Хватова Вероника
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме: «Транспорт»
Цель: совершенствование обобщённых знаний о наземном, воздушном, водном видах транспорта уточнить знания детей о правилах дорожного движения.
Программные задачи:
Образовательные:
— расширять представления детей о разных видах транспорта;
— продолжать знакомить с профессиями (шофер, машинист, летчик, космонавт и т. д).
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
2. Речевые:
— обогащать речь детей прилагательными, характеризующими взаимоотношения людей и их отношения к труду (смелый летчик, зоркий машинист, внимательный шофер и т. д);
— упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый — сильный, трусливый — смелый, глупый — умный и т. д);
— закреплять правильное и отчетливое произнесение звука «р», учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
— развивать артикуляционный аппарат;
— формировать умение составлять небольшой рассказ творческого характера на тему: «Чудесная машина».
3. Развивающие:
— развивать внимание, мышление, коммуникативные качества, воображение.
4. Формирование навыков учебной деятельности:
— продолжать учить детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности;
5. Воспитательные:
— воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал:
Демонстрационный:макет ракеты, мяч, демонстрационная доска, иллюстрации по теме: «Транспорт», карточки из серии «Спецтранспорт»
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вам улыбается солнышко, чтобы у вас было хорошее настроение, давайте улыбнёмся друг другу и поздороваемся:
- Здравствуй, Солнце! Здравствуй, Небо! Здравствуй, Земля! Здравствуйте, все мои друзья!
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи скорей!
Д. Транспорт.
Воспитатель: Правильно! Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Д. Да, транспорт.
Воспитатель: Правильно! Тема нашего занятия "Транспорт".
Воспитатель: А какие виды транспорта знаете?
Дети: (ответы)
-Давайте вспомним виды транспорта, делая при этом зарядку.
Летит самолёт: произнесение звука [л] – [л] – [л].
Гудит пароход: произнесение звука [ы] – [ы] – [ы].
Прокололась шина у машины: произнесение звука [ш] – [ш] – [ш].
Насос: произнесение звука [с] – [с] – [с].
Машины едут по мокрой мостовой: произнесение слогов "ша – шу – ши - шо".
Сигналит машина: произнесение на одном выдохе "би – би – би".
Гудит поезд: произнесение на одном выдохе "ту – ту - ту".
-Молодцы!
Воспитатель:
— О человеке, какой профессии эта загадка?
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(космонавт)
Воспитатель: (показывает детям макет ракеты)
- Вот, на этой ракете мы совершим путешествие.
— Я вам расскажу о профессии космонавта, а вы меня исправьте, если я что — то перепутаю в своем рассказе.
Словесная игра: «Скажи наоборот»
— Космонавт летает в космос на маленькой ракете. (большой)
— Он исследует космос, где мало звезд и планет. (много)
— Космонавт должен быть слабым (сильным, трусливым (смелым, глупым (умным, ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным).
Молодцы ребята, вы исправили все ошибки в моем рассказе.
2. Основная часть.
Воспитатель:
— Ребята, я предлагаю сегодня вам стать космонавтами и отправиться в космическое путешествие. Перед полетом в космос все космонавты проходят специальную подготовку. Такую подготовку пройдем и мы с вами.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Улыбка»
— Широко улыбнитесь так, чтобы не было видно зубов. Держите так улыбку.
2. Упражнение «Чьи зубы чище?»
— Широко откройте рот, спрячьте язычок за верхние зубы и почистите их кончиком языка с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
3. Упражнение «Лошадка»
— Откройте рот и пощелкайте языком громко и энергично. Старайтесь, чтобы прыгал только язычок, нижняя челюсть неподвижна.
Воспитатель:
— Вот вы и готовы отправиться в космическое путешествие. Садитесь за столы, занимайте места в нашей ракете.
Сядьте ровно, спинки выпрямите, чтобы при взлёте легче было преодолеть земное притяжение. Перед полетом необходимо проверить исправность двигателя нашей ракеты. Давайте их вместе заведем (закрепление произношения звука «Р — Р — Р»)
Дети произносят звук громко, тихо, поочередно мальчики и девочки, индивидуально.
Воспитатель:
— Двигатели к полету готовы. Включим приборы управления. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите в слове звук «Р»
Ракета, роза, машина, мороз, забор, руль, солнце, корова, топор, картина.
(дети отбирают нужные слова и определяют место звука «Р» в слове).
Воспитатель:
— Все системы включены, осталось ввести пароль в наш бортовой компьютер. Давайте вместе скажем: «РА — РА — РА — в космос нам лететь пора!» (индивидуальные и хоровые ответы).
— Полетели! (воспитатель показывает картину с изображением космоса). Вижу впереди незнакомую планету (картина с изображением планеты). Давайте с помощью бортовых видео приборов посмотрим, кто обитает на этой планете.
Воспитатель показывает картинки с изображением видов транспорта, уточняет что это, вывешивает картинки на доску.
А кто у нас на планете Земля управляет транспортом?
Словесная игра: «Кто управляет?»
— Кто управляет автомобилем, автобусом? (шофер, водитель) Каким должен быть шофер? Значит, какой шофер управляет автомобилем, автобусом? (внимательный, дисциплинированный)
— Кто управляет самолетом? (пилот) Какой пилот управляет самолетом? (смелый, зоркий, храбрый)
— Кто управляет кораблем? (капитан) Какой должен быть капитан? (умелый, зоркий, внимательный)
— Кто управляет ракетой? (космонавт) Какой должен быть космонавт (умелый, храбрый, сильный)
— Кто управляет поездом? (машинист) Какой должен быть машинист? (внимательный, дисциплинированный, зоркий)
— Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист) Какой должен быть мотоциклист? (внимательный, храбрый)
- Кто управляет подводной лодкой (подводник). Какой должен быть подводник? (решительный, смелый)
Воспитатель:
-А сейчас давайте попробуем установить контакт с жителями планеты. Выходите, вставайте в круг.
Словесная игра: «Назови ласково».
— А теперь давайте всех жителей планеты назовем ласково. Кому я брошу мяч, тот называет.
машина — машинка,
грузовик — грузовичок,
самолет — самолетик,
вертолет — вертолетик,
ракета — ракетка,
велосипед — велосипедик,
корабль — кораблик,
лодка — лодочка,
автобус — автобусик.
Воспитатель:
Сейчас садитесь, мы поиграем в игру: «У меня есть один-много»
- У меня есть автобус.
— А у меня есть много автобусов.
- У меня есть трамвай.
– А у меня есть много трамваев. И т. д.
— Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданием. Я слышу сигнал в отсеке связи нашей ракеты. (дети садятся за столы).
Так и есть, нам пришло послание. Ничего не могу понять. Какие — то слова. Давайте вместе расшифруем послание и составим предложение из слов.
Машина, ехать, дорога.
Самолет, небо, летит, высоко.
Большой, волны, корабль, плывет.
Шоссе, автомобиль, мчится.
Магазин, около, мотоцикл, остановился.
Едет, тропинка, велосипедист.
Воспитатель:
А теперь, дети, на ваших столах лежат картинки с изображением транспорта. Вы должны назвать то, что нарисовано на вашей картинке только по слогам.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
— Нам пора возвращаться на Землю. Перепрограммируем наш бортовой компьютер и введем новый пароль: «РА —РА —РА — возвращаться нам пора» Полетели! (слайд на компьютере)
— А вот и Земля. Мы дома. Выходите из ракеты. Понравилось вам наше космическое путешествие?
- Какую тему мы сегодня изучали?
Д. Мы сегодня изучали тему "Транспорт".
- Чему научились?
Д. Мы научились составлять рассказы по схеме.
- Вам понравилось занятие?
Д. Да.
- Вы сегодня очень хорошо работали! Спасибо за занятие!