2. Воспитывать любовь к животным.
Темочки:
- Белка, белочки
- Белка. Сказки, стихи, чтение детской литературы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Толстой Л.Н.
- Темочки
Методы и приемы: сюрпризный момент, чтение произведения, отгадывание загадок, беседа, дидактические игры "Скажи наоборот" и "Исправь ошибку", рассматривание иллюстрации.
Оборудование:
1. Текст рассказа "Белка и волк" Л. Н. Толстого,
2. Иллюстрации к рассказу,
3. Игрушки белка и волк,
4. Мяч
Ход НОД.
1. Организационный момент
Ребята, нам пришло приглашение. Нас приглашают в гости в лес. А кто приглашает, вы узнаете потом. Ну что, отправляемся.
А кто же нас пригласил в гости? Послушайте загадку и отгадайте.
По веткам скачет и играет,
Никого не обижает,
Известна добротой своей,
Шубка рыжая на ней. (Белка)
- Какие слова помогли отгадать загадку?
А вот и белочка (детям показывают игрушку). Она рада, что вы пришли к ней в гости.
-Что нужно сказать белочке? (здравствуй, белочка).
- Что вы знаете о белочке? (ответы детей).
Выставляются картинки: белка рыжая, белая серая.
- В какое время года она серенькая?
Ребята, она кого-то боится. Послушайте загадку.
Всё зубами щёлк, да щёлк,
Бегает по лесу … (волк).
Не умеет он дружить,
Оттого так скучно жить.
- Что в загадке говорится про волка? (на мольберт выставляется картинка с изображением волка).
-Что вы знаете о волке?
- Где живут белка и волк?
- Какие это животные?
- Каких ещё диких животных вы знаете? (ответы детей).
- Назовите диких животных на картинках (на мольберте: медведь, заяц, лиса, ёж, кабан, лось).
2. Основная часть
В: - Не случайно мои загадки были про белку и про волка. Мы сегодня вспомним рассказ, который так и называется "Волк и белка".
Написал его Л. Н. Толстой.
Прочитайте рассказ:
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего волка, волк вскочил и хотел её съесть.
Белка стала просить: "Пусти меня". Волк сказал: "Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там все вверху играете и прыгаете". Белка сказала: "Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя". Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: "Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем".
После прочтения текста задайте детям вопросы:
- Как волк поймал белку?
- Что волк хотел сделать с белкой?
-О чем белка попросила волка?
- Что ей ответил волк?
- Что спросил волк у белки?
- Как ответила волку белка: почему волку всегда скучно?
- Почему белки такие веселые?
3. Словарная работа:
Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет»
А чем можно обжечься?
Кто из вас обжигался? Это больно?
А когда больно хочется веселиться или плакать?
• Оказывается можно поранить плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку грустно, скучно, потому что его сердце болит, злость его жжет.
Предлагаю вам поиграть. Эта игра называется "Скажи наоборот". Я буду бросать вам мяч по очереди, и начинать предложение, а вы, поймав мяч, продолжите его.
Волк злой, а белка … (добрая)
- Волку всегда грустно, а белке … (весело)
Волк белку схватил, а потом … (отпустил)
Волк сидит под деревом, а белка … (на дереве)
- Волк спрашивает, а белка … (отвечает)
- Белка говорит, а волк её … (слушает)
- Белка весёлая, а волк … (грустный)
- Белка сидит наверху, а волк … (внизу)
- Волк большой, а белка … (маленькая)
- Молодцы, хорошо поиграли! А теперь посмотрите, кто это? Это же герои нашего рассказа, волк и белочка. Они теперь подружились, волк уже не скучает, а, наоборот, любит пошутить. Звери хотят поиграть с вами.
Игра называется "Исправь ошибку". Внимательно слушайте и исправьте неточности.
Волк прыгал с ветки на ветку.
Волк упал на белку.
Белка хотела съесть волка.
-Пусти меня, - просит волк.
Волк сидит на дереве.
Белка сидит под деревом.
Волки веселые, а белкам всегда скучно.
Волку оттого скучно, что он добрый.
Белки веселые оттого, что злые.
Злость сердце греет.
-Спасибо, что помогли исправить ошибки. Наши друзья волк и белочка хотят рассказать нам свою историю. (Читаем рассказ еще раз с помощью игрушек)
-А теперь посмотрите на доску, здесь какие-то картинки, помогите мне разобраться, что же такое на них нарисовано? (Вместе с детьми обсуждаем картинки, составляем алгоритм рассказа: с чего начался рассказ, что было потом)
-Волк и белка хотят послушать ваши рассказы о себе.
Предложите ребенку самостоятельно придумать рассказ.
Итог НОД
- Как называется наш рассказ?
- О ком этот рассказ?
- Какая белка в рассказе?
- Какой волк?
- Чему учит этот рассказ? (надо быть всегда добрыми, весёлыми, дружными, а не злыми и драчливыми).
Белочке очень понравилось, как вы внимательно слушали рассказ, отвечали на вопросы, пересказывали рассказ, играли. Она надеется,что вы всегда будете добрыми, дружными, не будете злыми, и не будете драться.
Белочке пора домой – в дупло. Скажем белочке волшебные слова: «Спасибо, до свидания»