Наталья Сосновская
Конспект НОД по развитию речи с использованием карт В. Я. Проппа «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи с использованием карт В. Я. Проппа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 77 «Аистенок»
с использованием карт В. Я. Проппа
«В гостях у сказки»
Подготовила воспитатель:
Сосновская Н. Н.,
первая квалификационная категория
г. Мытищи, 2020г.
Форма: НОД
Темочки:
- Карты Проппа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа.
Задачи:
Образовательные
1. Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.
2. Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.
3. Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карту Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.
4. Словарь и грамматика: систематизировать знания о способах словообразования.
5. Звуковая культура речи : развивать артикуляционный аппарат (работа над сильным продолжительным выдохом, закреплять умение регулировать силу голоса.
Развивающие
1. Развивать у детей коммуникативные способности, умение высказать свою точку зрения.
2. Развивать память, внимание, мышление.
3. Развивать творчество и фантазию детей.
Воспитательные
1. Воспитывать любовь к сказкам.
2. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.
3. Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, воспитывать умение
дружно, согласованно работать в команде.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Методические приемы:
Наглядные (использование схем, иллюстраций, ТСО);
Словесные (напоминания, указания, чтение сказки, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Игровые (использование сюрпризных моментов, перевоплощения, двигательная активность детей);
Создание игровых и проблемных ситуаций (совместный поиск решения проблемной ситуации).
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель: К нам на занятие пришли гости. Подарим им улыбки и поприветствуем.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие, вы хотите отправиться вместе со мной?
Ответы детей: Да, хотим.
Воспитатель: - Посмотрите, перед нами волшебные ворота. Пройти в них мы можем, вспомнив сказочные заклинания. Сейчас каждый из вас по очереди пройдет в эти ворота.
(Дети называя заклинания, проходят в обруч.)
«Сим-сим, откройся!», «Сизам закройся», «По щучьему велению, по моему хотению», «Сивка-Бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!», «Избушка – избушка, на курьих ножках, встань к лесу задом, ко мне передом!», «Крибле – крабле – бумс!», «Эники-беники, метелки-веники…», «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возращайся сделав круг», «Крекс, пекс,фекс!», «Катись, катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку…», «Колечко-колечко выйди на крылечко», «Без рук, без ног, скок-скок поскок, веретенце потрудись, пряжа лунная прядись».
2. Основная часть.
(Дети присаживаются на стульчики.)
Воспитатель: - А в гости со мной пойдет тот, кто слово наоборот назовё т:
(Игра с мячом)
- Весёлый — грустный,
- Добрый — злой,
- Смелый — трусливый,
-Старый — молодой,
-Сильный — слабый,
-Здоровый — больной,
-Умный — глупый,
- Вежливый — грубый,
- Сытый — голодный,
- Озорной — послушный,
- Ленивый — трудолюбивый.
Воспитатель: У всех сказок есть начало, середина и конец. А вы знаете как начинаются все сказки?
Ответы детей (Жили-были. В некотором царстве. В стародавние годы. В некотором королевстве. За тридевять земель.)
Воспитатель: А какими словами заканчиваются сказки вы знаете?
Ответы детей (Стали жить-поживать, да добра наживать. И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Мирком, пирком, да за свадебку. И зажили припеваючи. Жили долго и счастливо. Сказочке конец, а кто слушал, молодец).
Воспитатель: Молодцы!
Но для того чтобы оказаться в сказке, нам надо 2 раза топнуть, 3 раза хлопнуть и произнести: «Раз, два, три сказка в гости приходи».
Включить фон «В гостях у сказки»
- Что это?
Что за чудо- сундучок?
Не закрыт он на замок!
Мы посмотрим, что же тут?
Может, сказки в нем живут!
- В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы из сказки, а вы должны отгадать из какой он сказки.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино».
Туфелька – «Золушка».
Монетка – «Муха-цокотуха».
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Яйцо – «Курочка Ряба».
Яблоко – «Гуси-лебеди».
Перо Жар – птицы – «Сивка-бурка».
Золотой ключик – «Золотой ключик или приключения Буратино».
Лук и стрела – «Царевна – лягушка».
Горшок мёда – «Вини - Пух».
Воспитатель: Ой, ребята! В сундучке еще что лежит! (Карты Проппа)
- Вспомним, что обозначают эти карточки и для чего они нужны.
Дети: (Карточки Проппа помогают рассказывать и пересказывать по порядку без пропусков и повторений.)
Воспитатель: А еще в сундучке иллюстрации к сказке, хотите её послушать? Садитесь на стульчики, смотрите на иллюстрации и слушайте сказку.
Воспитатель читает сказку.
Воспитатель: -Понравилась вам сказка?
- Как называется сказка?
- Кто главные герои сказки?
- А теперь составим схему с помощью наших волшебных карточек помощников.
Дети вывешивают карты на доске.
-Как начинается сказка? (Жили –были)
-Какая карточка поможет нам это запомнить? (Жили-были)
-Что случилось с лисой?
-С помощью какой карточки мы это запомним? (Особое обстоятельство)
- Какая лиса в этой сказке? (хитрая, обманула козла)
-Какую карточку здесь используем? (Враг начинает действовать)
- Кто помог козлу вылезти из колодца?
- Какую карту возьмем? (Появление друга-помощника)
-Чем закончилась сказка? (счастливый конец)
Воспитатель: А сейчас, я еще раз читаю сказку, а вы внимательно слушаете. Затем перескажите, опираясь на наши карты Проппа.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы справились с пересказом сказки? Что нового вы узнали в этом путешествии? Что было трудным для вас? Что было самым интересным? Где бы вы еще хотели побывать?