Галина Крылова
Конспект НОД по развитию речи в форме квест-игры «Жемчужины для Русалочки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Рыбы. Подводный мир.
Образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Художественная литература», «Музыка»
Цель: развитие грамматически правильной речи через организацию игровой деятельности по теме «Рыбы. Подводный мир».
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления детей о морском млекопитающем – дельфине: его строении, повадках, среде обитания;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в форме квест-игры „Жемчужины для Русалочки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Русалочка»
- Темочки
- обогащать словарный запас детей по теме «Рыбы. Подводный мир».
Развивающие:
- способствовать развитию связной речи;
- совершенствовать навыки словообразования, звукопроизношения;
- развивать умение использовать в речи прилагательные и глаголы;
- упражнять в согласовании местоимений с существительными;
- совершенствовать грамматический строй речи: образование существительных в родительном падеже, притяжательных прилагательных;
- упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, слов, схожих по звучанию;
- формировать навыки контроля, самоконтроля, самооценки;
- развивать воображение, творческое мышление.
Воспитывающие:
- воспитывать познавательный интерес к представителям морской фауны;
- воспитывать умение слушать товарища, работать в коллективе.
Словарная работа: водоём, морское млекопитающее, чешуя, жабры, челюсти, щупальца, присоски, панцирь, плавники, дельфинарий, рОструм (клюв, дЫхало; дельфиний, дельфиньи, акулий, акульи, крабий, черепашья, осьминожьи, сельдья.
Предварительная работа: знакомство с обитателями морских и пресноводных водоёмов, особенностями их проживания; просмотр презентации «Жители морей и океанов».
Методы и приёмы: игровые – загадывание загадок, создание игровой ситуации, воображаемая ситуация, поиск предметов, дидактические игры, создание проблемной ситуации, деление на команды, введение элементов соревнований, поощрение детей; наглядные – показ картинок, предметов, показ музыкального клипа, метод наглядного моделирования; словесные – вопросы к детям, опрос детей, рассказ воспитателя; физминутки, самоанализ, самооценка.
Техническое обеспечение:
Оборудование: ПК (планшет}, пластиковый конверт, нитка от бус, 5 конвертов с заданиями и жемчужинами, капелька из картона; игра «Карусель» – картинки-модели с заданиями – по количеству детей; песочные часы; коробка-«аквариум» с рыбками из бумаги двух цветов: красного и жёлтого (по количеству детей).
Демонстрационный материал: картинки с изображением морских обитателей, «фотография» Русалочки, план-схема групповой комнаты, музыкальный клип «Дельфины».
Раздаточный материал: 3 конверта с разрезными картинками, раскраски на морскую тематику – по количеству детей.
Ход НОД
1. Организационный момент – 3 мин
Загадывание загадки про рыб, вопросы к детям.
Воспитатель читает загадку и задаёт вопросы детям:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
– Кто это? (рыбы) Как вы догадались?
– Что за монетки на одежде рыб? (чешуя)
– Без чего не могут прожить рыбы? (без воды)
– Какие водоёмы вы знаете? (река, пруд, озеро, водохранилище, море, океан)
Создание игровой ситуации, показ «фотографии» Русалочки, нитки от бус, мотивация к выполнению игровых заданий – помочь Русалочке найти жемчужины от разорвавшихся бус.
Воспитатель обращает внимание детей на незнакомый предмет (большой конверт):
– Сегодня нам пришла посылка от моряков. Они выловили из моря бутылку, а в ней была фотография Русалочки и письмо (показывает «фотографию»).
– Русалочка пишет, что, играя с рыбками среди кораллов, у неё порвалась ниточка любимых бус (достаёт из конверта нитку). Рассыпались жемчужины по морскому дну, а рыбки-озорницы нашли их и спрятали, но оставили подсказки на плане подводного царства.
– Поможем Русалочке отыскать её любимые жемчужины? (Конечно поможем)
Воображаемая ситуация – перемещение в Подводное царство.
– Вы закроете глаза, я скажу волшебные слова, а когда откроете их – мы все окажемся в Подводном царстве. Договорились? (Да)
– Раз, два, три, все замрём!
В мир подводный попадём.
Сейчас начнутся чудеса –
Надо лишь закрыть глаза.
2. Основная часть – 20 мин
Наглядное моделирование – показ план-схемы группы
– Открыли глаза! И вот перед нами Подводное царство и план морского дна (показывает план группы).
Задание: найти конверт №1
Воспитатель поручает найти первое задание одному из детей. Ребёнок, сверяясь с планом, находит конверт №1.
Речевая разминка – чтение чистоговорки
Дети становятся в круг.
Воспитатель проговаривает чистоговорку, предлагает детям повторить: «У Сени и Сани в гостях сом с усами».
Дети произносят чистоговорку (тихо, громко, девочки, мальчики).
Словесная игра «Родственные слова»
Воспитатель достаёт из конверта капельку и обращается к детям:
– Есть у нас волшебный пруд,
Караси в пруду живут.
Поскорей ты их лови,
Родственное слово назови!
– А слово это ВОДА.
Дети называют родственные слова (водичка, водный, воды, водопад, водолаз, подводный, водопровод, Водяной) и передают капельку.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Воспитатель говорит, что в следующем задании рыбки предлагают подсказать слово:
– Если это рыбка – у неё… (улыбка,
Если это рыбочка – у неё… (улыбочка,
Если это рыба – у неё… (улыба,
Если это рыбина – у неё… (улыбина,
Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Дети отвечают хором.
Поощрение детей – 3 жемчужины
Задание: найти конверт №2
Воспитатель предлагает двум детям найти по плану конверт №2.
Танцевальная разминка «Дельфины», показ музыкального клипа
Воспитатель объявляет музыкальную разминку. Под музыкальный клип «Дельфины» дети выполняют движения.
Поощрение детей – 1 жемчужина
Задание: найти конверт №3
Воспитатель предлагает двум детям найти следующее задание, а остальным – пройти в учебную зону на стульчики.
Речевая игра «Мой, моя, мои»
Воспитатель предлагает детям назвать морских обитателей (из предлагаемых картинок, о которых можно сказать: он мой, она моя, они мои.
Речевая игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Воспитатель указывает на части тела морских обитателей и задаёт детям вопросы:
- Чей хвост? (дельфиний)
- Чей глаз? (акулий)
- Чей панцирь? (крабий)
- Чья голова? (черепашья)
- Чья чешуя? (сельдья)
- Чьё брюшко? (черепашье)
- Чьи присоски? (осьминожьи)
- Чьи жабры? (акульи)
- Чьи плавники? (дельфиньи)
- Чьи щупальца? (осьминожьи)
Дети, желающие ответить, поднимают руку.
Дидактическая игра «Кого не стало?» с элементами гимнастики для глаз
– Ночь, темно на улице,
Надо нам зажмуриться.
Раз, два, три, четыре, пять,
Глаза можно открывать.
– Кого не стало?
Дети отвечают хором.
– Снова до пяти считаем,
Глаза снова закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Открываем их опять.
– Кого не стало?
Дети отвечают.
Поощрение детей – 3 жемчужины
Задание: найти конверт №4
Ребёнок по плану находит следующее задание.
Создание проблемной ситуации, мотивация к выполнению задания в команде, напоминание о правилах работы в команде
Воспитатель достаёт три конверта с разрезными картинками, удивляется – ведь детей намного больше! Спрашивает у детей, что делать.
Дети предлагают разделиться на команды.
Воспитатель обращает внимание на то, что время работы ограничено, выставляет песочные часы.
Дети делятся на три команды и проходят к столам.
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Работа с раздаточным материалом. После того, как все картинки собраны, выполняют пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Осьминог»
Много ног у осьминога,
Все они ему нужны:
Заменяют ему руки,
Очень ловкие они.
(На первые две строчки – сжимание и разжимание пальцев обеих рук. На последние две строчки – поочерёдно, начиная с мизинцев, выпрямлять все пальцы, упираясь о крышку стола. «Шагать» всеми пальцами по столу.)
Поощрение детей – 3 жемчужины
Задание: найти конверт №5
Команда, первой сложившая картинку, отправляется на поиски задания №5.
Игра «Карусель»
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Карусель», упоминая, что речь в ней пойдёт об одном из морских млекопитающих.
На полу по кругу разложены картинки-модели с заданиями. Дети идут по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле,
Закрутились карусели,
А потом, потом, потом –
Всё кругом, кругом, кругом.
Дети останавливаются, каждый ребёнок встаёт напротив карточки с заданием.
1. «Кто это?» Воспитатель читает загадку:
– Объясняю малышу,
Чтобы не было ошибок:
Зверь я, воздухом дышу,
Но похож на крупных рыбок,
В кольцо прыгать я ловкач
И с детьми играю в мяч. (дельфин)
Ребёнок, который стоит напротив карточки со знаком вопроса, отгадывает загадку.
Воспитатель кладёт в центр круга картинку с изображением дельфина.
2. «Где живёт?» (дельфин живёт в море/ в океане/ в дельфинарии.)
3. «Назови части тела» (у дельфина есть голова, туловище, плавники, клюв (рострум, глаза, дыхало, зубы, брюхо.)
Рассказ воспитателя
– Клюв дельфина называется «рОструм», он помогает дельфину легко и быстро плавать в воде, словно ножом рассекая её толщу. Дельфин также может использовать свой клюв как таран для защиты от акул: он разгоняется и врезается в бок акулы, топя её. Может быть поэтому акулы редко нападают на дельфинов. Рострум бывает у кораблей, птиц (более привычное название – клюв, у некоторых насекомых (жук-долгоносик) и рыб (рыба-пила, осётр и др).
– Дышит дельфин дЫхалом, которое находится на голове (показ). Такое расположение позволяет дельфину дышать, когда почти всё тело находится под водой. Во время ныряния дыхало закрывается.
4. «Природный или рукотворный мир?» (дельфин относится к природному, а не к рукотворному миру)
5. «Уменьшение – увеличение» (дельфинчик – дельфинище)
6. «Один – много» (дельфин – дельфины)
7. «Какой на ощупь?» (дельфин на ощупь мокрый, гладкий, потому что у него нет чешуи, скользкий)
8. «На кого/ на что похож?» (дельфин похож на каплю: (1) формой, (2) капля мокрая – и дельфин тоже… на моего друга: он такой же умный, весёлый, любознательный)
9. «Назови слова-определения: дельфин какой?» (дельфин игривый, весёлый, умный, сообразительный, общительный, доброжелательный, добрый, дружелюбный, любопытный, серый, морской.)
10. «Назови слова-действия: что делает дельфин?» (дельфин плавает, дышит, питается, прыгает, переворачивается, крутится, спасает, помогает, выступает, играет, резвится, ныряет, общается, линяет.)
11. «Подбери рифму» (дельфин – графин, один, пластилин, мандарин, апельсин, магазин, властелин, господин.)
12. «Хорошо – плохо» (для дельфина хорошо – жить в воде/в море, жить в стае …, плохо – болеть, голодать, пораниться.)
13. «Звуковой анализ слова ДЕЛЬФИН: сколько звуков в слове? сколько согласных звуков? сколько гласных? сколько слогов?» (в слове «дельфин» 6 звуков, 4 согласных, 2 гласных, 2 слога)
14. «Составь предложение» (Дельфины плавают в море.)
Поощрение детей – 5 жемчужин
3. Итоговая часть – 3 мин
Поощрение детей – раскраски
Воспитатель собирает детей у портрета Русалочки и говорит, что все жемчужины найдены, Русалочка детям благодарна, а на память дарит ребятам раскраски.
Воображаемая ситуация – возвращение из Подводного царства
Воспитатель сообщает, что пора возвращаться из Подводного царства, предлагает закрыть глаза и послушать волшебные слова:
– Волны, волны, расступитесь,
Дети в детский сад вернитесь!
Анализ деятельности
Воспитатель подводит итоги:
– Ребята, вы помогли Русалочке, выполнили все задания.
– Какое задание оказалось для вас самым лёгким? (ответы детей)
– Какое было самым трудным для вас? (ответы детей)
Воспитатель напоминает, что «трудно» – не значит «плохо», желает детям, будущим первоклассникам, всегда преодолевать трудности. Напоминает народную мудрость: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Терпение и труд всё перетрут».
Самооценка
Воспитатель обращает внимание детей на бумажный аквариум, говорит, что в нём живут рыбки двух цветов. Жёлтую зовут «хорошо», а красную – «отлично». Предлагает выбрать ту, которую дети, по их мнению, сегодня заработали, и разместить их вокруг Русалочки.
Наша самооценка, а также конверт с посланием, Русалочка, на блюдце – капелька и бусы.
Конверты с заданиями, план группы.
Игра «Карусель»