Баглан Алеева
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В страну русских народных сказок»
▼ Скачать +Заказ
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о русских народных сказках,
Задачи:
Образовательные:
Расширять словарный запас детей, упражнять в подборе прилагательных и глаголов.
Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, умение отвечать на вопросы воспитателя.
Продолжать учить рассматривать сюжетную иллюстрацию, замечать несоответствие содержанию сказки, высказывать своё суждение.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе „В страну русских народных сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Учить узнавать сказки по иллюстрациям, по их персонажам.
Развивающие :
Развивать память, воображение, внимание, логическое мышление, умение слушать и отвечать на поставленные вопросы
Развивать фонематический слух детей, упражнять в чётком произношении звуков а, у, о, э, и.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству
Оборудование:
Подарочная коробка, клубок ниток.
Альбом для фотографий с пустыми страницами /”Книга со сказками»/
Иллюстрации в формате А6 к сказкам : «Репка», «Теремок», Маша и медведь», «Колобок», «Курочка Ряба», файлы.
Красивая салфетка, тарелка, «золотые яйцо».
Резиновые игрушки: медведь, заяц, мышка, лягушка, лиса, волк; конструктор «Городок» (кубы, цилиндры, пирамида).
Настольный театр «Репка».
Иллюстрации «Маша и медведь» /формат А 4/; мольберт.
Магнитофон, аудиозапись песни Колобка.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, к нам в группу пришли гости и принесли нам подарок (берёт в руки подарочную коробку). Что же это? Давайте, посмотрим? Здесь книга со сказками! А вы сказки-то любите?
Воспитатель: Ой, но здесь нет никаких сказок! Страницы книги пусты (перелистывает книгу и показывает детям). Наверное, сказки по дороге потерялись. Это какое-то волшебство! Что же теперь делать? (Предположения детей). Может быть, чтобы их вернуть нужно отправиться в одну удивительную страну, в страну сказок. Мы с вами будем путешествовать по русским народным сказкам! Эти сказки сочинил русский народ.
А как же мы попадем в эту сказочную страну? Ребята, в коробке лежит клубок ниток! Для чего он нужен? ( Ответы детей: вязать варежки и т. д). Но почему он оказался вместе с книгой? (Проблемная ситуация). А вы знаете, что это не простой колобок — волшебный! И он поможет нам отыскать потерявшиеся сказки.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, волшебный клубочек нам покажет дорогу к русским народным сказкам.
Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке /На столе под салфеткой яйцо на тарелке/. Но чтобы узнать какая это сказка нужно сначала отгадать, что здесь спрятано. Отгадка и будет вам подсказкой.
Оно не простое, его дед бил,бил, не разбил.
Бабка била, била не разбила.
Дети: Это яйцо!
Воспитатель: А как сказка называется?
Дети: Курочка Ряба!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно! /Достает из файла, прикрепленного к нижней стороне стола, лист с иллюстрацией к сказке «Курочка Ряба»/
- Как начинается сказка?
- Какое яйцо снесла курочка ряба?
- Кто разбил яйцо?
- А как она его разбила?
- А что курочка ответила деду и бабе?
Проблемный вопрос:
А что было бы, если яйцо не разбилось?
А для чего дед и баба хотели разбить яйцо?
Воспитатель:Молодцы, ребята, хорошо вы знаете эту сказку. Мы с вами нашли только одну сказку, и клубок дальше покатился! Последуем за ним.
Интересно, куда на этот раз он нас привел? /На мольберте иллюстрация к сказке «Маша и медведь»/.
Воспитатель: Ребята, вы узнали какая сказка изображена на этой картине?
Дети: «Маша и медведь»! /Достает из файла, прикрепленного к нижней стороне стола, лист с иллюстрацией к сказке/.
Воспитатель:
- Как Маша попала к медведю?
- Что говорил медведь, когда нес короб?
- А Маша, что отвечала?
- Как закончилась сказка?
Фонетическое упражнение «Эхо» - Когда Маша в лесу потерялась, как она кричала? – Ау! Давайте вместе скажем громко «Ау!». А теперь поиграем в эхо. Я буду говорить громко, а вы повторяйте за мной, но тише. Воспитатель протяжно, поочерёдно произносит звуки а, у, о, э, и, дети повторяют.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Проблемный вопрос: Почему Маша решила убежать от медведя?
Воспитатель: И эта сказка вам хорошо известна! Сколько сказок мы уже нашли? /Две/. Но страничек больше, поэтому клубок дальше покатился. Идемте за ним!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь магнитофон! Странно, как он может нам помочь в поиске сказок? Наверное, нам следует его включить и внимательно послушать песню. /Воспитатель включает магнитофон и дети слушают отрывок песни Колобка, затем выключает магнитофон/.
Воспитатель: Узнали, кто поет эту сказку? А как же сказка называется? / Дети: «Колобок»/. /Воспитатель достает из файла, прикрепленного к нижней стороне стола, лист с иллюстрацией к сказке/.
Совершенно верно! Какие вы внимательные!
Вопросы для беседы:
Колобок:
- Кто испек колобок?
- Куда покатился колобок?
- Кого встретил по дороге колобок?
- Кто съел колобка?
Проблемный вопрос:
Почему колобок укатился с окошка?
Почему никто из зверей не смог съесть колобка, а Лиса съела?
Воспитатель: Правильно, лисе удалось заманить колобка себе на нос /язык/. Какая лиса? /Хитрая/ Да! Очень хитрая лиса! А давайте мы все вместе расскажем и покажем какая она еще!
Физминутка:
У лисички острый нос,/Кулачок к носу/
У нее пушистый хвост. /Показывают хвост/
Шуба рыжая у лисы /Кружатся/
Несказанной красоты. /Вокруг себя/
Лиса по лесу похаживает. /Ходьба на месте/
Шубу рыжую поглаживает. /Поглаживают себя/
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, мы постарались с вами и нашли третью сказку. Но в книжке еще есть пустые странички. И клубок покатился дальше.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что мы здесь видим? /На столе стоят игрушки-персонажи сказки «Теремок» и детали большого конструктора «Городок» (кубы, цилиндры, пирамида)/. /Ответы детей/
Воспитатель: Ребята, а как можно назвать одним словом мышь, лягушку, зайца, волка, лису, медведя? Правильно, животные. А где они живут? Да, в лесу. Значит они какие животные? /Ответы детей/. Хорошо, тут еще лежат кубы, цилиндры, пирамида, а каким одним словом можно их назвать? /Ответы детей. Фигуры/. Да, правильно, фигуры, только геометрические. А что можно из них построить для этих животных? /Дом/.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, здесь стоял дом, и в нем жили эти животные. Если животные живут в лесу, значит дом этот какой? /Лесной/. А еще он сказочный. И поэтому называется он по-другому. И что-то с ним случилось. Вы догадались какая сказка? /Если не смогли назвать сказку, воспитатель называет подсказку : в этой сказке медведь залез на крышу дома, где жили остальные животные и сломал его/.
Дети: «Маша и медведь»!
Воспитатель: Конечно! Вы молодцы, ребята! /Достает из файла, прикрепленного к нижней стороне стола, лист с иллюстрацией к сказке/.
Проблемная ситуация:
Что нужно убрать, чтобы остальное можно было назвать одним словом?
Д/И «Что лишнее»
/Если затрудняются, подвести к объединению персонажей сказки в понятие «животные» /»Волк, заяц, мышка, лягушка, лиса, медведь - это?»/ и вычленению предмета (дом) - «А дом - не животное. Значит, если его убрать, то останутся животные».
Воспитатель: Пора в путь-дорогу! В книге осталась еще одна пустая страница. Колобок уже покатился дальше!
Вот мы добрались и до последней сказки! /На столе стоят фигуры настольного театр «Репка»/. Вы узнали, что это за сказка? Как она называется?
Дети: Да! «Репка!
Воспитатель: И эту сказку вы правильно угадали! Молодцы! Очень быстро вы смогли ее назвать. /Воспитатель достает из файла, прикрепленного к нижней стороне стола, лист с иллюстрацией к сказке/.
- Как начинается сказка? / Дети с воспитателем: Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. /
- Куда дед посадил репку?
- Зачем дед репку посадил?
- Что нужно делать, чтобы выросла большая репка?
- Кто помог ему вытянуть репку?
Проблемная ситуация:
Ой! А у нас тут что-то не так! Посмотрите, здесь все запутано. Нам нужно в правильном порядке расставить героев, кто за кем тянул репку!
Дети вместе с воспитателем выясняют правильную последовательность расположения персонажей сказки /Словесная игра «Кто за кем?»/.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот теперь герои этой сказки правильно держаться друг за другом, чтобы вытянуть репку. Ребята, что им помогло вытащить репку? /Ответы детей/. Им помогла дружба! А вы знаете, что такое дружба? /Ответы детей/. Это если не сориться, вместе радоваться, а если кому-то трудно стало, помогать друг другу.
Рефлексия:
Посмотрите, уже на всех страницах есть сказки! Мы с вами помогли сказкам вернуться в книгу. А нам помогла в этом тоже дружба! Настала пора возвращаться. К сожалению, клубок не сможет нас проводит обратно в группу, он останется в стране сказок помогать сказочным героям. Но мы возьмем с собой эту книгу с русскими народными сказками, она будет жить в нашем книжном уголке, и мы сможем в любое время прочитать наши любимые сказки».
А теперь мы закроем глаза, и как только я хлопну ладонями три раза, мы очутимся у себя в группе. /Закрывают глаза, воспитатель хлопает три раза/
Открываем глазки
Возвратились мы из сказки!
Ну, что, дети, где мы с вами побывали?
Зачем мы туда отправились?
Что нам помогло отыскать потерянные сказки?
Что мы делали, чтобы сказки нашлись?
Вам было интересно? /Ответы детей/
Воспитатель: Положим книгу со сказками на книжную полку, попрощаемся с гостями. Дети с воспитателем выходят из игровой комнаты.