яциняк наталья
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «Весеннее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
на формирование лексико – грамматических категорий
Лексическая тема : «Дикие животные и их детеныши».
(подготовительная группа)
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Дикие животные».
Публикация «Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий „Весеннее путешествие“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
2. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных, в согласовании числительных с существительными, в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, в употреблении существительных творительного падежа во множественном числе и предлогов.
3. Автоматизировать звуки «Л», «З» в словах;
4. Закреплять умение отвечать на вопросы распространенными предложениями, составлять рассказ по мнемотаблице.
Коррекционно-развивающие :
1. Развивать фонематическое восприятие через ….
2. Развивать творческие способности через умение передавать в движении походку и характер животного.
3. Развивать координацию движений.
Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: электронные игры (слайд 1, 2, 3, кукольный стол с чайной посудой, стол с имитацией полянки, музыкальная композиция «Звуки весеннего леса», «Мелодия весны», предметные картинки со звуком «З» в начале слова, следы диких животных, шишки, мольберт, магниты, модули (пенёк, деревянный домик со шторками на окнах, элементы декорирования (ёлочки, кочки, силуэтные изображения волка и волчат, мнемотаблица, сюжетные картинки с медвежонком, для закрепления предложных конструкций, большая картина с изображением медведя.
Ход занятия:
Звучит музыкальная композиция «Мелодия весны»
Логопед: Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса -
Вот и к нам пришла.
Дети: Весна.
Л: Сегодня я приглашаю вас в путешествие по весеннему лесу. Согласны?
Л: Пойдём в лес по тропинке, обязательно перешагивая все кочки, а то вдруг под кочкой чья-нибудь норка и мы потревожим, например, мышонка или ёжонка. Итак, поставим руки на пояс. Идём по тропинке и, как только услышите слово «кочка», перешагивайте её, высоко поднимая ноги.
Логопед называет слова: бочка–кочка-дочка-ночка-кочка-квочка-кочка-точка-почка-кочка.
Л: Сколько кочек вы перешагнули?
Д: Четыре кочки.
Л: Ну, вот мы и подошли с вами к лесу. Каких животных можно встретить в лесу?
Д: Белку, лису, волка, лося.
Л: Назовите одним словом всех этих животных?
Д: Дикие.
Л: Лес как будто притаился. Назовите весенний лес красивыми словами. Я начну, а вы продолжайте: лес очень красивый. Ещё какой?
Д: Тихий, таинственный, волшебный, сказочный, удивительный.
Л: Посмотрите, это следы, которые оставили дикие животные, пойдём по ним.
Л: Кто оставил эти следы?
Д: Эти следы оставил заяц.
Л: Значит, чьи это следы?
Д: Это - заячьи следы.
Л: Пойдём по ним, вспомните, как прыгает заяц.
Дети прыгают по следам на двух ногах, руки на поясе и останавливаются около деревянного домика.
Л: Посмотрите, ребята, куда мы пришли? Что это?
Д: Избушка.
Л: Чья это избушка?
Д: Это - заячья избушка.
Л: У неё непростые окна. Каждый подойдет к окну и подует так, чтобы шторка отодвинулась. За шторкой посмотрите на свою картинку и назовите её правильно.
Л: Воздух вдыхаем носом. Следим, чтобы плечи не поднимались, дуть нужно плавно и длительно.
Выполняется работа по автоматизации звука «З» в начале слова. Открыв картинки, дети по очереди их называют, выделяя голосом звук «З» в начале слова: зонт, замок, зубы, змея, забор.
Л: Зайчик в избушке доволен, ему понравилось, как вы выполнили задание. Молодцы! Отправляемся дальше.
Под музыку дети идут за логопедом и останавливаются у шишек, разложенных на полу.
Л: Посмотрите вокруг: у шишек кто – то оставил следы. Кто бы это мог быть?
Д: Эти следы оставила белка.
Л: Значит, чьи это следы?
Д: Это - беличьи следы.
Л: Пойдём по ним, прыгая как шустрая белочка.
Дети двигаются, совершая ритмичные прыжки на двух ногах в правую и левую сторону. Руки держат на поясе. Допрыгивают до стоящих в ряд стульев и присаживаются на них.
Л: Поможем белочке собрать шишки. Только брать нужно не любые шишки, а те, в которых прячутся слова со звуком «Л». (слайд 1)
Звучит музыкальная композиция «Звуки весеннего леса»
Л: Послушайте внимательно музыку, и скажите: какие звуки вы услышали?
Д: Шум ручейка, звон весенней капели, щебетание птиц.
Л: Значит, какое время года в лесу?
Д: Весна.
Л: Расскажем белочке, что происходит в лесу весной?
Логопед показывает детям мнемотаблицу: читает рассказ «Весна в лесу». После каждого предложения показывает соответствующую картинку.
Л: Белочка просит каждого из вас рассказать ей о весне в лесу, опираясь на картинки – подсказки.
Каждый из детей по очереди составляет одно предложение.
Л: Белочка осталась довольна вашим рассказом, теперь она будет знать, что происходит весной в лесу.
Звучит музыкальная композиция «Мелодия весны». Дети идут друг за другом и подходят в пеньку.
Л: Возле пенька следы, кто же здесь побывал и оставил эти следы?
Д: Эти следы оставил медведь.
Л: Значит, чьи это следы?
Д: Это - медвежьи следы.
Л: Пойдём по ним и покажем, как ходит медведь косолапый.
Дети идут по медвежьим следам, переваливаясь с ноги на ногу, за логопедом и останавливаются около мольберта. На мольберте висит картина с изображение медведя в берлоге.
Л: Мама - медведица никак не может найти своего медвежонка. Медвежонок любит играть в «прятки» и спрятался от нее. Поможем медведице найти медвежонка?
Логопед вывешивает на мольберт по очереди, три картинки с изображением спрятавшегося медвежонка.
Л: Куда спрятался медвежонок?
Д: Медвежонок спрятался за кочку.
Л: Откуда он выглядывает?
Д: Он выглядывает из-за кочки.
Л: Куда потом спрятался медвежонок?
Д: Медвежонок спрятался под елку.
Л: Откуда он выглянул?
Д: Он выглянул из - под елки.
Л: Куда затем спрятался медвежонок?
Д: Медвежонок спрятался за пенек.
Л: Откуда он вылез?
Д: Он вылез из-за пенька.
Л: Нашла мама-медведица своего маленького медвежонка и говорит вам спасибо за помощь. Отправляемся дальше.
Под музыку дети идут за логопедом на волшебную полянку.
Л: Кто оставил эти следы?
Д: Эти следы оставил волк.
Л: Значит, чьи это следы?
Д: Это - волчьи следы.
Л: Пойдём по ним, изображая голодного волка.
Дети идут по найденным следам походкой злого волка, удерживая оскал. Подходят к столу с изображением полянки и садятся за него. На полянке разложены контурные силуэты волчицы и волчат.
Л: Посмотрите, мы оказались на полянке. Догадайтесь где здесь мама, а где детёныши.
Дети показывают и называют.
Л: Мама кто?
Д: волчица.
Л: А детеныши?
Д: волчата.
Л: Сосчитайте, сколько волчат на картинке?
Дети пересчитывают и называют ответ: «Здесь пять волчат».
Л: Обратите внимание: у волчицы нос, а у волчонка маленький…
Д: носик.
Дети показывают часть тела животного и называют ее. Затем у детеныша, называя ласковым словом по образцу.
У волчицы уши, а у волчонка ушки.
У волчицы усы, а у волчонка усики.
У волчицы лапы, а у волчонка лапки.
У волчицы хвост, а у волчонка хвостик.
У волчицы спина, а у волчонка спинка.
У волчицы живот, а у волчонка животик.
У волчицы шерсть, а у волчонка шерстка.
У волчицы голова, а у волчонка головка.
Л: Нам пора отправляться дальше.
Звучит весенняя мелодия.
Л: Ой! Посмотрите, ребята под елку, кто же оставил эти следы?
Д: Эти следы оставила лиса.
Л: Значит, чьи это следы?
Д: Это - лисьи следы.
Л: Пойдём по ним и вспомним, как крадется хитрая лисица.
Дети идут по следам крадущейся походкой и подходят к накрытому для чаепития столу.
Л: У лисицы сегодня день рождения. Она пригласила друзей. Посмотрите, кто стоит рядом с лисицей? (слайд 2)
Д: Рядом с лисицей лисенок.
Л: В гости к ним пришли:
Д: Зайчиха с зайчонком, ежиха с ежонком, медведица с медвежонком, бельчиха с бельчонком, волчица с волчонком.
Л: Лисица приготовила гостям угощение, но забыла, кто - чем любит лакомиться. Поможем ей разложить угощение? (слайд 3)
Бельчихе с бельчонком– орехи, шишки
Медведице с медвежонком – мед, ягоды малины
Волчице с волчонком – рыба, мясо
Ежихе с ежонком – яблоки, грибы
Зайчихе с зайчонком – морковь, капуста.
Л: Пусть лиса готовиться к приходу гостей, а нам уже пора возвращаться обратно.
В завершении звучит музыкальная композиция «Мелодия весны». Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения.
Чтобы в детский сад попасть,
Всем красиво надо встать,
Хлопнуть, топнуть и нагнуться.
Вновь подняться, улыбнуться.
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всем на миг забыть.
Л: Вот мы и вернулись в детский сад. Где мы с вами сегодня побывали? Каких животных мы встретили на прогулке? По чьим следам мы передвигались в весеннем лесу?
Л: Все животные очень вам благодарны и приготовили угощение. Логопед дарит детям корзинку с угощением: печенье в форме ореха.