Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Звук [Ы]» в старшей группе
Цель: познакомить со звуком и буквой Ы.
Задачи:
1. Формировать навыки звукового анализа;
2. Формировать понятия "звук", "гласный звук", "буква".
3. Учить произносить звук [Ы] громко, тихо, коротко, длительно, с различной интонацией;
4. Развивать умение называть слова с заданного звука;
5. Развивать зрительно-пространственное восприятие буквы;
6. Развивать память, внимание, артикуляторную и общую моторику.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звук [Ы]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Материал: цветные карандаши, рисунок №1-Мудрая Сова, Зайчонок, Ёжик, тыква с мешком возле погреба, а у дома стоят лыжи, мышка; рисунок №2-рысь, рыба, бутылка, бык, сыр, шары, часы, комары, бобры (под картинками паровоз с 3 вагонами, где в 2 и 3-нарисована тыква) рисунок №3-слон, кот, стол; рисунок №4-одна буква Ы для закрашивания и три буквы Ы для составления рисунка. Рисунки №2, №3, №4-индивидуально на каждого ребёнка.
Ход НОД.
1. Подготовительный этап.
-Ребята, о каком звуке мы беседовали на прошлом занятии?
-Вспомните, в названии какой одежды звук И слышится?
-Какие ягоды вы знаете, в названии которых присутствует звук И?
-Как спасли мышку наши друзья-игрушки?
2. Постановка учебной цели.
«Пройдёмте со мной, - проговорила спасённая мышка Иришка. -Я приведу вас в такое место где очень много всякой вкусной еды». «Еда-это здорово, особенно когда она вкусная!»-обрадовался Зайчонок и побежал за мышкой. Его друзья тоже последовали за ним. Мышка своих спасителей привела к погребу, но дверь была в него закрыта. Зайчонок собрался её открыть. Но Мудрая Сова и Ёжик запретили ему залезать в чужое помещение. Вдруг они услышали, как кто-то вдалеке пыхтит «Ы-Ы-Ы-Ы». Побежали игрушки на помощь и обнаружили, как из последних сил огромная спелая тыква тащит большой мешок.
-Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, как тыкве помогли друзья-игрушки.
Когда в погреб был опушен мешок, тыква его развязала и из него насыпала свои помощникам по целой пригоршне вкусных и спелых тыквенных семечек.
«Вот видишь,-сказала Мудрая Сова Зайчонку. -Любое угощение станет намного приятней и слаще, когда оно заработано добрыми делами!»
-Ребята, скажите как тыква пыхтела?
- Мы сегодня поговорим о звуке [Ы].
3. Изучение нового материала.
а).Работа с рисунком №1.
-Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и найдите хозяина дома. Что это за звук? Что указывает на то, что здесь живёт звук Ы? (Мышка, лыжи, крыша, тыква)
-Рисунок, где изображено, как пыхтит тыква, обозначает звук [Ы].
-Ребята, что делают губы во время произнесения звука [Ы]? (Они образуют широкую щель.)
-Найдите слово со звуком [Ы] в баранке (дырка, у себя во рту (губы, язык, зубы).
б).Работа с рисунком №2.
-Ребята, посмотрите внимательно на каждую картинку и определите, в какой части слова слышится звук [Ы]: если в в середине, то стрелку проведите к среднему вагону, а если в конце-то к последнему.
в).Задание «Отгадай загадку».
~Смотрите, мы раскрыли пасть.
В неё бумагу можно класть:
Бумага в нашей пасти
Разрежется на части. (Ножницы)
~Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (Мыло)
~Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи)
~На руке и на стене,
И на башне в вышине
Ходят, ходят ровным ходом
От восхода до восхода. (Часы).
~Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром, над заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
~Работящие зверьки
Стоят дом среди реки.
Если в гости кто придёт,
Знайте, что из речки вход! (Бобры)
~Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
-Ребята, о чём были эти загадки?
-Звук [Ы] каких словах слышится в конце, а в каких-в середине?
г).Физкультминутка.
Прык-скок, прык-скок.
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
Нас с тобой играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках прыг-прыг-скок,
А затем в присядку,
Чтоб не мёрзли пятки.
Дети тест сопровождают соответствующими движениями.
д).Работа с рисунком №3.
-Как изменятся данные слова, если в конце каждого добавить звук [Ы]?
-Кто изображён на рисунке? (Кот.)
-В конце слова «кот» добавьте звук [Ы]. Что получилось? (Коты.)
-Был «слон», а стали? (Слоны.)
-Был «стол», а стали? (Столы.)
е). -Как изменится слово, если его произнести без звука [Ы]?
-Усы (ус, носы (нос, зубы (зуб).
-Чем отличаются слова зуб и зубы? (В слове зуб нет звука [Ы], а в слове зубы этот звук есть; зубы-много, а зуб-один.)
По аналогии выясняется разница между другими парами слов.
ж).Работа с рисунком №4.
-Это буква Ы. Какой она звук обозначает?
-Чем звук [Ы] отличается от буквы Ы?
-Заштрихуйте букву Ы красным карандашом.
-На что похожа эта буква?
-С помощью цветных карандашей превратите эти буквы Ы в стул, стол и полено с топором.
4. Итог занятия.
-О каком звуке сегодня мы говорили?
-В какие игры играли?
-Назовите слова со звуком [Ы].