Оксана Мишина
Конспект НОД по развитию речи «Знакомство с творчеством южно-уральского поэта Н. П. Шилова» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе: «Знакомство с творчеством южно-уральского поэта Н. П. Шилова».
Подготовила воспитатель Мишина О. В.
Цель:
Познакомить детей с творчеством поэта Н. П. Шилова.
Задачи:
- Познакомить детей с биографией и творческой деятельностью поэта.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Знакомство с творчеством южно-уральского поэта Н, П, Шилова“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Развивать умение слушать и понимать содержание прочитанного, отвечать на вопросы о прочитанном.
- Формировать умение осмысливать и оценивать характер героя.
- Развивать творческое воображение.
- Воспитывать любовь к творчеству Н. П. Шилова и поэзии в целом.
Материалы: Сборник «От 7 до 12. Писатели Южного Урала – детям», оформленная «посылка», портрет поэта.
Ход НОД:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся (садятся на стульчики).
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята сегодня утром я получила необычную посылку-подарок. К сожалению, адрес отправителя неизвестен, визитной карточки тоже нет.
Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты).
Воспитатель: У меня для вас есть загадка. Если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.
Загадка:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней -
Будешь вчетверо умней.
(книга)
Воспитатель достаёт книгу стихов уральских поэтов.
Воспитатель: Книги, как мудрые, добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир: рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия. Читая книги, мы узнаем новые стихи, загадки, пословицы и поговорки.
Не зря говорит пословица: "Книга - источник знаний".
Воспитатель: Ребята, а кто пишет книги? (Писатели, поэты.)
Воспитатель: Писатель, поэт — это человек, который создаёт какой-либо текст, произведение и зарабатывает этим себе на жизнь. Результаты работы писателей и поэтов мы видим в книжном магазине, в библиотеке, в каждом доме, где есть книги. Недостаточно просто написать текст, нужно потрудиться. Не всегда все получается с первого раза. Для того, чтобы стать писателем или поэтом необходимо иметь определённые способности.
Воспитатель: А вы желаете побывать в роли поэта? (Ответы детей)
Предлагаю вам поиграть в игру под названием «Рифмы». Ваша задача: подобрать слова, схожие по звучанию, дополнить последнее слово в двустишии.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала (шишка).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много (дыр).
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий (шарик).
Было в сказке очень худо,
Пока не появилось (чудо).
Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала (жало).
В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен (мир).
Клоун снял смешную кепку,
Посадил дед в сказке (репку).
В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский (жук)
Очень громко плачет мальчик-
Он стеклом поранил (пальчик).
Воспитатель: Хорошо, мы побывали с вами в роли поэтов. А сейчас я предлагаю вам познакомиться с творчеством Николая Петровича Шилова, настоящего поэта и нашего земляка.
Кто из вас знает, что обозначает слово «земляк»? (ответы детей). Земляк – это человек, рождённый с кем-либо в одной местности (например, городе или деревне, области, государстве.
Посмотрите на портрет поэта. Что вы можете сказать о характере этого человека по его внешнему виду? (добрый, веселый, умный и т. д.)
"Шилов Николай Петрович - довольно крупный поэт. Его рост один метр восемьдесят пять сантиметров, а вес - девяносто килограммов, как у десяти огромных арбузов. Но пишет он стихи для маленьких…".
Так Николай Петрович представлял себя детям. Действительно, он высокий человек, еще и симпатичный, улыбчивый. Но ребята и взрослые должны знать, что он не только поэт, а еще и преподаватель Челябинского государственного института культуры, заслуженный работник культуры России.
У Николая Петровича вышло несколько детских книг, небольшими тиражами. Его стихи трудно не заметить.
Родился Николай Петрович 12 апреля 1947 года в городе Щучье Курганской области в рабочей семье. Еще в школе начал писать стихи, некоторые из них печатались в местной газете. После окончания восьмого класса, он поехал в Челябинск и поступил в училище культуры. Николай Шилов с отличием окончил его и был направлен в Ленинградский институт культуры на театральный факультет.
В Ленинграде он побывал (и не раз, наверное, во всех театрах, музеях. Шилов окончил институт, вернулся в Челябинск, стал преподавать в том же училище, в котором учился сам. Вместе со своими студентами он писал сценарии, ставил спектакли и концерты.
Затем он перешел на работу в Институт культуры и стал и заведующим кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников. Не случайно его назвали "Профессор кафедры праздников". Когда в нашем городе проходил какой-то большой праздник, то часто сценарий этого праздника писал Николай Петрович Шилов.
При огромной занятости в институте Николай Петрович успевал писать стихи для детей, веселые и озорные. Его стихи интересны и маленьким детям, и их родителям, бабушкам, дедушкам.
«Мальчишки дружат с мальчишками. Девчонки – с девчонками. Реже – мальчишки с девчонками. Еще реже мальчишки и девчонки – со стихами…Ты можешь спросить: «А за что их любить? А что могут стихи?». Оказывается, многое - премногое. Давай считать по пальцам.
1. Рассказывают о том, что ты сам никогда не испытывал, - загибай первый.
2. Обогащают твою память самыми лучшими словами – второй.
3. Учат думать, догадываться, размышлять – третий.
4. Развивают вкус и чувство юмора – четвертый.
5. И, самое главное, улучшают настроение…вот сколько доброго делают для нас стихи.
Вот и соображай после этого, стоит или не стоит дружить с ними. Во всяком случае, я тебе от всей души этого желаю». (Н. П. Шилов).
Автор написал множество стихотворений о детях. Вот одно из них.
«Драчуны»
Повстречались как-то
Два драчуна,
Лбы широкие,
Как два кочана.
Оба замерли сперва,
Как столбы,
А потом склонили
Крепкие лбы,
Разбежались хорошенько
И р-раз!
Только искры полетели
Из глаз.
Зашумел
Вокруг гуляющий люд:
— Это, граждане,
Наверно, салют!
Воспитатель: О ком говорится в стихотворении? (О мальчишках, любящих драться.) Автор так подобрал слова, что мы очень ярко представляем себе встречу этих мальчиков и её результат.
Следующее стихотворение - это загадка. Отгадайте, кто его герой?
«Одуванчик»
У него
На темечке
Воинственные
Семечки
Встали
С парашютами,
Только ветра
Ждут они -
Это лучшая погода
Для захвата
Огорода.
Кто же герой стихотворения? (Ответы детей)
Несколькими штрихами точно описан гроза садов и огородов - одуванчик. С кем его сравнивают и почему? (С захватчиком, потому что его семена, разлетаясь повсюду, прорастают и заполоняют огород).
Давайте попробуем изобразить процесс захвата огорода одуванчиками…
Весёлые стихи Н. Шилова не только сразу повышают настроение. Они учат нас любить природу, бережно относиться к ней, как и ко всему окружающему.
Главные герои следующего стихотворения – собака и кошка. Как ведут себя при встрече эти животные в жизни? Посмотрим, что происходит с ними в стихотворении. Постарайтесь представить себе эту картину.
«Собака и кошка»
Солнышко.
Птички.
Цветочки.
Дорожка.
На ней повстречались
Собака и Кошка.
«Приличная киска,
К тому же не бяка,
Не стоит
С ней драться, –
Решила Собака,
Которую только что с
Сняли с цепочки, –
Тем более
Солнышко,
Птички,
Цветочки».
«Не пёсик,
А душка, –
Подумала Кошка.
Ему бы культуры
Общенья
Немножко.
Пожалуй, упрятать
Пора коготочки,
Тем более
Солнышко,
Птички,
Цветочки».
Так и прошли они
Мимо друг друга,
Никто не скулил,
Не шипел от испуга.
Хвостами вильнули
И сели в тенёчке…
Да здравствуют
Солнышко,
Птички,
Цветочки!
О чем это стихотворение? (О доброжелательном отношении друг к другу.)
Мы с вами знаем, что погода на Урале может очень резко меняться. Тридцатиградусная жара сменяется резким похолоданием, и наоборот. Об этом стихотворение «Хорошая погода».
«Хорошая Погода».
Хорошая Погода
Два месяца стояла,
Хорошая Погода
Решила отдохнуть.
И вот однажды утром
С Центрального вокзала,
Ни с кем не попрощавшись,
Она пустилась в путь.
Теперь она на море,
Теперь она на пляже
Здоровье поправляет,
Наверное, своё.
Давай мы ей напишем,
Давай мы ей расскажем,
Как холодно и скучно
Нам стало без неё.
Замечательные, добрые, мудрые стихи Николая Петровича находят все новых читателей-почитателей.
В Челябинске теперь есть детская библиотека имени Николая Шилова. А в Челябинском государственном институте культуры в день рождения поэта проходит веселый фестиваль «Самсусам», посвященный Николаю Шилову. Много почетных премий у автора, но главная из них - читательская любовь.
Какие герои стихотворений Николая Петровича вам запомнились? Давайте нарисуем иллюстрации к понравившимся вам стихам поэта и создадим сборник иллюстраций по мотивам его стихов.