Ольга Харченко
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Г. А. Скребицкого «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:познакомить детей с рассказом Г. А. Скребицкого «Осень», ввести образный словарь в речь детей.
Задачи:
-формировать эмоционально-образное восприятие произведения;
- обогащать образный словарь детей;
- развивать интерес к художественной литературе;
- воспитывать любовь к природе.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скребицкий Г. А.
- Темочки
Оборудование:иллюстрации к рассказу Г. А. Скребицкого «Осень»; осенние листья березы, клена, осины, дуба, липы; иллюстрации, объясняющие значение слов: хлеба, гумно, копна, стог; репродукции картин И. И. Шишкин "Ранняя осень", В. Д. Поленов "Золотая осень", И. И. Левитан "Золотая осень", С. Ю. Жуковский "Осень. Веранда. "
Содержание НОД
Подготовка к восприятию рассказа.
- Ребята, послушайте загадку:
Вот художник так художник -
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?
- Осень.
- Как вы думаете, почему в загадке осень сравнивается с художником? Ведь она не живая? (Осень, как художник, перекрашивает листья деревьев в разные цвета.)
- Что вы знаете об осени? Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? (Осенью становится холоднее, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, листья на деревьях становятся желтыми, красными и т. д.)
- Осень бывает разная. Какая может быть осень? (Осень золотая, осень дождливая, осень теплая, осень хмурая, осень холодная, осень яркая и т. д.)
- Подберите существительные к слову «осенний». (Осенний день, дождь, небо, погода, тучи, краски, деревья, листва и т. д.)
- Послушайте рассказ Скребицкого «Осень».
Восприятие рассказа Г. А. Скребицкого «Осень».
(Чтение рассказа сопровождается показом иллюстраций.)
Беседа по содержанию рассказа.
- Понравилось вам произведения? Чем?
- Как писатель называет Осень? Почему?
- Что делала в лесу Художник-Осень? (Художник – Осень разными красками раскрасила листья на деревьях, помогала животным и птицам готовиться к зиме.)
- Как осень помогала готовиться к зиме ежику, барсуку, медведю? (Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев.)
- Чему учила Осень белочку и сойку? (Белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.)
- Какой вы себе представили Художника-Осень?
Физминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)
Работа над образным словарем.
- Когда настоящий художник пишет картину, он не спешит, вдумчиво подбирает краски, чтобы передать красоту природы, кладет мазки постепенно, отходит в сторону, чтобы посмотреть как бы со стороны на свое произведение. Так и Осень, не спеша, внимательно рассматривает свою картину, что подобрать нужный оттенок каждому деревцу, кустику.
- Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Рассмотрите березовый лист и кленовый. Что можете сказать об их цвете? (Они ярко желтые, как солнышко, как лимон, как золотые монетки.)
- Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Рассмотрите осиновый листочек. Какой он? На что похож? (Осиновый листочек яркий, красный, круглый, как спелое румяное яблоко. А если много осин рядом, то из далека кажется, будто в лесу пожар, огонь горит.)
- Рассмотрите дубовый лист. Какого он цвета? (Лист дуба красно-коричневый.)
- На кого оказался похож дуб в листве медного цвета? (Дуб стал похож на могучего богатыря в медной кованой броне.)
- Какой наряд подобрала Осень липам? Почему? (Липам осень подобрала наряд из тяжелой золотой парчи. Наряд из парчи носили знатные богатые бояре. Такими их увидела Художник-Осень.)
- Почему сосны и ели Осень оставила зелеными? (Сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь.).
-Что изменила Осень на полях и лугах? (Убрала с полей золотые хеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.)
( Объяснить значение слов: хлеба, гумно, копна, стог. Показать иллюстрации.)
- Настоящие художники тоже ни раз изображали осень. Из предложенных картин выберите ту, которая, по вашему мнению, лучше всех подходит к данному рассказу, и объясните, почему вы так решили.
В. Д. Поленов "Золотая осень"
И. И. Шишкин "Ранняя осень"
И. И. Левитан "Золотая осень"
С. Ю. Жуковский "Осень. Веранда.
Подведение итогов.
- Ребята, вы любите осень?
- За что вы её любите?
- Я предлагаю вам отправиться на прогулку, рассмотреть осенние деревья, подумать на кого они похожи в своем пестром осеннем наряде.