Папки-передвижки

Проект «Маленькие исследователи»

Светлана Мартыненко
Проект «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проекта

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.» (В. А. Сухомлинский)

Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря ФГОС, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставший главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка. Именно этот факт был взят за основу проекта. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольников. Очевидно, что нет более пытливого исследователя чем ребёнок. Он по своей природе – исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Цель проекта: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования. Создание условий для формирования целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами экспериментирования.

Задачи проекта:

Для работы с детьми:

1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через наблюдения за объектами неживой природы.

2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.

3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

4. Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями:

1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности воспитатель-родитель-ребёнок на подготовительном этапе.

2. Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога;

1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями и детьми.

3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

4. Помогать детям добывать знания.

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Время реализации проекта: сентябрь 2022 г. – декабрь 2022 г.

Участники проекта: педагоги, дети средней группы, родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

Для детей:

1. Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней и их роли в окружающем мире.

2. Формирование бережного отношения к природе.

3. Развитие наблюдательности.

4. Активизация словарного запаса.

5. Накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.

Для родителей:

1. Повышение компетентности по данной теме.

2. Избрание нужных ориентиров в воспитании.

3. Укрепление детско-родительских отношений.

4. Самореализация.

Для педагога:

1. Повышение профессионализма.

2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

3. Самореализация.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.

Формы работы с родителями:

Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационно-подготовительный (сентябрь)

1. Выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе.

2. Определение цели и задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

3. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного и оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории.

2 этап – основной (октябрь –декабрь)

1. Составление плана работы над проектом.

2. Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.

Работа по блокам

Тема

месяца Организованная

образовательная

деятельность Совместная

деятельность взрослого с детьми Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Песок и глина

Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины; сравнить, чем отличаются. НОД «Путешествие к Песочной фее»

Беседы «Животные и песок», «Где используют песок».

Чтение Т. А. Шорыгина «Зелёные сказки», «О связи неживой и живой природы», Исследовательская деятельность

Опыт1. «Легко ли сыплется песок и глина?»

Опыт 2. «Из чего состоит песок и глина?»

Опыт3. Лёгкие ли песчинки и частички глины?»

Опыт 4. «Куда исчезла вода?»

Опыт 5. «Лепим из влажной глины и песка»

Опыт 6. «Пропускаем воду через песок, глину»

Игра «Испечём пирожки для куклы Маши»

Дидактическое упражнение «Узнай на ощупь»

Моделирование из песка и глины. Рисование палочкой на песке.

Создание «песчаных картин».

Эксперименты: «Песчаные бури», «Норка для мышки», «Следы на песке»,

«Моем сапожки» (от чего легче отмыть обувь – от песка или глины). Папка - передвижка «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Консультация

«Экспериментальная деятельность и ваш ребёнок»

Приобретение оборудования для экспериментов.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Камни

Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека. НОД «Зачем человеку нужны камни»

Беседа «Живые камни»

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Исследовательская деятельность

Опыт1. «Какие камешки бывают?»

Опыт 2. «Камни твёрдые»

Опыт 3. «Может ли камешек плавать?» Лепка «Разноцветные камешки»

Рисование по замыслу «Волшебные превращение камней»

Постройка из камней дорожки к домику гномика.

Игра на развитие воображения «Живые камни»

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Изготовление памяток для родителей по развитию любознательности дошкольников.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Вода

Цель:

формировать представления о значении воды в жизни человека; продолжить знакомить детей со свойствами воды; познакомить детей с круговоротом воды в природе.

НОД Чтение рассказа Д. Перина «Живая вода»

Беседа по рассказу «Как люди речку обидели»

Чтение стихотворения Б. Заходера «Течёт река»

Отгадывание загадок; заучивание потешек, стихов о воде; чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций.

Игра с водой «Тонет – не тонет»

Исследовательская деятельность

Опыт 1. «Вода жидкая, она льётся»

Опыт 2. «Прозрачная вода»

Опыт 3. «У воды нет запаха и вкуса»

Опыт 4. «У воды нет формы»

Опыт 5. «Вода – растворитель»

Опыт 6. «Что плавает в воде»

Опыт 7. «Очистка грязной воды»

Опыт 8. «Три состояния воды»

Наблюдение за облаками, сосульками, морозными узорами на окне.

Опыты с водой, льдом.

Подвижные игры «Ручеёк», «Мы – капельки».

Дидактические игры «Цепочки реки», «Этажи реки».Подборка стихотворений и загадок о явлениях природы, связанных с водой (роса, снег, лёд, дождь)

Подготовка с детьми рассказов «Как мы с мамой дома проводили опыты с водой»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Снег и лёд –это тоже вода

Цель: формировать представление о снеге и льде; их свойствах. НОД по рисованию «Зимние забавы».

Чтение Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»

Игра «пройди по следам на снегу».

Лепка (из снега) «Снеговик»

Исследовательская деятельность

Опыт 1. «Замораживание воды»

Опыт 2. «Таяние снега»

Опыт 3. «В какой воде снег тает быстрее»

Опыт 4. «Сравнение кусочка льда и кусочка снега» Наблюдение за падающими снежинками.

Рассматривание альбома «Зима».

Рассматривание снежинок через лупу.

Сооружение построек из снега.

Консультация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»

Изготовление с детьми цветных льдинок и сосулек для украшения ели на участке.

Воздух вокруг нас

Цель:

познакомить детей со свойствами воздуха и ролью в жизни человека, растений, животных. НОД «Знакомство со свойствами воздуха»

Рисование «Нарисуй ветер»

Исследовательская деятельность

Опыт 1. «Воздух невидимка»

Опыт 2. «Чем мы дышим?»

Опыт 3. «Что легче: воздух или вода?»

Опыт 4. «Ловим воздух»

Опыт 5. «Можно ли взвесить воздух?»

Опыт 6. «Загадочные пузырьки»

Опыт 7. «Воздух сжимается»

Надувание воздушных шариков «Смешные рожицы»

Игра на духовых музыкальных инструментах.

Консультация

«Экспериментирование в различных видах деятельности»

Игра – эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями

Магнит

Цель:

познакомить детей с магнитом; выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.

НОД «Магнит - фокусник».

Беседа «Использование магнита в медицине, технике, быту, группе».

Исследовательская деятельность

Опыт 1. «Притягивает – не притягивает»

Опыт 2. «Есть ли у магнита препятствия?»

Опыт 3. «Не замочи руки»

Опыт 4. «Бумажные гонки»»

Опыт 5. «Летающая бабочка»

Опыт 6. «Почему иногда два магнита отталкиваются?»

Опыт 7. «Рыбалка»

Игры с магнитами.

Привлечение родителей к оформлению альбома «Мы – маленькие исследователи»

Представление «Мы – фокусники»

Чудесная кладовая -почва

Цель:

Дать первоначальные представления о составе почвы и её свойствах.

НОД «Удивительная почва».

Чтение Т. А,Шоррыгина «Зелёные сказки», «Наша кормилица - земля», «Дождевой червяк»

Исследовательская деятельность

Опыт 1. «В почве есть воздух»

Опыт 2. «Сжимание почвы»

Опыт 3. «Загрязнение почвы»

Опыты из цикла «Роль почвы в жизни растений»

Привлечение родителей в создание картотеки опытов и экспериментов с детьми 4 – 5 лет.

Оформление «огорода» на окне.

3 этап – обобщающий

1. Проведение анкетирования удовлетворённости взаимодействия родителей и детского сада.

2. Сказка с элементами экспериментирования (презентация проекта).

Литература:

1. Н. В. Нищева «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ

2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста»

Публикации по теме:

Конспект НОД «Маленькие исследователи» в первой младшей группеКонспект НОД «Маленькие исследователи» в первой младшей группе В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных.

Фотоотчет «Маленькие исследователи во второй младшей группе. Опыт с сахарным и речным песком»Фотоотчет «Маленькие исследователи во второй младшей группе. Опыт с сахарным и речным песком» Фотоотчет во второй младшей группе. Маленькие исследователи. Опыт с сахарным и речным песком. Цель: -показать детям растворимость сахарного.

Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы»Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы» Фотоотчёт по элементарному экспериментированию «Эколята-дошколята-маленькие исследователи неживой природы»[/b] Лето – самое хорошее время.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Маленькие исследователи»
Опубликовано: 10 марта 2025 в 14:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Маленькие исследователи»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мартыненко (УИ 2734266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД