Екатерина Новикова
Конспект НОД по развитию речи с использованием сторителлинга «Тайна картины» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: активизация речевой деятельности старших дошкольников с использованием метода сторителлинга в процессе ознакомления с репродукцией картины.
Образовательные задачи:
1. Формировать у детей умение «читать картину».
2. Формировать умения составлять историю (рассказ) по алгоритму с опорой на картину.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
1. Развивать память, внимание, мышление, фантазию и творчество, активизировать слова.
2. Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей готовность к совместной деятельности со сверстниками.
2. Воспитывать интерес к живописи.
Материалы и оборудование: наглядная иллюстрация картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на сером волке», книга сказок.
Раздаточный материал: белые листы А4, простые и цветные карандаши, смайлики.
Методические приемы:
Словесный: беседа, объяснение, вопросы воспитателя, ответы детей.
Наглядный: использование иллюстраций.
Игровой: успокаивающие упражнения перед занятием; отгадывание загадок, физкультминутка.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.
Есть у радости подруга,
На лице у нас живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть, тоска её боится.
Что это? (улыбка)
Ребята, давайте подарим друг другу улыбку и с хорошим настроением продолжим.
Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным художником. Это Виктор Михайлович Васнецов. Он родился в семье священника. Его детство прошло в селе, окруженном могучими дубами и стройными соснами среди простых людей. Он любил слушать их песни и сказки. Уже тогда Виктору Михайловичу захотелось писать картины на сюжеты сказок. Одну из них мы сегодня рассмотрим. Слушайте внимательно и попробуйте отгадать загадки про персонажей этой сказки.
1. Он бывает страшный,
Он бывает злой,
Но царевичу помог он
Справиться с бедой.
Он в зайчатах знает толк.
Кто же это? (Серый волк)
2. Мчится он на сером волке,
Обгоняя птиц полёт.
Не король, не королевич,
Его зовут… (Иван-царевич)
Воспитатель: Ребята, вы правильно отгадали мои загадки. Догадались о какой картину пойдет речь? (Иван-царевич на Сером волке)
Какие из его картин вы уже знаете? («Три богатыря», «Алёнушка», «Ковер-самолет»)
– Ребята, а где живут картины? (в музеях, галереях, вернисажах).
Картина Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» несомненно самое сказочное произведение русского изобразительного искусства.
– О ком эта картина? (о волке, Иване-царевиче, Елене Прекрасной)
– Какой эпизод запечатлел художник на картине? (На картине запечатлен эпизод бегства Ивана-царевича с Еленой Прекрасной)
– Что вы видите на переднем плане картины? (На переднем плане картины изображены болото с кувшинками, старая кривая яблоня с цветущей веткой)
– Что изображено в центре картины? (В центральной части картины изображены всадники на волке: Иван-царевич и Елена Прекрасная)
– Посмотрите на волка, какой он? Как он движется? (Волк серый, огромный, сильный, движется стремительно)
– Давайте рассмотрим серого волка. Он здесь представлен как верный друг влюбленных. Острые волчьи глаза зорко глядят вперед. Волк чует опасность. По раскрытой пасти волка, по его частому дыханию чувствуется напряжение.
– А теперь давайте посмотрим на Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Они молоды и красивы. По выражению лица Ивана-царевича видно, что он опасается погони. Царевна бессильна. Покорно отдается девушка воле судьбы.
– А теперь, ребята, опишите главных героев. Ивана-царевича (какой он и во что одет, Елену Прекрасную (какая она и во что одета).
– Что мы видим на заднем плане картины? (На дальнем плане – могучие стволы вековых дубов)
– Какой лес? (Темный, густой, непроходимый, ночной, страшный)
– Ребята, эта картина хранит в себе волшебную историю. Возможно, эта история про Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Для того, чтобы ее узнать, мы вернемся в прошлое, раскрывающее все тайны этой картины.
Физкультминутка.
Игра «Путаница».
Воспитатель: Дети, это картинки, они помогут нам узнать, что было до того, как художник нарисовал Ивана-царевича и Елену Прекрасную и рассказать историю с самого начала.
Дети по очереди достают изображения из конвертов, составляют рассказ.
– Что нарисовано на картинке? С чего началась история? Начни рассказ со слов «жила-была».
– Что происходило дальше? Продолжи словами «однажды она…» и т. д.
– Как вы думаете, почему нет больше картинок?
Ведь что было дальше художник изобразил на полотне. Давайте вернемся к нашей картине и продолжим рассказ.
– Кто расскажет, что было дальше, смотря на картину?
– В любой волшебной истории бывает счастливый конец.
– Как вы думаете, что ждет наших героев в конце?
(Светлыми тонами описаны всадники, т. к. они совершают доброе дело. Белые кувшинки в болоте и белая цветущая ветвь справа – это символ надежды на успех, веры в счастливый конец).
– Что побеждает: добро или зло?
Воспитатель: Какая замечательная история у нас получилась, ребята!
Если испытываете радость или спокойствие за наших героев, наклейте себе веселый смайлик. А если вы печальны или взволнованы, то наклейте грустный.
Спасибо, ребята! Наше занятие закончено, но, если вы вдохновились этой сказочной картиной, можете взять листочки и выразить свои чувства на бумаге.