Надежда Васильевна Жикина
Конспект НОД по составлению рассказа «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Старшего воспитателя
МБДОУ «Юрлинский детский сад № 3»
Жикиной Н. В.
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа по представлению «Космическое путешествие»
Цель:
формирование умений составлять рассказ по представлению с опорой на вопросы.
Задачи:
- учить в подборе родственных слов;
- упражнять в подборе антонимов;
Публикация «Конспект НОД по составлению рассказа „Космическое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- упражнять в умении воспроизводить ритмический рисунок на слух;
- закрепить знания по лексической теме «Космос»;
-упражнять в согласовании числительного с существительным;
- развивать внимание, логическое мышление;
- воспитывать усидчивость.
Оборудование: схематичный план стихотворения «Космонавт», мяч, презентация «Родственные слова», установка мультимедиа, предметные и сюжетные картинки по теме «Космос», шкатулка в виде ракеты.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Воспитанники стоят полукругом на ковре. Ребенок читает стихотворение.
К далеким планетам
Пути пролегли -
По трассам Вселенной
Летят корабли.
По трассам Вселенной
Ведут корабли
Отважные люди Земли. С. Михалков
Воспитатель: Дети, предлагаю вам поиграть в игру «Один, два, пять».
Объясняю правила игры.
Д/и «Один, два, пять» (согласование числительного с прилагательным и существительным) - космическая ракета, орбитальный спутник, далекая планета.
После игры приглашаю детей на стульчики, которые расположены полукругом перед экраном.
II Основная часть.
Воспитатель: Ребята, Вы, наверное, догадались что сегодня на занятии мы будем говорить о космосе, узнаем удивительные слова, отправимся в путешествие и даже придумаем рассказ о путешествии. Будьте внимательны!
Чтобы с нами ничего не случилось в космическом пространстве, я проверю, а что же Вы знаете о космосе и космонавтах.
Заучивание стихотворения «Космонавт» с опорой на схему.
В темном небе звезды светят,
День летит и ночь летит
И на Землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря,
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Сложные слова.
Воспитатель: Как Вы думаете, а могут в космосе работать космические корабли без космонавтов? (Ответы детей).
В космосе работают роботы - разведчики. Они исследуют планеты. Ведь роботы могут обходиться без воздуха, без воды, без пищи. Роботам не страшны жара и холод, ядовитые атмосферы.
Робот - луноход передавал с поверхности Луны на Землю все, что там увидел, а робот - марсоход исследовал поверхность Марса.
Воспитатель: Дети давайте попробуем разобраться, из каких слов образовались такие слова: луноход; марсоход; вездеход (показ картинок).
Воспитатель предлагает встать всем в круг.
Игра с мячом:
далекое путешествие —. (близкое путешествие,
тяжелый груз —. (легкий груз,
сложная задача —. (простая задача,
длинная дорога —. (короткая дорога,
восход —. (заход,
север —. (юг,
свет —. (тьма,
холод —. (жара,
темная — (светлая,
ночь — (день,
всходит — (заходит,
восток — (запад).
Цепочка родственных слов. Д/и «Слова-родственники»
Слова, как родные, похожи чуть- чуть,
И, если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть,
Они об одном говорят.
Воспитатель: Может кто-то из вас знает, как называются такие слова? Сегодня мы подберем к слову космос целую цепочку родственных слов. Найти родственные слова: «В космос может полететь только очень мощная ракета. Она стоит на стартовой площадке космодрома и ждет команды отправиться в космическое путешествие. Космонавты войдут в корабль и приготовятся к полету».
Находясь в кругу предлагаю детям в шкатулку в виде ракеты «сложить» родственные слова.
Подбор родственных слов к словам луна, космос, звезда.
Космос – космический, космолет, космонавт, космодром;
Звезда-звездный, звездочет, созвездие, звездолет;
Луна- луноход, прилуниться, лунный, Лунтик.
Приглашаю присесть на стульчики.
Составление рассказа по представлению.
С помощью наводящих вопросов, используя предметные картинки, педагог и дети составляют творческий рассказ «Космическое путешествие».
Мы хотели узнать, какими могут быть другие планеты. Наконец, наступил этот день, когда мы всей группой собрались в космическое путешествие. Вот он космический корабль, на котором мы полетим в космос. И вот мы взлетаем. Лететь мы решили на Луну, ведь это спутник Земли. Наш корабль мягко прилунился на поверхности Луны. Мы вышли в скафандрах из корабля и взялись за руки, ведь на Луне нет земного притяжения. Никто нас не встречал. Но тут вдалеке за кратером мы увидели лунных жителей. У Насти всегда есть конфеты, поэтому мы решили угостить лунных жителей. Настя первая подошла к человечкам знакомиться, потому что она была такая же маленькая, как и лунные жители. Они стали разговаривать и рассказывать, как им живётся на разных планетах. Когда пришло время возвращаться домой, хозяева планеты подарили Насте много красивых разноцветных сверкающих лунных камушков, они просили гостей прилетать ещё и от радости сияли ещё больше.
Вечером мы вернулись на Землю. И были очень рады этому. Ведь скоро в гости к нам прилетят лунные жители. Они обещали!
Пересказ рассказа по представлению – по цепочке.
III Итог занятия. Взаимооценка.
- Чем мы сегодня занимались? Что понравилось больше всего? Кто по-вашему сегодня работал лучше?
- Я предлагаю вам дома поиграть в цепочку родственных слов.