Наталья Кубайчук
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
Цель:
Учить детей связному последовательному пересказу текста с использованием элементов ТРИЗ с наглядной опорой на иллюстрации, отображающие последовательность событий.
Задачи:
- Формировать действия целенаправленного восприятия текста.
- Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе, Пересказ рассказа К, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Закрепить навыки грамматически правильного оформления высказываний.
- Активизировать подбор сравнений и определений, закрепить навыки подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
- Работа над интонационной выразительностью речи.
Оборудование:
Презентация, картинки с изображением года, музыкальное сопровождение, мяч
Ход занятия
Дети заходят в группу
Есть у радости подруга,
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть тоска её боится.
Что это? (улыбка)
Давайте поздороваемся с гостями и подарим всем свою улыбку
В: Сейчас на стульчики сядет тот, кто ответит на мои вопросы:
- Какой сейчас месяц
- А перед ним был какой месяц
- Какой месяц наступит после ноября
- Какой день недели был вчера
- Какой день недели будет через два дня
- Какое понятие ближе к нам сейчас: вчера, позавчера, сегодня, завтра
- Угадайте, какой день недели я загадала: это не выходной, не первый день недели, не второй. Он находится между третьим и пятым (это четверг)
В: Верно это четверг. Сегодня утром четверга я нашла у себя на письменном столе письмо.
Слайд 1
В: Ребята, старик – годовик из нашей знакомой сказки прислал нам письмо, в котором написано, что времена года заспорили между собой о том, кто из них лучше. Он переживает, вдруг времена года переругаются, разозлятся друг на друга и начнут приходить, когда захотят. А что тогда случится? (высказывания детей)
Слайд 2
-Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)
-А как можно сказать об этом одним словом? (времена года) .
-А теперь давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:
-зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)
-весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)
-лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
-осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)
В: Ребята, скажите мне, про что можно сказать «осенний»? (Осенний день, осенний вечер, осенний лес, осенний праздник, осенний лист, осенний дождь, осенний урожай, осенний месяц.)
В: Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, шуба, шапка, прогулка, одежда, поземка, дорога.)
В: Про что мы скажем «весеннее»? (Солнышко, настроение, тепло, пение птиц.)
В: А о чем говорим «летние»? (Деньки, босоножки, сандалии, панамы, месяцы, игры.)
У каждого из вас есть свое собственное любимое время года. Давайте определим, какое время года вы любите больше всего. Становитесь в круг. Поднимите руку те, кто любит весну? Лето? Осень? Зиму? Чем вас радует осень, зима, весна, лето. Многим из вас нравится зима, но есть и такие кто зиму не любит. Сейчас мы поиграем в игру «Хорошо-плохо».
Каждое время года приносит свои радости и развлечения. Каждое из них хорошо по своему. Сейчас послушайте рассказ о том, как мальчик Митя выбирал лучшее время года, он называется «Четыре желания».
(Читаю рассказ, затем провожу беседу).
Воспитатель: О чем говорится в рассказе?
Дети: В рассказе говорится о том, как мальчик Митя выбирал лучшее время года.
Воспитатель: Какие 4 желания загадал Митя? Почему он пожелал, чтобы всегда была зима?
Дети: Потому что Мите понравилось зимой кататься по замерзшей речке на коньках.
Воспитатель: А почему он пожелал, чтобы всегда была весна?
Дети: Мите нравилось бегать за пестрыми бабочками по лугу.
Воспитатель: После чего он поделился с отцом своим третьим желанием - чтобы лету не было конца?
Дети: После того, как Митя накувыркался в душистом сене, рыбачил на речке.
Воспитатель: А когда Митя собирал в саду спелые яблоки и груши?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Почему рассказ называется «Четыре желания»?
Дети: Митя высказывал свои желания 4 раза.
В: Куда отец записывал Митины желания (в записную книгу) Зачем отец записывал слова Мити, (для того, чтобы показать мальчику, что в разное время можно быть счастливым и получать удовольствие от жизни.
- Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)
В: Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.
- Что означает слово румяный? (красный, алый).
- Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка? (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
- Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
- Что значит, восторг? (веселье, радость).
В: Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
Физ – минутка
А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Обратите внимание, что полянки определенного цвета, обозначающее цвет времени года.
Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.
Сначала он катался на санках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке (имитация действий)
Потом он бегал за пестрыми бабочками по зеленому лугу, рвал цветы
Потом он побывал на сенокосе, ловил рыбу, собирал ягоды
Затем собирал румяные яблоки и желтые груши
В: А сейчас займите коврик по цвету вашего любимого времени года (повторяют чистоговорки подгруппами)
Ла- ла-ла- в гости осень к нам пришла
Ва- ва – ва – на землю падает листва
Ма-ма- ма – наступила зима
Ри- ри – ри – на ветку сели снегири
Ой-ой –ой- очень холодно зимой
На – на – на- пришла долгожданная весна
Чи – чи – чи – журчат осенние ручьи
Ло-ло-ло – вот и лето к нам пришло
Аш – аш – аш – собираемся на пляж.
(садятся на стульчики)
Воспитатель: Сейчас я перечитаю рассказ еще раз, слушайте внимательно, мы будем его пересказывать. В своих рассказах обратите внимание на интонацию, с которой можно выразить восхищение, восторг Мити каждым временем года.
Кто хочет рассказать?
(Рассказ 3-4 детей. Рассказы оцениваются).
В: Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего Давайте мы с вами тоже сравним :
-Весна теплая, а лето ещё(теплее)
-Осень холодная, а зима ещё(холоднее)
-Весной солнышко ласковое, а летом ещё(ласковее)
-Весна дождливая, а осень ещё(дождливее)
-Весной цветы красивые, а летом ещё(красивее)
-Весной солнце яркое, а летом ещё. (ярче)
-Зима пасмурная, а осень ещё(пасмурнее)
Игра «Наоборот»
-Зимой морозно, а летом (жарко)
-Весной тепло, а осенью (холодно)
-Осенью дождливо, а летом (солнечно, ясно)
-Осенью сыро, а летом (сухо)
-Летом солнечно, а осенью (пасмурно, дождливо, сыро)
-Летом светает рано, а зимой (поздно)
-Летом солнце светит ярко, а зимой (тускло)
-Летом на улице темнеет медленно, а зимой (быстро)
-Летом на улице чисто, а ранней весной (грязно)
-В солнечный день нам радостно, а в дождливый (грустно)
-Летом одеваться легко, а зимой (тяжело)
В: Так что же посоветуем старику- годовику. Нужно нарисовать все времена года, сделать книжку и отослать ему. Пускай времена года знают, что все они хороши по своему. Вам понравилось наше занятие? Что вам давалось легко, а что показалось для вас трудным. Чей рассказ понравился больше всего?