Надежда Терюкова
Конспект занятия по развитию речи «Транспорт» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи с средней группе «Транспорт»
Задачи: формировать у детей обобщённое понятие «транспорт», закреплять представление детей о разных видах транспорта, уметь чётко дифференцировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный; учить образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами, развивать умение использовать в речи прилагательные, глаголы, учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Транспорт“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Материалы: магнитная доска, почтовый конверт с письмом от Маши и Медведя, предметные картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, море, неба с облаками, разрезные карточки по теме «транспорт».
Предварительная работа: рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», наблюдения на прогулке, беседа, дидактические игры.
Ход:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Давайте с ними поздороваемся.
А ещё сегодня к нам в группу пришло письмо, давайте я его прочитаю вам.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам медведь. Маша решила построить новый дом и попросила меня доставить все необходимые материалы. Привести на велосипеде у меня не получилось. Мои знакомые волки говорят, что есть какие-то транспортные средства, которые летают по воздуху и плавают по рекам. Расскажите нам об этом, помогите нам разобраться – какой транспорт бывает и для чего он предназначен. Жду ответа. Медведь».
Воспитатель: Дети, вы готовы помочь Маше и медведю?
Ответы детей: Да, готовы!
Воспитатель: Но для того, чтобы им помочь, мы должны сначала настроиться на работу и разбудить наш организм. Давайте, сначала, разбудим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Машины»
Приготовили ручки, смотрите внимательно и повторяйте за мной движения и слова.
Все машины по порядку,
Подъезжают на заправку:
(Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз.
(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).
Воспитатель: А теперь, давайте разбудим наши глазки.
«Машины».
По городу мчатся с утра и до ночи
Машины всех марок, красивые очень.
(Дети выполняют круговые движения глазами.)
Поедут направо, налево, кругом-
(Выполняют движения глазами влево, вправо, кругом)
Свободны машины и ночью и днём.
(Хлопают глазами.)
Воспитатель: Ну, вот мы с вами готовы рассказать Маше и медведю всё, что знаем о транспортных средствах.
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки, а кто знает правильный ответ, должен поднять руку, отвечать хором нельзя.
Загадки:
1. Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк.
Лишь оставили дымок (поезд).
2. Этот конь не ест овса
Вместо ног два колеса
Сядь верхом и мчись на нём
Только лучше правь рулём (велосипед)
3. Я важная машина
Есть кузов и кабина
Вожу любые грузы по ленточкам дорог
И парты и арбузы
Я вам доставлю в срок (грузовик)
4. Стальная птица.
В небеса стремится
А ведёт её пилот
Что за птица (самолёт)
5. Без разгона ввысь взлетало,
Стрекозу напоминает.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это? (вертолёт)
6. Воздухом наполним шар,
И корзинка будет там.
Заберёмся мы в неё
Полетим мы вверх легко (воздушный шар)
7. Паруса поднимем мы,
Не боимся и волны.
Лишь бы ветер не затих,
Будем плавать вверх и вниз. (Яхта)
8. Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном. Корабле
9. Я на суше не живу,
Только по воде плыву.
По реке я вверх и вниз,
Отвожу людей в круиз. (Пароход)
(После того, как дети разгадают загадки, воспитатель выставляет иллюстрации)
Воспитатель: Как вы думаете, как все отгадки можно назвать одним словом?
Ответы детей. Это транспорт.
Воспитатель: Верно, молодцы.
Ребята, а вы знаете, что слово «транспорт» означает перемещение в пространстве. Ездит, летает, плавает.
Предлагаю поиграть в игру «Распредели транспорт правильно»
У меня есть 3 рисунка, которые обозначают виды транспорта:
- Ребята, как называется транспорт, который плавает по воде? (водный транспорт);
- Как называется транспорт, который передвигается по земле? (наземный транспорт);
- Как называется транспорт, который передвигается по воздуху? (воздушный транспорт).
Перед детьми на доске вывешиваются карточки с изображением воды, земли, воздуха, а детям раздаются маленькие иллюстрации - карточки с транспортом. Необходимо определить, к каким видам транспорта относятся картинки.
Например: Автобус - какой вид транспорта и почему? (поезд, самолёт и т. д.)
Воспитатель: Послушайте следующее задание.
«Как передвигается транспорт».
Я начну предложение, а вы должны его закончить:
Пароход плывёт, а машина…- едет,
Трамвай едет, а самолет…- летит,
Самолет летит, а автобус…- едет,
пароход плывёт, а поезд…- едет.
Воспитатель: Как вы думаете, транспорт сам едет или им управляет человек
Ответы детей: Управляет человек.
Воспитатель: А что нужно для этого чтобы управлять транспортом?
Ответы детей: Здоровье, обучиться и иметь права.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру
«Закончи предложение».
Я начну предложение, а вы закончите.
Поездом управляет кто? (машинист)
Самолётом (пилот)
Машиной (шофёр)
Велосипедом (велосипедист)
Кораблём (капитан)
Мотоциклом (мотоциклист)
Чем управляет машинист (поездом)
Ракетой (космонавт).
Чем управляет велосипедист, пилот, шофёр, мотоциклист, капитан, машинист, космонавт.
Воспитатель: Замечательно, вы опять меня порадовали. А сейчас, я буду называть транспорт в единственном числе, а вы будете отвечать мне во множественном:
Игра «Один — много»
Это автобус – а по городу ездят… автобусы.
Это поезд, а между городами ходят… поезда.
Это машина, а в городе много… машин.
Это самолёт, а в небе много… самолётов
Воспитатель: Какие вы внимательные, ребята молодцы! А теперь попробуйте назвать транспорт ласково:
Воспитатель Дети
самолёт самолётик
машина машинка
автомобиль автомобильчик
вертолёт вертолётик
грузовик грузовичок
трамвай трамвайчик
лодка лодочка
плот плотик
троллейбус троллейбусик
автобус автобусик
корабль кораблик
Воспитатель предлагает сыграть в подвижную игру
«Летим, плывём, едем»
Дети, сейчас мы будем двигаться по кругу под бубен. Когда бубен перестанет играть, я покажу вам картинку с любым видом транспорта. Вы должны определить, какой вид транспорта изображён на картинке (воздушный, водный или наземный) и необходимо выполнить соответствующее движение
- Покажите, как плывёт водный транспорт (движение руками перед собой)
- Наземный транспорт (едут, крутят руль)
- Воздушный транспорт (летят, махи руками).
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы тоже справились. Следующее задание на внимательность.
Игра «Сбор пазлов»
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Какие получились у вас картинки?
Ответы детей. Транспорт.
Воспитатель: Скажите, а что мы называем транспортом?
Ответы детей: Это всё, на чём можно перевозить грузы и людей на земле, по воде и по воздуху.
Воспитатель: А как транспорт различают по месту передвижения?
Ответы детей: Наземный, водный, воздушный.
Воспитатель: Ребята, скажите, на каком транспорте Медведь привезёт Маше строительные материалы?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, я вами очень довольна, поэтому приготовила для вас сюрприз за ваши правильные ответы. Дети получают красивые карточки за правильные ответы.
Спасибо за занятие.