Ирина Купцова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Литературный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Уточнить и закрепить с детьми известные им литературные произведения;
2. Развивать предпосылки связной речи : учить составлять повествовательный рассказ с включением элементов описания;
3. Активизировать и обогащать словарь детей, учить словотворчеству;
4. Упражнять детей правильно согласовывать окончание слов;
5. Формировать правильное произношение звука Ш.
Материал и оборудование:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Литературный калейдоскоп“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Чемоданчик для Угадайкина, игрушки персонажи из «Сказки о глупом мышонке» (утка, лошадь, жаба, свинья, кошка, щука, корова, курица, овечка) подборка книг в книжном уголке о кошках и мышках, картинка из сказки «Три поросенка». Разрезанные картинки по стихотворениям А. Л. Барто (по количеству детей, игрушки для обыгрывания, мольберт, элементы костюма для Угадайкина.
Предварительная работа:
Чтение детской художественной литературы, беседы по текстам, обыгрывание словесных игр, драматизация стихов А. Л. Барто.
Ход:
Звучит мелодия. Дети играют.
Воспитатель: - Дети, прихожу я сегодня утром на работу, открываю группу, а на ковре стоит вот этот чемоданчик (показывает). Как, вы думаете, кто его нам принес?
Дети: - Волшебник
Валентина Сергеевна
Родители
Сказочница
Не знаем
(Воспитатель перевоплощается, надевая на себя элементы костюма: жабо (накидку, шляпу, нос превращается в Угадайкина).
Угадайкин: - Угадайкин, приди сюда, Угадайкин – туда.
Совсем я заблудился, гуляя по вашему садику.
Ребята, а в вашей группе случайно нет моего чемоданчика?
Где – то я его оставил?
Дети: - Он здесь.
Да, вот он.
Вот, он чемоданчик.
Угадайкин: - Ах, ты мой хороший, вот ты где!
Ну, я пошел, до свидания!
Дети: - Нет, не уходите,
Будьте с нами.
Останьтесь, пожалуйста.
Угадайкин: - Не уходить!
Тогда попросите меня остаться
Дети: - Угадайкин, пожалуйста, останьтесь;
Будьте с нами.
Мы хотим, чтобы вы были с нами
Оставайтесь, Угадайкин.
Угадайкин: - Хорошо! Будем тогда играть в мою любимую игру – «Угадайку»
Угадайте сказку (читает)
«Глупый меленький мышонок
Отвечает он спросонок:
Нет, твой голос не хорош
Слишком громко ты поешь»
(Дети узнают и называют сказку, взрослый достает из чемоданчика знакомую иллюстрацию к «Сказке о глупом мышонке»).
Угадайкин: - Кто были няньками для мышонка, угадайте на ощупь?
( достает из чемодана мешочек с игрушками: утка, жаба, лошадь, свинья, курица, щука. Корова и овечка – игрушки провокационные)
Дети: - Тетя утка
Тетя лошадь
Тетя жаба и т. д.
Угадайкин: - Всех ли «нянек» мышонка вы отыскали и назвали?
Дети: - Нет
Нет кошки
Угадайкин: - Угадайте, чьи же это лапки?
(из чемодана высовывает лапки игрушечной кошки).
Дети: - Кошачьи
Угадайкин: - Чьи это ушки?
Дети: - Это кошачьи ушки
Угадайкин: - Угадайте, чей это хвост?
Дети: - Кошачий хвост
Угадайкин: - Чья это мордочка?
Дети: - Кошачья мордочка
Угадайкин: - А вот и сама тетя кошка!
(выставляет кошку)
Угадайкин: - пела мышонку кошка. Вдруг мышонок, как вскочит с кровати, как хвостиком махнет, испугалась кошка и убежала…
Дети: - Нет, не так.
Угадайкин: - Не так? А как?
Дети: - Мышка побежала, кошку позвала: -
«Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать»;
- Кошка пела ласково, нежно, красиво:
«Мяу – мяу, спи, мой крошка
Мяу – мяу, ляжем спать
Мяу – мяу, на кровать»;
- А потом кошка съела маленького глупого мышонка;
- Мама – мышка прибежала, поглядела на кровать, а его нет.
Угадайкин: - Ребята, найдите на книжной полочке книги, в которых живут кошки и мышки.
(работа детей в книжном уголке)
Дети: - В книге «Путаница»;
В «Сказке о глупом мышонке»
В «Сказке об умном мышонке»
«Усатый – полосатый»;
«Кто сказал: «Мяу?»
«Кошкин дом»
В сказке «Репка»
В сказке «Страшный зверь» и т. д.
Физ. минутка: - Подвижная игра «Кот на крыше»
Угадайкин: - Угадайте, эту сказку.
(вынимает из чемоданчика картинку из сказки «Три поросенка»)
Угадайкин: - Очень хочу, чтобы вы описали поросят и волка.
Кто хочет?
(воспитатель вызывает детей, дети договариваются, кто, какого поросенка будет описывать, а кто волка)
Дети: - Я – Ниф-ниф;
Я – буду – Наф-наф;
А я Нуф – нуф.
Я буду волка описывать.
Угадайкин: - Не забудьте рассказать, какие вы; веселые или грустные, ленивые или трудолюбивые, во что одеты, что делаете.
(Дети поочередно дают описание)
Дети: - Я веселый поросенок…
- Я озорной поросенок…
- А я очень трудолюбивый поросенок.
- На мне одеты зеленые штанишки с лямочкой, полосатая кофточка (футболка) и красная шапочка с бубенчиком.
- Я одет в черные шорты, матросскую рубашку и бескозырку.
- Я вы синем комбинезоне. У меня в клеточку рубашка и маленькая лопаточка, она помогает мне строить дом.
- А я серый волк. Очень злой, сердитый, голодный.
Весь день по лесу бродил. Даже все штаны разорвал. Они все в заплатках.
(Взрослый загадывает детям логическую речевую загадку)
Угадайкин: - Три поросенка Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф – наф – построили себе новые домики: из соломы –первый, из продуктов, веточек и листочков – второй, из камней, черепичной крыши, красной трубой и надежной крепкой дубовой дверью – третий.
Почему волк отправился к дому, где растут ромашки?
Дети: - Этот дом очень красивый, прочный, надежный. В этом домике можно жить большой семьей.
Около домика очень красиво, много цветов.
В этом домике спрятались сразу три братца поросенка. Волк прибежал к этому домику, потому что там спрятались три поросенка.
Угадайкин: - Я для вас припас новые загадки. Отгадайте, ребята, загадки. Закройте отгадки цветными фишками только те, стихи про которых сочинила А. Л. Барто.
Игра «Отгадай загадки».
• Летит птица – небылица,
А внутри народ сидит
Меж собою говорит (самолет)
• Самолет построим сами,
Понесемся над лесами
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
• Больше всех на свете он
Очень, очень добрый он
Видно
Даже у зверей
Тот и больше
Кто добрей (слон)
• Спать пора! Уснул бычок
Лег в коробку на бочок
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать,
Головой кивает слон
Он слонихе шлет поклон.
• Маленький кучерявенький
На лугу играет
Ме-е-е – маму подзывает (козленок)
Стихотворение А. Л. Барто
У меня живет козленок,
Я сама его пасу
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу
Он заблудится в саду
Я в траве его найду.
Кинешь в речку – не тонет
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать
Станет кверху взлетать (мяч)
Стих. А. Л. Борто: «Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик
Тише, Танечка, не плач
Не утонет в речке мяч.
(Воспитатель угадывает все загадки в разнобой среди них две других, на которые А. Л. Барто стихи не писала) например:
Сам пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает
Шагать помогает (барабан)
Много иголок
А все без ниток (еж)
Воспитатель: - Если только захочу
Поверчу и покручу
Необычные картинки
Всем ребятам подарю
(Показывает конверты, в которых лежат разрезные картинки)
Калейдоскоп вам дарит, ребята, новую игру «Разрезанные картинки» по знакомым и любимым произведениям.
Составила:
Воспитатель Купцова И. И.