Татьяна Гапоненко
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Уточнить характерные признаки весны.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
- подбирать антонимы :зима (ушла, а весна (пришла);
- обогащать словарный запас;
- активизировать речь детей;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- закреплять знания о признаках весны ;
- закреплять знания детей о птицах,перелётные,зимующие;
- составлять коллективный рассказ по картинке;
- устанавливать причинно-следственные связи явлений природы: солнце пригревает, тает снег, капают сосульки, появляются проталины, набухают почки и т. д.
Развивающие :
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать.
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать образность речи, творческое воображение;
- развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Индивидуальная работа: побуждать к речевой деятельности малоактивных детей.
Активизация словаря: весна, капель, ручьи, вьют гнёзда, проталина.
Обогащение словаря: игривая, говорливые, лучистое, пасмурная.
Предварительная работа:
* Д/И «Подбери слово», «Подскажи словечко», «Игра со звуками», «Назови ласково», «Что когда бывает», «Угадай какое время года»
* Беседы, составление рассказов о весне,
* наблюдение сезонных изменений в природе,
*чтение художественной литературы о весне,
*рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами,
*слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т. д.).
*Чтение сказок «Снегурушка», «Заюшкина избушка»
* Заучивание стихов о весне
* Русские народные потешки и загадки о весне
Оборудование:
* Проектор, экран, презентация с картинками: «Весна»(девушка-весна, жук, комар, грач, ласточка, кукушка, скворец, снегирь).
* Раздаточный материал: краски, ватные палочки, бумажный ком, лист бумаги, салфетки.
* Музыкальная аудиозапись. (голос весны).
* видеоролик для физминутки.
Форма проведения: Совместная деятельность, ситуативный разговор.
Ход занятия:
Дети входят в группу и встают в круг в центре группы.
Воспитатель:
Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)
А теперь давайте поприветствуем красно солнышко и друг друга.
Коммуникативная игра «Здравствуйте».
(воспитатель с детьми)
Воспитатель и дети:
Здравствуй, красно солнышко!
Здравствуй, ветерок,
Солнечные зайчики,
Быстрый ручеек!
Здравствуй, ранняя трава,
Здравствуй, свежая листва!
Здравствуйте, ребята!
Всех приветствуем сейчас,
Очень рады видеть Вас!
Поднимают руки к солнышку.
Качают над головой руками.
На уровне груди сжимают-разжимают кисти рук.
На уровне груди движения кистями вправо-влево.
Показывают ладошки на уровне груди.
Трут ладонями друг о друга.
Слова произносит воспитатель.
Воспитатель: Дети, о каком времени года я сейчас вам загадаю загадку?
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Посмотрите, кто пришёл к нам в гости. (на экране появляеться картинка «девушка - весна». Ответы детей.
Воспитатель: А как вы догадались? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте с ней поздороваемся. (звучит аудиозапись,весна здоровается с детками).Говорит, что пришла узнать, что дети знают о времени года «Весна».
Дети рассаживаются полукругом на стульчики.
Воспитатель: Ребята, расскажем весне, что мы о ней знаем? Ответы детей.
Воспитатель: Какие признаки весны вы знаете? Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас начало, середина или конец весны? Ответы детей.
Воспитатель: Скажите дети, сколько месяцев весны, а сейчас какой месяц? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а вы рады, что наступила весна? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте покажем, как мы с вами радуемся весне. (Дети поднимают руки в верх, улыбаются, прищуривая глаза.)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что весной всё просыпается? А кто просыпается? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте мы с вами пропоём песенку жука – ж-ж-ж-ж, песенку комара – з-з-з, песню ветра –ш-ш-ш.
Чистоговорка «Весна пришла».
Ла-ла-ла к нам весна пришла.
Ло-ло-ло в лесу тепло.
Пель-пель-пель капает капель.
Ля-ля-ля расцветай земля.
Лю-лю-лю я весну люблю.
Воспитатель: А какие птицы прилетают весной? Ответы детей.
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
Посмотрите, ребята, - сколько разных птиц на экране. Давайте отгадаем про них загадки.
Загадки
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – …
(Грач). 4. Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…
(Скворец)
2. Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(Ласточка) 5. Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив.
(Снегирь)
3. Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Снегирь)
Объясните почему. (Ответы детей.)
Давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете? (Аист, дрозд, стриж, соловей, дикая утка, журавль.)
А почему этих птиц называют перелетными? (Осенью перелетные птицы улетают от нас в теплые края, на юг, а весной возвращаются обратно.)
Речевая игра «Скажи наоборот»
(сравнение весенних и зимних признаков - подбор антонимов).
Воспитатель:
Ребята, вы правильно назвали признаки весны. Итак, уже наступила весна.
Это значит, что …
- Зима ушла, а весна… (пришла).
- Зимой медведь спит, а весной… (просыпается).
- Перелетные птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).
- Зимой холодно, а весной… (тёпло).
- Зимой небо пасмурное, а весной. (ясное).
- Зимой снег выпадает, а весной… (тает).
- Зимой заяц белый, а весной… (серый).
- Зимой дни короткие, а весной… (длинные).
- Зимой идёт снег,а весной (дождь).
Воспитатель: Дети,я приглашаю вас размяться вместе с капельками.
Музыкальная-физкультминутка «Капельки прыг,прыг».
Видеоролик.
Воспитатель: Перед ними на экране картинка весны.
Составление рассказа о весне.
Пришла весна. Солнце стало так пригревать, что снег стал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лед. На деревьях набухли почки. Прямо из под снега расцвёл подснежник - вестник весны. С юга возвращаются перелетные птицы.
Д/И «Кто больше слов назовёт про …» (весна, ручеёк, солнце).
Весна какая?- красивая, весёлая, звонкая, холодная, пасмурная, игривая.
Ручейки какие? – звонкие, быстрые, шумные, мокрые, говорливые, холодные.
Солнце какое? – яркое, теплое, весёлое, ласковое, лучистое, весеннее.
Пальчиковая гимнастика «Весна».
Весенний день! Весенний день! (хлопают в ладоши)
На дворе звенит капель. (встряхивание кистями рук)
По полям бегут ручьи, (волнообразные движения)
На дорогах лужи, (округлить руки)
Выползают муравьи (бегают пальчиками по телу)
После зимней стужи.
Воспитатель: а теперь проходите за столы и мы вместе будем рисовать весеннее солнце. Возьмите лист бумаги сомните его так, чтобы получился бумажный шарик. Обмакните в желтую краску свой бумажный ком и приложите его к своему листу бумаги. У вас получилось солнышко. Осталось только дорисовать лучики ватной палочкой. Молодцы!
А теперь спросим, понравилось ли весне,как мы о ней рассказали. (аудиозапись с голосом весны).
Рефлексия:
О каком времени года мы свами говорили? Кто приходил к нам в гости?
В какие игры играли? Что делали?
Что вам особенно понравилось?