Ирина Тарашкевич
Конспект НОД по развитию речи детей раннего дошкольного возраста по произведению «Маша и медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие художественной литературы и фольклора
1. Выбор художествен-ного произведения (сказка) «Маша и медведь» русская народная сказка
Календарно – тематическое планирование на апрель по теме «Сказка в гости к нам пришла»
2. Три уровня информации
3. Художествен-ная задача текста (мотив автора) Добро всегда побеждает.
Из любой ситуации возможен выход, если проявить смекалку, хитрость и остроумие.
4. Цель педагога в соответствии с возрастом детей и художественной задачей текста Способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать сказку, понимать ее содержание, оценивать поступки героев.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи детей раннего дошкольного возраста по произведению „Маша и медведь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Маша и медведь», сказка
- Темочки
Узнать, что произошло в сказке, как решить проблему (Как Маше уйти от медведя)
-сказать добрые слова, сопереживать, обнять,
-испечь пирожки, поиграть в игру.
5. Тема НОД, исходя из художественной задачи текста Сообразительность и смекалка в русской народной сказке «Маша и медведь»
6. Задачи этапов деятельности
мотивационный этап
формирование любознательности познавательной мотивации; развитие речи, как средства общения; (ПР; РР)
Ориентировочный этап-развитие связной речи, самостоятельности, целенаправленности; (РР; СКР)
Исполнительский этап-развитие восприятия содержания текста, его эмоциональной составляющей, сопереживание героям, умение выражать свое отношение к героям, развитие воображения, наблюдательности, творческой активности, связной речи; (ПР; СКР; РР; ФК; ХР)
Рефлексивный этап- формирование положительного отношения к деятельности; (СКР)
Перспективный этап- развитие самостоятельности;(СКР)
7. Действия детей на разных этапах
(предположи-тельно) Рассматривают иллюстрации, слушают, отвечают на вопросы педагога, выражают эмоции.
8. Прогнозирование цели поставленной детьми Узнать какие сказки у сказочницы в лукошке через загадки и потешку. Помочь Маше.
9. Работа до чтения
(Мотивационный этап)
Воспитатель в костюме сказочницы приглашает детей на занятие.
Я сказочница,
В гости к вам пришла
И сказку новую
С собою принесла.
В моём лукошке много сказок, а с какой мы сегодня познакомимся, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)
Вот мы и узнали первого героя из нашей сказки Воспитатель читает потешку. Дети подговаривают.
Наша девочка маленька,
На ней шубка аленька
Опушка бобровая,
Наша (Маша) чернобровая.
(Ориентировочный этап)
Герои нашей сказки Маша и Медведь. Теперь мы можем отправляться в сказку:
Дружно за руки берись в нашей сказке очутись!
Но прежде, чем мы узнаем, что же случилось с Машей, совершим прогулку в сказочный лес.
Физкультминутка «Мы заходим с вами в лес»
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.
(Раз, два, три.)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим.
(Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель читает или рассказывает сказку
10. Работа с текстом (места остановок)
(Исполнительский этап)
Пояснение к конспекту: О – ответы детей, П – пояснение, В – вопрос задаёт
Жили-были дедушка да бабушка. И была у них внучка Машенька. Раз позвали ее подружки в лес по грибы да по ягоды. В. О (Можно ли детям ходить одним в лес? нет)
Пришли они в лес, а Машенька- деревце за деревце, кустик за кустик -ушла далеко от подруг и заблудилась. В. О (Как нужно вести себя в лесу? - не отходить от взрослых, быть внимательными). Пришла она в самую глушь. П (далеко далеко в лес)
Воспитатель показывает картинку. Просит детей найти Машеньку.
Видит -стоит избушка. П (деревянный дом) В той избушке жил медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. В. О (Что делал медведь в лесу? – ягоды, грибы собирал, дрова приносил). Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.
– Ага,- говорит,-теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает П (приказывает)
– никуда без него из избушки не выходить.
– А если уйдешь,- говорит,-все равно поймаю и тогда уж съем!
Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого. Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
- Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке и дедушке гостинцев снесу. - Нет,- говорит медведь,- ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я им сам отнесу.
А Машеньке того и надо! Напекла она пирожков, достала большой- прибольшой короб П (большая коробка плетеная из веток) и говорит:- Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке и бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду! В. О (Почему Маша не разрешила медведю пирожки есть? – чтобы он не увидел, что Маша в коробе сидит).
– Ладно,- отвечает медведь,-давай короб!- Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик. Только медведь вышел на крылечко, Машенька тут же залезла в короб, а на голову себе блюдо П (большая тарелка) с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит- короб готов. Взвалил П (положил) его на спину и пошел в деревню. Шел-шел, устал и говорит:
– Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба:
– Вижу, вижу!
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке!
– Ишь какая глазастая,-говорит медведь,- все видит! Поднял он короб и пошел дальше. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай стучать в ворота:
– Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес!
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают. В. О (Почему собаки сбежались со всех дворов? – почуяли по запаху медведя). Испугался медведь, поставил короб и пустился. П (быстро побежал) в лес без оглядки.
Вышли тут дедушка с бабушкой к воротам, увидели короб. Поднял дедушка крышку, смотрит- и глазами своим не верит: в коробе Машенька сидит, живехонькая и здоровехонька.
Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть. В. О (Почему дедушка и бабушку Машу умницей называли? – смогла перехитрить медведя и вернуться домой.).
11. Работа после чтения
Обсуждаем прочитанное. Разбираем как Маше удалось перехитрить медведя
*Как звали девочку?
*Куда пошла Машенька?
*С кем пошла Машенька?
*Зачем пошла Машенька?
*Как Маша потерялась в лесу?
*Что Маша увидела в лесу?
*Кто жил в домике?
*Почему медведь не отпустил Машеньку?
*Как Маша убежала от медведя?
*Зачем Маша попросилась на денек в деревню?
*Куда Маша положила пирожки?
*Как Маша обманула медведя?
*Почему Маша не разрешала медведю есть пирожок?
*Что Маша говорила медведю, когда он садился на пенек?
*Что случилось с медведем в деревне?
*Машенька вернулась к дедушке с бабушкой?
12. Рефлексия Хочется ли вам,поделиться этой сказкой с кем-нибудь еще?
А если вы встретили в лесу медведя, испугались бы его?
А сейчас мы с вами поиграем в игру «У медведя во бору»
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит!
Лукошко опрокинулось,
Медведь за ним и кинулся!
Сегодня мы с вами хорошо потрудились, давайте посмотрим,что приготовила нам Машенька, (воспитатель приносит корзинку, накрытую платочком. Воспитатель убирает платочек и угощает детей пирожками.
13. Перспектива
Лепка «Пирожки для бабушки и дедушки».