Ирина Шулепова
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Игры со словами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить детей в игре ставить слова по порядку так, чтобы предложение было понятно по смыслу. Закрепить понятие о словах – действиях, словах – признаках. Учить самостоятельно, подбирать слова – признаки к предметам (в сказке). Познакомить с тем, что слова бывают короткие и длинные.
Материал: мел, мак, еж (игрушка, ель, сахарница, хлебница, карандаш, длинные полоски по количеству детей, короткие полоски по три на одного ребенка.
Ход занятия.
- Артикуляционная гимнастика.
Наши губки улыбнулись
Прямо к ушкам потянулись.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Игры со словами“» размещена в разделах
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри
Губки хоботком тяни.
Если наши губки улыбаются
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи
Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.
- Сегодня мы будем играть со словами. Я назову слова, которые будут обозначать дети. Но слова запутались, встали в предложении не по порядку. Им надо помочь, чтобы и нам стало понятно, что же они хотят сказать.
Воспитатель вызывает четверых детей.
- Катя - слово «кошка», Ваня - слово «двери», Алеша - слово «около», Маша – слово «лежит»
- Ребята повторите ваши слова.
- Надо помочь живым словам найти свое место в предложении и тогда все мы узнаем, что же эти слова говорят про кошку.
Дети переставляют слова, чтобы получилось осмысленное предложение.
- Сколько в предложении слов?
- Прочитайте предложение. (Кошка лежит около двери. Около двери лежит кошка.)
- Какое первое слово? Второе? Третье? Последнее?
- У вас на столах лежат длинные и короткие полоски. Вы должны меня внимательно слушать и думать, когда показать длинную полоску, когда короткую.
- Девочка лепит.
- Почему вы выложили длинные полоски? (Это предложение)
= Мяч катится.
- Теперь под длинной полоской положите столько коротких, сколько слову в предложении.
- Сколько вы положили коротких полосок?
- Почему положили две полоски?
- Слушайте следующее предложение «Девочка лепит вазу»
- Какую полоску положили?
- Почему?
- Теперь выложите столько коротких полосок, сколько слов в этом предложении.
- Сколько коротких полосок положили?
- Почему?
- Скажите, дети, из чего состоят предложения?
- Что мы знаем о словах? (Они могут быть словами – предметами, словами – действиями, словами – признаками)
- Назовите слова – действия.
- Назовите слова – признаки.
- Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
- А сегодня мы узнаем, что слова бывают короткими и длинными. Короткие слова имеют мало звуков и произносятся быстро: уж, лес, дом, сыр. В длинных словах много звуков, они произносятся более длительно: сахарница, воспитательница, учительница.
- Рассмотрите предметы, которые есть в этой комнате. Назвать надо сразу два предмета, одно слово – название должно быть длинное, другое – короткое. Например: мяч – грузовик.
Шар – подоконник
Мел – карандаш
Стул – занавеска
- А теперь послушайте сказку о словах.
«Однажды на солнечной, светлой поляне собрались несколько слов : Небо, Дорога, Сказка и Песня. Стали они высказывать свои обиды на детей, что дали им в друзья слова – признаки, от которых никто из них не мог отделаться.
- Про меня все говорят: голубое и безоблачное – вздыхало Небо.
- А со мной всегда говорят слово «ровная», - чуть не плакала Дорога.
- Эх, подруга, тебя хоть иногда извилистой зовут, а я всегда только интересная, - говорила Сказка.
- А я только звонкая, - сказала Песня.
- Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе. Может нам помогут?
- Вспомните и назовите слова – признаки, с которыми чаще всего употребляются слова небо, сказка, дорога, песня.
- А какие слова – признаки можете к ним подобрать вы?
- Что сегодня нового узнали на занятии?
- Кому на занятии было легко приклейте на доску смайлик, который улыбается. Кому было трудно, приклейте смайлик, который задумался.