Золотухина Надежда
«Составление творческого рассказа «Какая зима». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление творческого рассказа «Какая зима?»
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ о зиме.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить знания детей о зиме, зимних месяцах;
- закреплять знания детей о характерных признаках зимы;
- закрепление правильного произношения звука [с];
- формировать связную речь.
- закрепить представление о структуре построения рассказа: начало, середина и конец рассказа.
Развивающие:
- развивать речь и воображение;
- активизировать словарь детей по теме «Зима».
Воспитательные:
Темочки:
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
– продолжать воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, чтение художественной литературы, отгадывание загадок о зиме.
Материал и оборудование: сюжетные картинки, снежки.
Ход НОД:
Воспитатель:Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.
Повторяйте вместе со мной
Сядем рядышком по кругу,
Скажем, здравствуйте друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем привет и добрый день.
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется!
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Ребята, сегодня мы продолжим разговаривать о самом загадочном времени года. А о каком, вы поймете отгадав загадку:
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: Конечно, такое бывает только зимой. Зимушка-зима… Это самое холодное время года.
Воспитатель: Сколько месяцев в году длится зима? (Три)
Воспитатель: Назовите их. (Декабрь, январь и февраль)
Воспитатель: Что происходит в природе зимой? (С наступлением зимы становится все холодней, приходят морозы, выпадает снег. Реки и озера покрываются льдом. День становится короче, а ночь – длиннее)
Д/игра «Какая, какие, какой?»
- Какая погода зимой? (Холодная, морозная, пасмурная, снежная, ветреная)
- А снежинки какие? (Серебристые, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие)
- А какой снег? (Белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий, липкий)
- Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой? (Блестящий, искрящийся)
Воспитатель: Предлагаю поиграть со словом «снег», я буду читать предложения, а вы продолжите их.
Д/игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю (снег)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые (снежинки)
Кружатся над головою
Каруселью (снеговою)
На проселки, на лужок
Все снижается (снежок)
Землю белой, чистой, нежной,
Застелил метелью (снежной)
Вот веселье для ребят -
Все сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Снежный ком - на снежный ком,
Всё украсили … (снежком)
Рядом снежная фигурка
Это девочка - (снегурка)
На снегу то, посмотри
С красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег)
Воспитатель: Ребята, на какой звук начинаются все эти слова? (На звук [С])
Воспитатель: Правильно. А какой этот звук?
Проводится фонетический анализ звука с опорой на “Схему звука”
Воспитатель: Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили? (Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы)
Воспитатель: Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет? (Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой)
Воспитатель: Какой звук [с] по твердости - мягкости? (Твердый)
Воспитатель: Молодцы! Звук [с] – согласный, глухой, твердый.
Воспитатель: Предлагаю отдохнуть.
Физминутка
Выпал беленький снежок. (дети становятся в круг)
Соберёмся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег. (машут руками перед собой)
Засыпает он нас всех.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши. («ловят» снег)
Руки в стороны, по швам – (разводят руки в стороны, опускают)
Снега хватит нам и вам.
Воспитатель: Зима — настоящая волшебница! Она умеет делать всё вокруг нас сказочно красивым!
Воспитатель: Что происходит зимой с деревьями? (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом)
Воспитатель: Пришла зима и земля покрылась белоснежным пушистым ковром всюду видны следы их оставили звери и птицы.
Воспитатель: Как живут зимой птицы и звери? (Некоторые звери зимой укладываются в спячку. Другие делают запасы на зиму, утепляют свои жилища, меняют шубку на зимнюю - шерсть у зверей зимой становится гуще и теплее. Птицы, которые не могут прокормиться зимой, улетают на юг, с нами остаются зимующие птицы)
Воспитатель: Действительно, зимующие птицы не бояться снега, а некоторые даже зарываются в снег. Это такие птицы, как рябчики, куропатки, глухари, тетерева. Так они спасаются от холода.
Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с рассказом Ирины Муковниковой «Какая зима?». Послушайте внимательно.
Рассказ «Какая зима?»
Однажды птиц спросили:
– А зима какая? Что она любит делать?
– Зима суровая и неприветливая, – ответили перелётные птицы. – Мы птицы нежные, холода не любим. Нам приходится в тёплые края улетать. Значит, зима выгонять любит.
– Зима холодная и голодная, – добавили зимующие птицы. – Мороз под пёрышки пробирается. Еды гораздо меньше, чем летом. Хорошо, что люди придумали кормушки делать и зёрнышки в них насыпать. Зима нас испытывать любит.
Спросили зверей:
– А зима какая? Что она любит делать?
– Зима сонная и медленная, – сказали звери, впадающие в спячку. – Мы спим и спим, а она всё не кончается. Наверное, зима нам любит сны показывать.
– Зима экономная и шустрая, – проворчали остальные звери. – Еды не всегда хватает, приходится её поискать, побегать. Да от холода и на месте не посидишь, так что зима подгонять нас любит.
Ребят спросили:
– А зима какая? Что она любит делать?
– Зима весёлая и озорная, – тут же рассмеялись ребята. – Мы зимой и на санках, и на лыжах, и на коньках катаемся. Лепим снеговиков и в снежки играем. А ещё зима праздничная – самый лучший праздник как раз зимой. Так что зима любит нас за щёки и носы пощипывать и подарки дарить.
– Зима, ты какая? – спросили зиму. – Что ты всё-таки любишь делать?
– Я строгая, – сказала зима. – Во всём порядок люблю. Чтобы все, кто улетает, улететь успели. Остальные же не зевали и правила мои соблюдали. Я ещё заботливая – снежком растения и животных укрываю да прячу, а ребят развлекаю. А больше всего я рисовать люблю, – зарумянилась зима в лучах солнца. – Наверное, люди как раз для моих рисунков так много окошек в домах делают.
Вопросы по тексту:
- У кого в рассказе спрашивали «Какая зима?» (У птиц, у зверей, у детей, у зимы)
- Почему перелетные птицы ответили, что зима суровая и неприветливая? (Им холодно. Она гонит птиц в теплые края)
- Что ответили зимующие птицы? (Зима холодная и голодная)
- Для зверей зима какая? (Сонная и медленная, экономная и шустрая, холодная)
- Как дети ответили? (Для детей зима весёлая и озорная)
- Почему для детей зима оказалась весёлой и озорной? (Потому что они зимой катаются на санках, лыжах и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки)
- А зима, что ответила? Какая она? (Строгая, заботливая, веселая, любит рисовать)
Воспитатель: Действительно, зима может быть разной. А для вас зима, какая? (Снежная, суровая, долгая, морозная, красивая, волшебная)
Д/игра «Какая зима?»
- Если зимой холодно, то зима … (холодная)
- Если зимой морозы, то зима … (морозная)
- Если зимой тепло, то зима … (теплая)
- Если зимой вьюги, то зима … (вьюжная)
- Если зимой кругом много белого снега, то зима какая? (белоснежная)
- Если зимой дуют сильные ветра, то зима какая? …(ветряная)
Воспитатель: Ой, ребята, что-то холодно стало. На руках пальчики замерзли. Давайте мы их погреем.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики)
Мы с тобой снежок лепили. («лепят снежок»)
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальником)
Раз — подбросим. («подбрасывают»)
Два — поймаем. (приседают, «ловят»)
Три — уроним. (встают, «роняют»)
И… сломаем. (топают)
Воспитатель: Зима – чудесное волшебное время года. Несмотря на холод, который она несет, зима дарит много радости. Давайте, расскажем о зиме, так как ее видите вы. Расскажите, какое зимой бывает солнце, какая стоит погода, как преобразилась природа вокруг, чем вы любите заниматься зимой. Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге.
Воспитатель: Ребята, не забывайте, что в рассказе:
- должно быть начало. Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!
- затем идет основная часть, где вы подробно опишите какая зима и чем вы любите заниматься зимой.
- конец рассказа, где вы расскажите о своем отношении к зиме. Например: Я люблю зиму, потому что это волшебное время года!
Воспитатель выслушивает 2-3 рассказа детей
Итог
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Что нового узнали?
- Чем занимались?
Воспитатель: Ребята, я хочу вас похвалить за ваши интересные рассказы о зиме. Вы большие молодцы!