татьяна миронова
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие с фольклором» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы.
Тема: «Малые формы фольклора : пословицы, загадки, считалки»
Образовательная область: Речевое развитие.
Форма проведения: игровое занятие.
Цель: Знакомство детей с понятием фольклор. Формирование умения различать пословицу, загадку, считалку. В результате:
• Дети дают определение понятия фольклор.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие с фольклором“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Находят различия между малыми формами фольклора (загадкой, пословицей, считалкой)
Предварительная работа: чтение и заучивание пословиц, считалок, загадывание и отгадывание загадок.
Словарная работа: фольклор.
Индивидуальная работа: Соне Л. — предоставить возможность объяснить значение пословицы: Поспешишь —людей насмешишь.
Полине - дать возможность выбрать считалкой водящего для игры.
Дима К., Женя 3., Маша Ш., Егор П. — поупражнять в произношении слова — фольклор.
Используемые материалы и оборудование: иллюстрации, картинки, сюрпризная коробочка.
Ход:
I ЧАСТЬ ВВОДНАЯ.
Игровая ситуация эмоциональный настрой:
В круг широкий - вижу я, встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три
А потом пойдем налево - раз, два, три
В центре куга соберемся - раз, два, три
И на место все вернемся - раз, два, три
Улыбнемся, подмигнем и заниматься мы начнем.
II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ.
Показываю сюрпризную коробочку.
— Дети сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такую красивую коробочку. Как вы думаете, что в ней лежит? (ответы детей)
Хотите посмотреть? Женя открой коробочку. Достает записку.
«Поспешишь - людей насмешишь».
Ребята, что это такое? (пословица).
— "А что это означает, как вы думаете? Ответы детей
— Сейчас поиграем, кто больше назовет пословиц.
Игра «Кто больше назовет пословиц»
— Ребята, пословицы еще издавна придумал народ, поэтому они какие? (Народные)
Достают следующую записку.
«Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (ВЕСНОЙ)
Почему весна? (ответы детей).
Что это я прочитала? (загадка).
Как догадались, что это загадка? Еще одна загадка:
«Зеленая, но не огурчик
Прыгает, но не кузнечик» (лягушка).
Докажите, почему лягушка?
— Чем загадка отличается от пословицы?
Сейчас разделитесь на три подгруппы (по предметным картинкам)
Сочините свои загадки по картинкам. (далее каждая компания загадывает свои загадки друг другу. Дается одна минута).
— Дети, кто сочиняет загадки? Да тоже народ, но есть загадки, которые пишут писатели.
Читаю следующую записку.
«Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть
К нам сорока прилетела и тебе водить велела».
А это что? (считалка)
Как вы догадались, что это считалка? Для чего нужны считалки?
Чем отличается считалка от загадки? Да, ребята, считалка — это короткий стишок, который произносится ритмично. Вот мы сейчас и попробуем.
Произносим считалку, сопровождая хлопками.
— «Шли бараны по дороге, промочили в луже ноги».
Поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»
Маша, выберет считалкой ведущего.
Кто сочинил считалки, пословицы, загадки? (народ)
Да. это устное народное творчество называется одним словом - фольклор.
Повтори, Егор, Настя. Жанна, Дима и т. д. Повторим все вместе. Еще к устному народному творчеству относятся — рус. нар. песни, потешки, заклички, прибаутки, рус. нар. игры.
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
— Как называется одним словом устное народное творчество?
— О каких малых формах фольклора мы сегодня говорили?
— Как вы думаете, в нашей жизни нам нужны загадки, пословицы, поговорки?
В каких случаях мы их говорим?
Молодцы ребята!
Непосредственная образовательная деятельность.