Минкина Ольга Викторовна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Весна-красна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Весна-красна»
Программное содержание:
• Уточнить представления детей о характерных признаках весны; активизировать словарь детей по теме «весна».
• Упражнять в составлении предложений о весне по опорным моделям.
• Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом; в подборе антонимов.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Весна-красна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Закреплять представления о гласных и согласных звуках; о твёрдости – мягкости; упражнять в умении производить звуковой анализ слова, состоящего из 4-х звуков («гуси»); упражнять в делении слов на слоги.
• Упражнять в подборе слов, сходных по звучанию (рифмы).
• Закреплять знание многозначных слов и фразеологизмов.
• Воспитывать умение слушать и слышать педагога и товарищей; давать обоснованные ответы на вопросы.
Ход:
Сюрпризный момент – внесение конверта с письмом от медвежонка Умки с Северного полюса, который просит детей рассказать ему о весне.
1. «Написание письма Умке» - дети составляют предложения о весне, используя модели «Весна», педагог записывает их на листе. Обобщить: «Какой интересный рассказ у нас получился. Умка будет очень доволен».
2. Дети становятся в круг
Физминутка «Веснянка».
Солнышко, солнышко - (дети идут в круг, взявшись за руки)
Золотое донышко - (идут из круга).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло - (поднимают и опускают руки).
Побежал в саду ручей - (волнообразные движения рукой).
Прилетело сто грачей - (взмахи руками - «крыльями).
А сугробы тают, тают - (медленно присесть).
А цветочки подрастают - (подняться на носочки и потянуться вверх).
3. Игра «Скажи наоборот»
Зима ушла, а весна (пришла).
Зимой холодно, а весной (тепло).
Зимой сугробы высокие, а весной (низкие).
Зимой мало птиц, а весной (много).
Зимой деревья «спят», а весной (просыпаются).
4. Игра «Скажи ласково» (с мячом в кругу): ветка – веточка; цветок - цветочек; ручей – ручеёк; лужа – лужица; льдина – льдинка; трава – травушка; гнездо – гнёздышко; луч – лучик; птенец – птенчик и др.
5. (Дети садятся на стульчики). Загадка: Кто два раза родится: в первый раз - гладкий, а во второй раз – мягкий? (птица).
Вопросы к детям:
• Как называют одним словом птиц, которые осенью улетают, а весной прилетают обратно? (перелётные). Например…
• Как одним словом называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие). Например…
• Как называют одним словом птиц, которые питаются насекомыми? (насекомоядные). Например…
• Как одним словом называют птиц, которые плавают в воде? (водоплавающие). Например…
6. Игра «Кто лишний и почему?»
• Дятел, грач, кукушка, скворец (дополнительное задание: назвать первый звук в слове «дятел»; последний звук; количество слогов).
• Утка, чайка, лебедь, ласточка (дополнительное задание тоже).
7. Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была?
Ты с чем пришла? –
За морем бывала,
Весну встречала.
Несу, несу
Весну – красну.
(на каждую строку большие пальцы обеих рук касаются дважды каждого пальца, начиная с указательных).
8. Игра «У кого кто?» (назвать птенцов).
• У вороны (воронёнок)
• у утки (утёнок)
• у грача (грачонок)
• у журавля (журавлёнок)
• у лебедя (лебедёнок)
• у скворца (скворчонок).
9. (Дети проходят за столы). Игры:
• «Услышишь гласный звук – хлопни в ладоши»;
• «Назови пару» (я называю твёрдый звук, а ребёнок – мягкий парный звук).
10. Звуковой анализ слова «гуси» (на индивидуальных карточках, с использованием цветных фишек).
11. Физминутка
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут - покажем – руки сложили назад.
12. Словесные игры (за правильный ответ – фишка):
• «Подбери рифму»
• «Весёлые слова» (многозначные слова).
• «Скажи по - другому» (фразеологизмы: «Золотые руки», «В двух шагах», «Залезть в бутылку», «Водить за нос», «Писать как курица лапой» и др).
Подведение итогов