Наталья Латышева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему «Путешествие в подводный мир».
Воспитатель Латышева Наталья Владимировна
Возрастная группа: средняя (4-5 лет)
Тема занятия: «Путешествие в подводный мир»
Цель:
Дать первоначальное представление о подводном мире, о некоторых его обитателях и их особенностях.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей об обитателях подводного мира;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- обогатить и активизировать словарный запас детей существительными (осьминог, акула, дельфин, плавник, присоски, прилагательными (хищная, скользкое, длинное, глаголами (плавать, охотиться);
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
-усвоить названия обитателей морей и океанов;
-познакомить со средой обитания;
-познакомить с особенностями внешнего вида и образа жизни.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, интерес и желание познавать окружающий мир;
- формировать коммуникативные отношения между детьми;
- воспитывать доброжелательность;
-воспитывать бережное отношение к живым существам, к природе.
Развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, память, логическое мышление, связную речь;
- формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине «Морское дно» опираясь на опорные картинки;
- упражнять детей в подборе эпитетов к словам;
- закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать согласование координации движения с речью;
- развивать выразительность речи и выразительность движений;
- развивать логическое мышление, память, внимание, воображение;
- развивать познавательную активность;
- развивать и активизировать связную речь детей;
-совершенствовать грамматический строй речи.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: совместная, партнёрская деятельность ребёнка и взрослого.
Основная образовательная область - познавательное развитие.
Интеграция с образовательными областями: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением морских обитателей, разучивание психогимнастики, пальчиковой гимнастики «Дельфин и его друзья», прослушивание музыки: «Звуки моря», «Песни дельфинов».
Материалы и оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук, CD с записью звуков моря, ракушки, морские камушки, сундук с песком, макет морского дна с фигурками рыб и морских животных, дидактическое пособие с изображением морских животных, игрушка золотая рыбка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Скажите, а хотели бы вы побывать в подводном мире?
Дети: Да!
Воспитатель: Я знаю волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. Закройте глаза и повторяйте за мной:
1,2,3 – замрём,
В мир подводный попадём.
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
Воспитатель: Группа наша изменилась,
В дно морское превратилось,
Вот мы и оказались в подводном мире, давайте посмотрим, кто здесь живёт?
З. Р. : Здравствуйте, ребята! Я – Золотая рыбка. Вот вы и оказались в моём морском царстве. Располагайтесь поудобнее в волшебном подводном корабле и посмотрите, сколько морских обитателей живёт в море!
Загадки и рассказы о морских обитателях по слайдам (видео):
1. Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет, и не пашет,
Под водой с рыбешкой пляшет.
Назови его, дружок,
Рыбок друг… (морской конёк).
З. Р. : Своим хвостиком он цепляется за веточки подводных растений и висит, как игрушка на новогодней ёлке.
2. Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это (краб).
З. Р. : -Тело крабов покрыто прочным панцирем. Как вы думаете, для чего ему нужен панцирь? (выслушиваю ответы детей).
- У крабов десять ножек. Передние ножки - это мощные клешни. С помощью клешней крабы разрезают свою пищу на кусочки и отправляют в рот.
3. Прозрачная,
Тихонечко себе плывет.
А прикоснешься – обожжёт. (медуза)
З. Р. : - У медузы полупрозрачное тело в форме зонтика или колокольчика. Питаются медузы мелкими рачками и рыбёшками. Добычу они захватывают с помощью щупалец. Щупальца у неё ядовитые и могут вызвать у человека ожог. Так что при встрече с медузой рассмотрите её, полюбуйтесь, но не трогайте её.
4. В глубине, где тишь и мгла,
Море штопает игла… (рыба-игла)
З. Р. : -Рыба-игла – удивительная рыба благодаря своей необычной внешности. Игла может цепляться хвостиком за водоросли, чтобы её не унесло течением. Окраска её также схожа с цветом морских растений.
5. Хищная большая рыба
Налетела словно глыба
Мигом жертву заглотнула,
Ненасытная (акула).
6. Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо (Осьминог)
7. Вот просторы океана
Бороздит гора с фонтаном,
Бьёт хвостом, вода кипит -
Проплывает важно (кит)
8. Плоский он. Размером разный.
Хвост его бичеобразный.
Лишь один несёт отряд
Электричества заряд (скат)
9. Передние – ласты, а задние - лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая. (морская черепаха)
10. Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый. (морж)
11. Головоногий то моллюск -
Десяток рук, присоски плюс.
Довольно крупный экземпляр.
А как зовут его? (кальмар)
12. Из иглокожих, но красиво
В морской пучине это диво.
Пять рук обычно - пять лучей!
Бывает хищной. Образ чей? (морская звезда)
13. За треской и за селедкой,
Может плавать очень ловко,
И ныряет целый день,
Этот северный (тюлень)
Воспитатель: Ребята, мы с вами посмотрели видео про всех обитателей подводного мира и чтобы наши глазки не устали, дадим им отдохнуть.
Гимнастика для глаз
Рыбка плавала, ныряла, (открывают и закрывают глаза)
Рыбка хвостиком виляла
Вверх плывёт и вниз нырнёт,
Вверх плывёт и вниз нырнёт
Вправо, влево, вправо, влево
Всё ныряла то и дело.
Вот она какая – рыбка золотая! (открывают и закрывают глаза)
З. Р. : Вот какой интересный и удивительный подводный мир! А чтобы вы не устали, я приглашаю вас размяться.
Физкультминутка. Игра «В синем море»
З. Р. : Я буду произносить волшебные слова, и как только назову морского обитателя, вы его пожалуйста изобразите движениями.
В синем море мы бывали,
Краба мы там увидали.
Пять, четыре, три, два, раз-
Покажи его сейчас! (также медузу, дельфина и любую морскую рыбу. ) Дети играют под веселую музыку.
З. Р: Поиграли, теперь восстановим дыхание.
Дыхательное упражнение «Волны шумят»
Сидя на корточках, руки внизу
1-2 – плавно поднять руки вперед, вверх – вдох;
3-4 – плавно опустить руки вниз – выдох ртом со звуком ш-ш-ш.
З. Р. : Ой, послушайте, море заволновалось… (звучит запись шторма) Наверно в море случилась беда. Посмотрите:
Как плывут они красиво -
Очень быстро и игриво!
Нам показывают спины
Из морской воды… (дельфины).
- К нам плывут дельфины, и будто жалуются на что-то.
(включается запись «Голоса дельфинов» сначала тихо, затем громко)
Пальчиковая гимнастика «Дельфин и его друзья»
Жил да был один дельфин, (перед грудью, плавные движения влево – вправо)
Два конька дружили с ним (ладони развернуты вертикально, поочередные движения вверх – вниз)
Приплывали к ним киты (руки сложены накрест, взмахи ладонями)
И акула и моржи
Те учили их считать: (сжимать и разжимать кулачки)
Один, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот следующее задание.
Психогимнастика «Подводный мир»
Воспитатель: (станьте в круг,закройте глаза) Представьте, что вы превратились в маленьких осьминожек. Ваши щупальцы расслаблены. Дотроньтесь до соседа справа, слева. Перед вами вода. Много воды. Она прозрачная и сквозь неё видны солнечные блики. На морском дне тихо. Вода поглощает все звуки. Но вот на дне появилась стайка рыбок. Они дружные, куда один, туда все (соединив руки подушечками пальцев, делать руками плавные движения вправо, влево).
Воспитатель: Ребята, скажите, как у разных морских животных называются детеныши? (показывает картинки с изображением животных морей и океанов)
Дети: Морж - моржонок
Краб - крабик
Осьминог - осьминожка
Акула - акулёнок
Пингвин - пингвинёнок
Кит - китёнок
Рак - рачок
Черепаха - черепашонок…
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в уже знакомую вам
игру «Море волнуется раз»,
где на сигнал «Морская фигура, замри!» можно изображать любых морских обитателей.
Рыбки очень любопытны, покажите любопытных рыбок (мим., что там, а что здесь)
Любят общаться, давайте поговорим как рыбки (беззвучно открывают рот, разговаривая жестами).
Хорошо на морском дне. Тихо шумят волны (дети становятся в круг, взявшись за руки, имитируют волны. Музыка затихает).
Воспитатель: Ну что же ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза.
Воспитатель: Волны, волны, расступитесь (звучит волшебная музыка)
Дети в детский сад вернитесь.
Воспитатель: Ну вот, мы с вами и вернулись в детский сад. Давайте рассмотрим с вами макет морского дна и составим рассказ о нашем путешествии (дети составляют рассказ, опираясь на картинки).
1. Вам понравилось путешествие?
2. Ребята, а где мы с вами сегодня были?
3. Что вы узнали нового?
4. Кто вам больше всего понравился из обитателей морского дна?
Воспитатель:Вот и закончилось наше путешествие к морским обитателям. Давайте попрощаемся с Золотой рыбкой и отпустим её в море.