Светлана Черноиванова
Конспект НОД по развитию речи «Осень» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знания детей по теме: “осень”.
Задачи:
образовательные:
• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
• активизировать словарь детей по теме занятия;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
• сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
развивающие :
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Осень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегаюшие:
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,физическое развитие,речевое развитие.
оборудование:
• конверт с письмом и заданиями от осени;
• 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
• листочки из картона для дорожки;
• аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
• видеофильм «осень».
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?
Да!
Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?
- осень!
- Да, ребята, это письмо от осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:
«На лесной опушке я краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены, И зазолотились листья у берёзы.
Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.
- Принимаем приглашение осени?
- Да!
Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу
- Вот мы пришли в осенний лес.
осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?
-Чтобы подышать свежим воздухом
А зачем осенью, да ещё и поздней?
-Собрать грибы
- А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
-открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
- Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.
-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.
Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?
- опавшей листвой, грибами.
- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковёр.
А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
- Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.
Первая картинка солнечная, весёлая.
А на второй картинке?
- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.
Эта картина уже не такая весёлая.
А на третьей картинке?
- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.
-Какое время года изображено на первой картине?
осень
- А на этой?
осень
- А какое время года на третьей картине?
осень
- Почему про осень нарисованы три разных картинки?
- Ребята, в конверте ещё что-то лежит.
1задание
Посмотрите, какие-то карточки. Это осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы».
Я буду начинать предложения, а вы их заканчивайте.
осенью солнце светит (как) … (слабее, меньше, редко).
осенью небо покрыто (чем) … (серыми тяжёлыми тучами).
осенью часто идут … (дожди).
осенью листья на деревьях… (желтеют, краснеют, вянут).
осенью листья опадают, начинается … (листопад).
осенью улетают на юг … (перелётные птицы).
осенью в огородах и садах собирают … (урожай овощей и фруктов).
осенью в лесу собирают … (грибы, ягоды).
осенью люди надевают … (тёплую одежду).
осенью в домах топят (печки).
– Ребята, вы хорошо справились с заданием.
А вы любите играть?
- Да!
Вначале проведём разминку.
Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись. Повторяют за воспитателем:
Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай. кружатся, идут, приседают,
Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Бегут на носочках, выполняя
лист кленовый, лист дубовый, лист березовый резной, взмахи кистями рук,
лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной. затем загибают пальцы в кулак.
А теперь перейдём к заданиям на карточках. (Листочки с загадками)
2 задание «отгадай загадку»
2 задание называется «отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!
1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?
- Лесник!
2) Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник —
Хлюпает по лужам…
(дождик)
3).осень в гости к нам пришла
И с собою принесла.
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно.
(Листопад)
4) Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(Гриб)
5)Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья)
6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.
(Дождь)
3 задание «Игра ДА или НЕТ»
- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
осенью цветут цветы?
осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Молодцы, справились с заданиями.
Дети рассказывают стихотворения про осень
Падают, падают листья. (Варя)
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Я сегодня очень удивился:(Маша)
Листик на ладошки опустился.
Будто птичка с неба прилетела,
Кто его таким красивым сделал?
Мама мне сказала: «По дорожке
Ходит осень в жёлтеньких сапожках,
В золотистом, ярком сарафане,
С красными платочками в кармане.
Красит всё вокруг волшебной краской,
Мир становится чудесной сказкой.
Вот она – волшебница какая!
Всё раскрасит осень золотая.
Ну, а где она?
Могу ответить: «осень ты повсюду можешь встретить».
Посмотри как на картинке (Соня)
Гроздья алые горят.
Это тонкие рябинки
Примеряют свой наряд.
Рассыпает солнце искры,
Закружился листопад.
И на ветках золотистых.
Капли золотом горят.
Все тропинки и дорожки,
Будто в пёстрых лоскутках,
Это осень осторожно
Ходит с краскою в руках.
- Нам осень приготовила сюрприз – это мультфильм.
Итог занятия
Молодцы! Со всеми заданиями осени справились. Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети кружатся.)
- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от её имени награжу.
Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания осени.)
А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.
ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!