Амина Якубовна
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Помощники Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познавательное развитие : Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы. Закреплять знания о зимующих птицах
Речевое развитие : Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных слов. Закрепить умение образовывать слова, обозначающие названия предметов в уменьшительно - ласкательной форме. Упражнять в подборе слов-признаков, родственных слов. Составлять предложение, распространять его. Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Учить заканчивать стихотворные строки словами, подбирая их по рифме и смыслу (игра «Доскажи словечко»). Упражнять детей в произнесении звука с и в подборе слов, начинающихся на этот звук.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Помощники Зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Обогащать знания детей через стихотворения и загадки о зиме.
Безопасность: Закрепить правила поведения и безопасности на улице в зимний период
Здоровье: Развивать мелкую моторику рук; упражнять в длительном, плавном выдохе.
Художественно-эстетический развитие. Аппликация
Физическая культура: Учить соотносить движения со словами текста.
Оборудование:
Волшебная палочка, изображение волшебницы Зимы, картинки сосулек, снежинок, снеговика, снежков, серия картин по теме «Зима», письмо от Зимы; листы бумаги, клей, влажные салфетки.
Ход занятия:
Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!
Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!
Здравствуйте, здравствуйте, все!
Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики. (Дети садятся).
Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было очень запутано. Я вам сейчас расскажу, а вы помогите мне разгадать сон.
Представьте себе красавицу, волшебницу, королеву, в белом наряде с длинными нежно-белыми волосами. И вот идет она к нам, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Вокруг укутанные снегом деревья, кусты, дома. А как подует ветер, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы. Реки, ручьи, озера скованны льдом. Интересно, кто же эта красавица, волшебница и королева? (Зима).
- А точно это зима? А может, это весна (Зима одевается в белые наряды, покрывает землю холодным покрывалом)
- Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.
Ребенок1
Зима
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы
И зима настала.
И. Суриков
Ребята, зима (какая) – (снежная, холодная, морозная, вьюжная… Кто из вас любит зиму? Почему? (можно лепить снеговиков, делать снежные постройки, кататься на санках, лыжах, коньках).
Зимой на улице тепло или холодно (холодно). Что происходит с человеком, если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).
Мы замёрзли с вами
И стучим зубами,
Хлопаем руками,
Топаем ногами.
Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают ногами.
Когда мы мерзнем что нужно сделать? (одеться). Одежда, которую мы носим зимой, как называется? (зимняя). Ребята, давайте оденемся. (Дети имитируют одевание) Сначала мы надеваем (брюки, штаны, теплые джинсы, потом (кофту, свитер, затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки. Все, пошли гулять. Посмотрите, пошел снежок!
Физкультминутка «Падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг сугробы,
Снегом замело дороги
Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки
Потягивания – руки в стороны
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
Ходьба на месте, колени высоко поднимать
Прыжки на месте
Ну а мы идем, идем
И к себе приходим в дом.
Ходьба на месте
Дети садятся
А вы знаете, что у зимы есть очень много друзей-помощников. Давайте назовем их! (Выставляются по очереди иллюстрации называемых воспитателем «помощников»)
А вот и первая ее подружка – сосулька.
Ребята, давайте расскажем о сосульке. А поможет нам вот эта волшебная палочка, которую мне дала волшебница-зима. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот и отвечает.
Дидактическая игра «Подберите признаки» (до кого дотронется палочка, тот и отвечает).
Сосулька (какая) – длинная, короткая, холодная, прозрачная, звонкая, круглая, хрупкая…
Воспитатель: А еще сосулька сладкая, вкусная и полезная! Так ведь ребята (нет, сосульки кушать нельзя, может заболеть горло)
- А вот еще один ее друг – «снежок». Давайте вместе с вами слепим снежок.
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Мы с тобой снежок лепили:
Круглый, сладкий, и совсем несладкий.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.
Какой формы снежок? (круглой). А что еще бывает круглым? -
Дидактическая игра «Что бывает круглым» (дети называют круглые предметы)
Ребята, посмотрите, под снежком лежит открытка. Давайте ее прочитаем. Только некоторые слова на ней стерлись. Вы поможете мне? (да)
Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На поселки, на лужок –Все снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
Ребята, как мы сказали – снежок. Мы назвали его ласково. А как можно ласково сказать?
Дидактическая игра «Назови ласково»
Снеговик – снеговичок
Снежинка-снежиночка
Лед – ледок
Ветер-ветерок
Елка-елочка
Дерево-деревце
Мороз-морозец
Шапка-шапочка
Шуба-шубка
Зима-зимушка
- А вот еще одна подружка зимы – снежинка. Но что-то она очень грустная.
Что же могло с ней случиться? Что можно ей предложить? (Может у нее нет друзей; может, на день рождение не получила подарок).
- Давайте ее развеселим.
- Как же ее развеселить? Давайте расскажем стихотворение о снежинке.
Ребенок2
Белая, узорная, звездочка-малютка
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покрутилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
- Ребята, какая снежинка?
(Легкая, белая, узорная, холодная, нежная, резная, красивая). Посмотрите, все равно снежинка осталась грустной.
- А может, с ней поиграть (Упражнение на дыхание – развитие длительного, плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка, нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать).
- Вот, какая она стала веселая. Ей понравилось с нами играть.
- А вот у нас в гостях друг зимы - Снеговик
У снеговика еще есть для нас задание: снежинки с вопросами. (корзинка со снежинками, на снежинках – загадки про зиму и зимние явления)
1. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт -
Заплачет она и умрёт
(сосулька)
2. Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось
И не кроилось,
С неба на землю свалилось
(снег)
3. Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(зима)
4. Белые звёздочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали
(снежинки)
- Снеговику скучно одному, давайте слепим ему друзей Снеговиков.
Аппликация:
Воспитатель Ребята, давайте еще раз назовем помощников зимы (снежок, сосулька, снежинка, снеговик). Какой звук спрятался в этих словах (звук с). Произнесем еще раз вместе – снежок, сосулька, снежинка, снеговик. А в каких зимних словах тоже есть звук с? (снегирь, сугроб, синица, снегурочка, снегопад, санки).
Ребята, молодцы. Нашему Снеговику очень понравились ваши ответы и новые друзья, он прислал вам свои подарки - сосульки, но только съедобные и сладкие. Угощайтесь. (детям раздаются сосульки «Чупа-чупс»).