Ольга Андреева
Конспект НОД по развитию речи «Ярмарка родного края» для детей старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ярмарка родного края»
Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
– Коррекционно – образовательные:
Формировать представления о Данковской ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.
Расширение, уточнение и активизация словаря по темам «Посуда», «Игрушки»;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Педагоги компенсирующей направленности
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Совершенствование умения детей согласовывать местоимение с существительным, числительного с существительным, прилагательного с существительным, а так же умения образовывать, существительные родительного падежа множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и относительные прилагательные;
Закрепление четкого правильного произношения поставленных звуков.
Приобщение к истокам и традициям русского народа;
Развитие интереса к народному искусству, фольклору через пословицы, загадки, народные игры;
– Коррекционно – воспитательные:
• Воспитание любви и уважения к Родине, ее культуре, русским традициям;
• Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
– Коррекционно – развивающие :
• Развитие сенсорных каналов ребенка.
• Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
• Развитие общей моторики, координация речи с движением;
• Развитие слухового восприятия, памяти, внимания.
Оборудование: Мяч, карточки-подсказки, кукла Петрушка, сундук с костюмами; мультимедийное оборудование; музыкальное сопровождение; прилавки с товарами (предметы посуды, игрушки, хлебобулочные изделия); карточки с заданиями; корзина для покупки товаров; тарелочки настроений, цветные карточки, палочки с ленточками, пряжа, клей, крест – основа, корзинка с леденцами.
Словарная работа: Ярмарка, коробейник, торговец, скоморох, потеха.
Предварительная работа: Беседа о «Ярмарке», разучивание пословиц о труде, разучивание русской народной игры «Золотые ворота», знакомство с русским народным творчеством.
Ход занятия
Оргмомент.
Доброе утро!
Улыбнись скорее,
И весь день сегодня будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щёчки,
Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!
Разотрём ладошки сильнее, сильнее,
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, скажем:
«Будьте все здоровы!»
Воспитатель: Ребята, я хочу прочесть вам стихотворение. Послушайте его внимательно:
Не заменят край родимый
Никакие чудеса!
Только здесь всё так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на карте много,
Только Родина одна!
Воспитатель: О чем это стихотворение? (О Родине)
-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Воспитатель: Как называлась наша страна много веков назад, в старину? (Русь)
Воспитатель: Ребята, давайте скажем какая наша страна?
Дети: Большая, красивая, богатая, сильная, разнообразная, огромная, удивительная, добрая, яркая, веселая…
Воспитатель: Молодцы. Россия – большая страна, наша большая Родина. А вы знаете, как называется столица России? (Москва).
Воспитатель: -А как называется наша маленькая Родина, наш родной край (город Данков).
Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это наша Родина. Для нас Родина - это наш Данков. Здесь мы с вами родились, здесь живут наши родители, наши родственники, друзья.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сравнить два города нашей страны Данков и Москву. Попробуем?
Игра с мячом «Продолжи предложение»
Сравнивать будем вот так:
- Данков большой – а Москва ещё (больше)
- Данков красивый – а Москва ещё (красивее)
- Данков старый – а Москва ещё (старше)
- Данков богатый – а Москва ещё (богаче)
- Данков чистый – а Москва ещё (чище)
- Данков веселый – а Москва ещё (веселее)
- Данков современный – а Москва ещё (современнее)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чего много в нашем городе? А помогут вам мои карточки-подсказки. (Дети берут карточку и называют)
Дети: В нашем городе много улиц.
- В нашем городе много домов… (парков, фонарей, тротуаров, дорог, магазинов, дорог, скамеек, людей)
Воспитатель: Дети, а вот в нашем старом Данкове на Руси не было магазинов, как вы думаете, где торговали люди? (Ответы детей)
Воспитатель: Люди торговали на большой площади. Такое место стали называть – ярмарка. Наш город славился своими ярмарками. В центре располагались торговые ряды и базарная площадь, где продавали хлебные изделия, изделия ремесленников, промышленные товары и лошадей. Такая ярмарка в Данкове располагалась напротив почты, на месте ресторана «Кристи» и кинотеатра «Дон».
(Показ презентации про ярмарку)
– На Руси издавна люди любили устраивать ярмарки.
Ярмарка для русского человека – это большой праздник. Её проведение совпадало с тем или иным календарным праздником. Нарядно одетые люди приходили и приезжали на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать. Там продавали разный товар: игрушки, посуду, одежду, продукты питания. Чего там только не было! На ярмарках часто можно было встретить коробейников. Коробейники — это торговцы разными мелкими товарами: лентами, платками, игрушками, сладостями, — они не стоят за прилавками, а торгуют вразнос. Ходили они по ярмарке с большими коробами, в которых лежал их товар. Вот из-за этих коробов их так и называли — “коробейники“. А еще ярмарка славилась весельем, хорошим настроением и праздничной атмосферой. На ярмарках показывали кукольные, театральные спектакли, выступали скоморохи и ростовые куклы. Там проводились разные конкурсы и соревнования. Вот как интересно проходили ярмарки!
Во время рассказа воспитатель демонстрирует детям фотографии и репродукции на экране с помощью проектора.
Воспитатель: Хотите поиграть в ярмарку?
-Расступись, честной народ,
В гости ярмарка идёт!
Если ярмарку проспишь,
Себе в жизни не простишь!
Не жалейте руки,
Здесь не будет скуки!
А вот и Петрушка- веселая игрушка!
Появляется игрушка Петрушка
Воспитатель: - Здравствуй, Петрушка – хозяин ярмарки! Гляди-ка, сколько детей на ярмарке собралось, время и ярмарку открывать!
Петрушка–
Я, Петрушка – веселая игрушка!
Ноги дубовые, кудри шелковые,
Сам хожу, брожу, шевелюсь,
Никого в мире не боюсь!
Доброго здравия вам, Данковчане!
Здравствуйте! (Кланяется.)
Так на ярмарку идти вовсе не годится,
Предлагаю, милые, сначала нарядиться.
Открывает сундук с платками и кепками. Дети наряжаются.
Петрушка. – Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается –
Наша ярмарка открывается!
Дети, одетые в русские народные костюмы, под музыку «Коробейники» проходят за воспитателем в зону устройства «Ярмарки»
Воспитатель: – Сегодня на ярмарке мы приобретём разные товары. Но товары не простые, мы будем их покупать за ваши знания и умения.
Петрушка. Расходись, честной народ по товарам!
Открылась ярмарка для вас ведь не даром.
Воспитатель берет корзинку и вместе с детьми подходит к первому прилавку, на котором расположены предметы посуды.
Воспитатель: – Смотрите, ярмарка необычная, здесь нет коробейников и торговцев, но есть карточки с заданиями, выполнив которые, мы сможем приобрести по одному товару.
Петрушка:
- Тары-бары, растабары, есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!
Задание 1: Загадки про посуду
Воспитатель берет карточку с заданием и зачитывает:
– Вот и первая карточка с заданием. А тут загадки…
В ней суп и кашу варят,
И картошку жарят.
Из неё едят и пьют,
Её моют, берегут. (Посуда)
Воспитатель: – Мы подошли с вами к прилавку с посудой.
Стоит толстячок,
Подбоченившись бочок,
Шипит, кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая. (Чашка)
Из горячего колодца.
Через нос водица льется. (Чайник)
Она бывает глубока, она бывает мелка.
Однако, это не река. А что это? (Тарелка)
И оладьи, и омлет, И картошку на обед,
А блины – вот это да! Жарит всё. (Сковорода)
Крутобокий и высокий,
Ох, напьюсь сейчас я соку,
Вкуснотища – не обман,
Опустеет мой … (Стакан)
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
Петрушка: Я вчера — не жадный был,
И с друзьями всё делил.
А сегодня, передумал —
Жадным быть теперь решил!
Это моя ложка!
Воспитатель: А это моя ложечка.
Петрушка: Это мой самовар!
Дети продолжают игру «Жадина» с Петрушкой.
Воспитатель кладет чашечку в корзину.
Воспитатель: Продолжаем наши ярморочные гуляния.
Дети подходят ко второму прилавку, где расположены русские игрушки.
Задание 2: Из чего сделана игрушка?
Дети рассматривают игрушки.
Воспитатель: Назовите эти предметы одним словом? (игрушки)
Воспитатель зачитывает следующее задание в карточке:
– Назвать, из чего сделана игрушка.
-Дети, обратите внимание на эту куклу. (Дети берут в руки соломенную куклу) – Из чего она сделана? (из соломы, а значит она какая? (Соломенная)
-Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, Из чего она сделана? (Из ткани) Какая она? (Тканевая)
-Свистулька сделана из дерева, значит она какая? (Деревянная)
-Лошадка из глины, какая? (Глиняная)
Приобретаем последнюю игрушку (Конь).
Петрушка:
- Вот так весельчаки-балагуры позабавили. На нашей ярмарке и игре место найдется.
Игра «Золотые ворота»
Золотые ворота
Проходите господа.
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.
Первый раз – прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас!
Воспитатель: Мы немного повеселились, а сейчас пойдём дальше.
Петрушка: - Тайну Вам, друзья, открою,
Я скажу без лишних слов
Вы сегодня оказались
В чудо-граде Мастеров!
Воспитатель: Издавна доброй славой пользовались в нашем городе хорошие умельцы. Про таких мастеров говаривали: «Мастер на все руки».
Петрушка: Мастера не любят скуки
Целый день в работе руки!
Воспитатель: Давайте и мы с вами, ребята, станем мастерами. Но сначала поиграем с цветными табличками.
Работа с цветовыми таблицами
- У вас на столах таблички с разными цветами, возьмите их и интуитивно, как сами чувствуете, разделите их на 2 группы : 1 группа цвета радости, 2 цвета грусти.
Сейчас посмотрим, какие же цвета вызывают радостные, какие грустные эмоции и настроение. Проверьте, правильно ли распределили эти цвета. (обращаем внимание на экран)
А сейчас узнаем, что обозначает каждый цвет, с какими словами ассоциируется каждый цвет
Красный – жизнь, активность, огонь.
Оранжевый – веселье, доброжелательность, радость.
Розовый –романтичность.
Желтый — легкость, солнце, богатство.
Зеленый – спокойствие, жизнь.
Синий — верность, спокойствие, небо.
Голубой – честность, творчество, интуиция.
Фиолетовый –целительство, волшебство.
Белый — чистота, новые возможности, защита.
Черный, серый, коричневый – ни в коем случае нельзя использовать в оформлении помещений. Постарайтесь их разбавить яркими пятнами. Эти цвета несут угнетенное состояние, агрессию.
- Эти знания вам пригодятся для творческой работы при изготовлении Оберега-защиты своего дома Божье око. (Показ образца, анализ)
- Из какого материала сделана работа?
-Что нам понадобится для работы?
Воспитатель: Во время процесса изготовления нужно заряжать амулет положительной энергией, поэтому мысли должны быть о чем-то хорошем.
Для плетения обереговой куклы своими руками понадобятся:
2 палочки одинаковой длины связанные крестом. Традиционно используют ветки рябины или березы. Нити для плетения узора. Мы будем использовать пряжу.
Воспитатель: Сначала подготовим свои руки к работе. Возьмите палочки с лентами.
Пальчиковая игра с палочками с цветными лентами.
Платья яркие надели
На качели-карусели.
Завертели тели-тели
Мы цветные карусели.
Петрушка: Эй, народ! Спешите видеть!
К нам явились не купцы,
А умельцы- молодцы!
Воспитатель: Выбираем себе пряжу. Начинаем плести по кругу. Нить всегда накладываем сверху, делаем полный оборот вокруг палочки. Нить перекидываем сверху на следующую палочку. В результате должен получиться квадрат. Если вы желаете сменить цвет, нужно закрепить нить небольшим узелком. И продолжить плести. Меняем цвета по желанию, пока не оплетем палочку до конца. Последнюю ниточку закрепляем при помощи клея.
- А настроиться на волшебный лад нам поможет сказочная музыка, только с добрыми мыслями мы сможем сплести эту защиту. (Звучит спокойная музыка)
-Это не просто придуманный сказочный щит, в старину наши предки-славяне тоже плели такие Обереги-защиты и назывались они Божье око или Крестец, вешали его над кроватками детей или перед входной дверью, чтобы отогнать всё зло и неприятности.
Воспитатель: Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки.
-Предлагаю вспомнить пословицы о труде.
– Я начну, а вы продолжите.
Без труда не выловишь …. (и рыбку из пруда).
Делу – время, а … (потехе – час).
Терпенье и труд … (все перетрут).
Сделал дело – … (гуляй смело).
Больше дала – (меньше слов).
Глазам страшно – (а руки делают).
Без хорошего труда … (нет плода).
Труд кормит, … (а лень портит).
Под лежачий камень – (и вода не течет).
Петрушка: Тары-бары-растабары,
Есть еще у нас товары!
К нашему ярмарочному завершению
Предлагаются хлебные угощения:
Воспитатель: Славился наш Данков хлебными лавками. Давайте посмотрим, что испекли мастера хлебного дела.
Упражнение «Сосчитай до 5»
Воспитатель: – Дети, давайте посчитаем, сколько здесь баранок?
(Дети считают баранки).
– Одна баранка, две баранки….
Воспитатель кладет в корзину бублик.
Воспитатель: Все мы лавки посмотрели,
И купили, что хотели.
Петрушка: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, не смешите петуха
Вы на ярмарку ходили,
Безделушек накупили!
Ведь товар получше был
Чем он вам не угодил?
Воспитатель: А ты не смейся, Петрушка, мы с ребятами покажем, для чего нам нужны эти вещи.
Дети: Чтобы речь была понятна,
Язычкам надо стараться :
Свои мышцы накачать,
Чтоб свистеть, шипеть, рычать.
Ты, Петрушка, не зевай,
А за нами повторяй!
Аня: Лошадка
Вот лошадка наша мчится,
Звонко цокают копытца.
Язычок не удержался
И с лошадкою помчался.
Поскачите-ка, ребятки,
Каждый на своей лошадке.
Миша. Чашечка
Взялся язычок за дело,
«Чашечку» он сделал смело
Ловко вверх подняться смог
Наш широкий язычок.
Софья. Бублик
Наливает мама чай.
Ваня, бублики раздай:
Один – папе, другой – маме,
Третий удержи губами.
Петрушка: Спасибо, вам, ребята. Теперь я тоже буду стараться выполнять упражнения для губ и языка.
Петрушка: Ай да ярмарка у нас!
Получилась просто класс!
Вот и солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась!
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Итог занятия:
Воспитатель: – Где мы сегодня побывали? (На ярмарке).
-Что мы делали на ярмарке? (Отгадывали загадки о посуде, играли в игры «Жадина», «Золотые ворота»; Делали оберег, ….)
- Что понравилось?
-Что нового узнали? – (узнали веселые и грустные цвета, узнали что наш город славился ярмарками.)
Воспитатель: Ярмарки являются частью русской культуры. Времена, когда появились ярмарки на Руси, уже давно прошли. Но они так и остались символом шуток и веселья, народных гуляний.
–Так давайте не будем забывать добрые русские традиции, а будем вновь устраивать веселые народные ярмарки!
– А еще люди на ярмарке угощали друг друга и сами угощались. Какая же ярмарка без угощения? И мы с Петрушкой хотим вас сегодня угостить.
Воспитатель угощает детей леденцами.
– А сейчас пора возвращаться в детский сад.
– Попрощаемся с Петрушкой.