МААМ-картинки

«Составление творческого рассказа «Какая зима». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Золотухина Надежда
«Составление творческого рассказа «Какая зима». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление творческого рассказа «Какая зима?»

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ о зиме.

Задачи:

Образовательные:

- уточнить знания детей о зиме, зимних месяцах;

- закреплять знания детей о характерных признаках зимы;

- закрепление правильного произношения звука [с];

- формировать связную речь.

- закрепить представление о структуре построения рассказа: начало, середина и конец рассказа.

Развивающие:

- развивать речь и воображение;

- активизировать словарь детей по теме «Зима».

Воспитательные:

Темочки:

– продолжать воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, чтение художественной литературы, отгадывание загадок о зиме.

Материал и оборудование: сюжетные картинки, снежки.

Ход НОД:

Воспитатель:Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.

Повторяйте вместе со мной

Сядем рядышком по кругу,

Скажем, здравствуйте друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Ребята, сегодня мы продолжим разговаривать о самом загадочном времени года. А о каком, вы поймете отгадав загадку:

Наступили холода,

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает:

Когда это бывает? (Зимой)

Воспитатель: Конечно, такое бывает только зимой. Зимушка-зима… Это самое холодное время года.

Воспитатель: Сколько месяцев в году длится зима? (Три)

Воспитатель: Назовите их. (Декабрь, январь и февраль)

Воспитатель: Что происходит в природе зимой? (С наступлением зимы становится все холодней, приходят морозы, выпадает снег. Реки и озера покрываются льдом. День становится короче, а ночь – длиннее)

Д/игра «Какая, какие, какой?»

- Какая погода зимой? (Холодная, морозная, пасмурная, снежная, ветреная)

- А снежинки какие? (Серебристые, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие)

- А какой снег? (Белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий, липкий)

- Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (Блестящий, искрящийся)

Воспитатель: Предлагаю поиграть со словом «снег», я буду читать предложения, а вы продолжите их.

Д/игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю (снег)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью (снеговою)

На проселки, на лужок

Все снижается (снежок)

Землю белой, чистой, нежной,

Застелил метелью (снежной)

Вот веселье для ребят -

Все сильнее (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки)

Снежный ком - на снежный ком,

Всё украсили … (снежком)

Рядом снежная фигурка

Это девочка - (снегурка)

На снегу то, посмотри

С красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег)

Воспитатель: Ребята, на какой звук начинаются все эти слова? (На звук [С])

Воспитатель: Правильно. А какой этот звук?

Проводится фонетический анализ звука с опорой на “Схему звука”

Воспитатель: Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили? (Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы)

Воспитатель: Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет? (Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой)

Воспитатель: Какой звук [с] по твердости - мягкости? (Твердый)

Воспитатель: Молодцы! Звук [с] – согласный, глухой, твердый.

Воспитатель: Предлагаю отдохнуть.

Физминутка

Выпал беленький снежок. (дети становятся в круг)

Соберёмся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег. (машут руками перед собой)

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши. («ловят» снег)

Руки в стороны, по швам – (разводят руки в стороны, опускают)

Снега хватит нам и вам.

Воспитатель: Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым!

Воспитатель: Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом)

Воспитатель: Пришла зима и земля покрылась белоснежным пушистым ковром всюду видны следы их оставили звери и птицы.

Воспитатель: Как живут зимой птицы и звери? (Некоторые звери зимой укладываются в спячку. Другие делают запасы на зиму, утепляют свои жилища, меняют шубку на зимнюю - шерсть у зверей зимой становится гуще и теплее. Птицы, которые не могут прокормиться зимой, улетают на юг, с нами остаются зимующие птицы)

Воспитатель: Действительно, зимующие птицы не бояться снега, а некоторые даже зарываются в снег. Это такие птицы, как рябчики, куропатки, глухари, тетерева. Так они спасаются от холода.

Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с рассказом Ирины Муковниковой «Какая зима?». Послушайте внимательно.

Рассказ «Какая зима?»

Однажды птиц спросили:

– А зима какая? Что она любит делать?

– Зима суровая и неприветливая, – ответили перелётные птицы. – Мы птицы нежные, холода не любим. Нам приходится в тёплые края улетать. Значит, зима выгонять любит.

– Зима холодная и голодная, – добавили зимующие птицы. – Мороз под пёрышки пробирается. Еды гораздо меньше, чем летом. Хорошо, что люди придумали кормушки делать и зёрнышки в них насыпать. Зима нас испытывать любит.

Спросили зверей:

– А зима какая? Что она любит делать?

– Зима сонная и медленная, – сказали звери, впадающие в спячку. – Мы спим и спим, а она всё не кончается. Наверное, зима нам любит сны показывать.

– Зима экономная и шустрая, – проворчали остальные звери. – Еды не всегда хватает, приходится её поискать, побегать. Да от холода и на месте не посидишь, так что зима подгонять нас любит.

Ребят спросили:

– А зима какая? Что она любит делать?

– Зима весёлая и озорная, – тут же рассмеялись ребята. – Мы зимой и на санках, и на лыжах, и на коньках катаемся. Лепим снеговиков и в снежки играем. А ещё зима праздничная – самый лучший праздник как раз зимой. Так что зима любит нас за щёки и носы пощипывать и подарки дарить.

– Зима, ты какая? – спросили зиму. – Что ты всё-таки любишь делать?

– Я строгая, – сказала зима. – Во всём порядок люблю. Чтобы все, кто улетает, улететь успели. Остальные же не зевали и правила мои соблюдали. Я ещё заботливая – снежком растения и животных укрываю да прячу, а ребят развлекаю. А больше всего я рисовать люблю, – зарумянилась зима в лучах солнца. – Наверное, люди как раз для моих рисунков так много окошек в домах делают.

Вопросы по тексту:

- У кого в рассказе спрашивали «Какая зима?» (У птиц, у зверей, у детей, у зимы)

- Почему перелетные птицы ответили, что зима суровая и неприветливая? (Им холодно. Она гонит птиц в теплые края)

- Что ответили зимующие птицы? (Зима холодная и голодная)

- Для зверей зима какая? (Сонная и медленная, экономная и шустрая, холодная)

- Как дети ответили? (Для детей зима весёлая и озорная)

- Почему для детей зима оказалась весёлой и озорной? (Потому что они зимой катаются на санках, лыжах и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки)

- А зима, что ответила? Какая она? (Строгая, заботливая, веселая, любит рисовать)

Воспитатель: Действительно, зима может быть разной. А для вас зима, какая? (Снежная, суровая, долгая, морозная, красивая, волшебная)

Д/игра «Какая зима?»

- Если зимой холодно, то зима … (холодная)

- Если зимой морозы, то зима … (морозная)

- Если зимой тепло, то зима … (теплая)

- Если зимой вьюги, то зима … (вьюжная)

- Если зимой кругом много белого снега, то зима какая? (белоснежная)

- Если зимой дуют сильные ветра, то зима какая? …(ветряная)

Воспитатель: Ой, ребята, что-то холодно стало. На руках пальчики замерзли. Давайте мы их погреем.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок лепили. («лепят снежок»)

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальником)

Раз — подбросим. («подбрасывают»)

Два — поймаем. (приседают, «ловят»)

Три — уроним. (встают, «роняют»)

И… сломаем. (топают)

Воспитатель: Зима – чудесное волшебное время года. Несмотря на холод, который она несет, зима дарит много радости. Давайте, расскажем о зиме, так как ее видите вы. Расскажите, какое зимой бывает солнце, какая стоит погода, как преобразилась природа вокруг, чем вы любите заниматься зимой. Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге.

Воспитатель: Ребята, не забывайте, что в рассказе:

- должно быть начало. Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!

- затем идет основная часть, где вы подробно опишите какая зима и чем вы любите заниматься зимой.

- конец рассказа, где вы расскажите о своем отношении к зиме. Например: Я люблю зиму, потому что это волшебное время года!

Воспитатель выслушивает 2-3 рассказа детей

Итог

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Что нового узнали?

- Чем занимались?

Воспитатель: Ребята, я хочу вас похвалить за ваши интересные рассказы о зиме. Вы большие молодцы!

Публикации по теме:

Фотоотчет о логопедическом занятии по развитию связной речи «Составление творческого рассказа о сказочной бабочке»Фотоотчет о логопедическом занятии по развитию связной речи «Составление творческого рассказа о сказочной бабочке» Бабочка — яркая, черные глазки — Села на кончик травы. Будто она прилетела из сказки, Той, что услышите Вы… (Е. Краснова) Облачница,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по мнемотаблице «Весна»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по мнемотаблице «Весна» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группеВоспитатель: Ильина Т. Н. Тема: составление рассказа по мнемотаблице.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по картине «Весна»Конспект образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Составление рассказа по картине «Весна» ДОброго времени суток. Предлагаю Вашему вниманию конспект по развитию речи по теме: "Составление рассказа по картине "Весна"" Цель - продролжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Составление творческого рассказа «Какая зима». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 5 января 2025 в 08:06
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Составление творческого рассказа «Какая зима». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Золотухина Надежда (УИ 2286920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД