Ковалева Нина
Конспект занятия по развитию речи «Золотая Осень» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
Продолжать учить составлять предложения по картинкам;
Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.
Продолжать развивать память, мышление, внимание через игры и упражнения.
Цели: систематизировать накопленные детьми знания о времени года – осень.
Методические приемы:
Наглядные: картинки, сюжетные картинки
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Золотая Осень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.
Материал:
Мольберт.
картинки с признаками осени
сюжетные картинки для составления рассказов
мяч
Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. В. Авдиенко. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Отгадайте мою загадку, о каком времени года моя загадка?
(воспитатель загадывает загадку)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я – …
(осень)
Правильно, это загадка об осени! Сейчас осень шагает по земле. Она всех готовит к приходу зимы.
- В каком месяце началась осень? (в сентябре)
-А как называется второй месяц осени?
- А как называется последний месяц осени? (ноябрь)
- Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)
Воспитатель: Ребята, а мы с вами знаем осеннее стихотворение, давайте его расскажем (Дети по желанию читают стихотворение В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке…»
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый –
Кленовый.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним признаки осени.
- Какое сегодня солнышко?
- Какое сегодня небо?
- Сравните осенние денечки с летними.
- Как изменились осенние краски по сравнению с летними?
- Что называют листопадом?
- В какую погоду листочков облетает больше?
- Много ли насекомых сейчас?
Воспитатель: Ребята, а что происходит в жизни птиц осенью? (они улетают в теплые края)
Как называют таких птиц, которые от нас улетают? (перелетные)
- А еще, ребята осенью чаще льют дожди. На улице становится пасмурно и серо, но чтобы мы не грустили в такую погоду, поиграем в игру.
«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
- листья осенью (что делают) – листья осенью желтеют и опадают
-дождь осенью (что делает) – дождь осенью моросит, идет.
- птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.
-урожай осенью с огорода (что делают) – урожай осенью убирают.
-деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.
-звери осенью (что делают)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
А как люди осенью заботятся о себе? (люди оделись в теплую одежду).
Что мы надеваем осенью на улицу? (куртку, штаны, сапоги)
Так как же можно назвать осень, какая она? (щедрая, разноцветная, золотая)
Почему осень щедрая?
Почему осень разноцветная (золотая?
Ну а сейчас, в заключение нашего занятия, давайте поиграем.
Проводится игра
Игра «Да или нет»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Описательный рассказ по картинке.
«Ранняя осень – красивое время года» ребята кто хочет продолжить рассказ?
(поочередный опрос всех детей)
Или:
А теперь, ребята давайте попробуем составить рассказ по картинкам.
1 картина – 1 сентября – начало осени, листья начинают желтеть…и т. д.
2 картинка – ветер сбросил листья с деревьев, становиться холоднее.
3 картинка - наступил последний месяц осени – ноябрь – приходят холода, кое- где лежит снег.
Итог занятия :
Вот наше занятие подошло к концу, скажите, ребята:
О каком времени года мы говорили на занятии? (осень)
Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
Молодцы, всем спасибо!