Елена Александрова
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие» в средней группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка».
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
по образовательной области «Развитие речи»
в средней группе с ТНР «Речецветик»
(итоговое)
по теме «Путешествие»
Воспитатель:
Александрова Елена Евгеньевна
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие“ в средней группе» размещена в разделах
г. Советский
апрель 2018 год
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция видов деятельности: развитие речи (упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, коммуникативная (чтение, беседа, пересказ, вопрос-ответ).
Лексическая тема: «Путешествие».
Вид занятия: занятие-путешествие
Цель: выявить уровень знания детей
Образовательные:
• Закреплять умение правильно употреблять существительные множественного числа;
• Закреплять умение в подборе слов с противоположным значением;
• Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивающие :
• Развивать связную речь, умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы;
• Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность;
• Развивать слуховую память детей;
• Развивать двигательную активность детей;
Воспитательные:
• Воспитывать умение отвечать на вопросы полным ответом;
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушивать друг друга.
Словарная работа:активизация словаря.
• Планируемый результат: дети правильно употребляют существительные множественного числа; умеют подбирать слова с противоположным значением, умеют образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Подготовительная работа: заучивание стихотворение о временах года.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: картинка поезд, мяч, иллюстрации с изображением времен года.
Раздаточный материал: иллюстрации времен года.
ТСО: ноутбук, интерактивная доска, колонки, мышка.
Этап,
продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы,
формы,
приемы,
возможные виды деятельности Результат
Психологический настрой, 1 мин Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка Педагог собирает детей вокруг себя. Создает приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей. Привлекает внимание.
Сегодня, придя на работу, я нашла га своем столе письмо. Это письмо адресовано нашей группе «Речецветик» Вот только от кого оно не написано. Давайте откроем конверт и прочитаем его. ПРОБЛЕМА
- Ребята, а вы любите путешествовать?
- На чем можно путешествовать? Приветствие,
участие в игре стоя.
-Да!
- На машине, поезде, самолете и т. д. Психогимнастика. Психологическая готовность
Вводно-организационный,
1 -2мин Организация направленного внимания Педагог загадывает загадку:
- Я зашел в зеленый дом, но недолго пробыл в нем. Оказался этот дом быстро в городе другом.
- Правильно!
Слушают и отгадывают загадку.
- Поезд
Загадывание загадки. Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания
Мотивационно-побудительный,
1–2 мин Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах Педагог предлагает детям занять свои места в поезде.
- Мы сегодня тоже будем путешествовать по разным станциям на волшебном поезде.
- Занимайте свои места.
Дети рассаживаются по вагонам.
Беседа.
Игровые упражнения. Внутренняя мотивация на деятельность
Актуализация,
3 мин Актуализация имеющихся знаний, представлений.
Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений Говорит и показывает движения по тексту.
-Вагончики, вагончики.
По рельсам тарахтят.
Везут нас в путешествие Компанию ребят.
Осознают и принимают поставленную задачу.
Сидят на стульчиках.
Повторяют движения за воспитателем. Беседа.
Сюрпризный момент. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений,
6- мин Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений. -Дети, мы с вами приехали на станцию «Наоборот»
Выходите из вагончиков. На этой станции все наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идет снег. Вот и наше задание на этой станции называется «Скажи наоборот»
(с мячом)
Я называю слово, а вы подбираете к нему слово с противоположным значением: большой, мягкий, жара, тяжелый, светлый, грязный, говорить, добро, короткий, широкий.
- Молодцы, справились с заданием. Занимайте свои вагончики, наш поезд отправляется дальше.
-Ребята, мы с вами приехали на станцию словесная.
На этой станции нас ждет новое задание – игра «Назови три слова»
- Ребята, я буду говорить вам слово, а вы должны подобрать к нему три подходящих слова: животные-, одежда-, мебель-, транспорт-, продукты питания-…
-Молодцы!
-Садитесь в поезд, наше путешествие продолжается, следующая станция «Физкультурная» Дети стоят на ковре в кругу.
Дети ловят мяч и говорят слова с противоположным значением.
Дети присаживаются на стульчики.
Дети отвечают на вопрос педагога сидя на стульчиках. Наглядный показ образца, способа действия.
Беседа.
Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки
и т. д.
Овладение способами познавательной деятельности.
Способность самостоятельно действовать.
Динамическая пауза, 1 мин Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости Воспитатель находится на ковре вместе с детьми.
Выполнение физ. минутки.
«Кузнечик»
Я гуляю по дорожке
(шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом
(подскоки на месте) Наклонюсь, возьму в ладошки
(наклониться, «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо
(погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке
(шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке
(наклониться «отпустить кузнечика»)
-Молодцы отдохнули, поиграли, но нам нужно продолжать путешествие. Занимаем свои места, наш поезд отправляется дальше. Теперь на станцию «Волшебная поляна»
Располагаются на ковре в произвольном порядке и выполняют движения по тексту. Физ. минутка «Кузнечик» Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта
Практическая работа
5–10 мин Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений Воспитатель находится на стуле на ковре вместе с детьми.
Дети читают стихотворения и подбирают картинки к каждому времени года.
-Молодцы. Все времена года вы знаете.
На этой станции вас ждет еще одно задание.
Воспитатель находится около интерактивной доски.
Игра «Найди лишний предмет»
(с опорой на интерактивную доску)
-Ребята, осталось выполнить последнее задание и мы узнаем кто же нам написал письмо.
Загадка: Дети по очереди выходят на ковер и читают стихотворения о временах года.
Дети по очереди выходят к доске, выбирают лишний предмет и объясняют свой выбор. Слушание стихотворений.
Беседа по содержанию.
Совместно с детьми выставляются картинки времен года.
Оценка чтения стихотворений.
. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Рефлексивно-корригирующий
(для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа, 3 мин Формирование элементарных навыков самоконтроля.
Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами
Беседа, обсуждение.
Вопросы, ответы Сформированность элементарных навыков самоконтроля.
Умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.