Людмила Денисова
Конспект НОД по программе «Истоки» с детьми подготовительной группы «О житие Сергия Радонежского»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа : чтение книги «Преподобный Сергий» Е. В. Тростниковой,рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И, С. Шмелева «Благословение», «Сын радости», В пустыне Преподобного Сергия», «Чудо об источнике».
Задачи:
-Познакомить детей с социокультурной категорией традиции образа. Способствовать формированию знаний о Преподобном Сергии, развивать речь, память, мышление
-Сформировать представление о связи прошлого, настоящего и будущего.
Публикация «Конспект НОД по программе „Истоки“ с детьми подготовительной группы „О житие Сергия Радонежского“» размещена в разделах
-Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру,патриотические чувства, позитивный настрой на общение с людьми.
-Формировать ресурсы успеха у детей.
Словарь: мудрость, преподобный,праведный, образ.
Оборудование: Аудио запись пения птиц, журчания ручейка; колокольного перезвона. Интерактивная доска, фотографии изображений Свято –Троицкой Сергиевой Лавры», жизни Сергия Радонежского. Выставка детских работ - рисунки, аппликации, макеты, поделки.
Интеграция образовательных областей:- речевое развитие;- познание;
- художественно-эстетическое развитие.
Ход НОД. Дети с педагогом стоят у интерактивной доски (показ фотоиллюстраций Свято –Троицкой Сергиевой Лавры.)
Присоединительное слово. Свято –Троицкая Сергиева Лавра…. Вряд ли найдется в России человек, никогда не слышавший этого драгоценного сочетания слов, в них словно спрятан ключ от широкой и в то же время таинственной русской души…. 700 лет назад никто и думать не мог,что в дремучих радонежских лесах на горе Маковец, которые в 70 верстах от Москвы, поднимется монастырь, и ему будет суждено стать духовным центром земли русской…
В. – Кто же был основателем этого монастыря?
-Ответы детей (преподобный С. Р. -великий наставник. Ангел – хранитель и молитвенник,заступник земли русской, чудотворец, при жизни названный святым).
В. - А вы знаете, что значит слово «преподобный»?
Д. - Особенный человек, не такой, как все.
Воспитатель. Людей, которые прожили жизнь в вере и любви к Богу, были честными, справедливыми и милостивыми, добрыми и смиренными людьми, Господь прославляет как своих святых. Некоторые из них называются преподобными, иначе говоря, особенными, подобными Богу.
В. –Что вы можете рассказать о детстве Сергия Радонежского? Что интересного и необычного случилось с 6-летним Варфоломеем?
(Ответы детей)
Разговор с детьми о фрагменте «В пустыне Сергия Радонежского
-Когда умерли родители Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, которая была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата. Долгое время жил Сергий совсем один. Его окружали лишь дикие звери, но они не трогали святого. Один медведь повадился ходить к его жилищу каждый день…. И что произошло?
В. - Расскажите, о каких чудесных качествах Сергия Радонежского говорится в этом эпизоде (он был великодушным, добрым к миру, ко всему живому)
Рассмотрите иллюстрацию.
-К какому рассказу эта иллюстрация?
-Почему источник называют чудотворным?
-О каких чудесах из жизни Сергия Радонежского вы можете рассказать?
жизни Сергия Радонежского вы хотели бы рассказать?
(ответы детей- исцелял людей молитвами, предсказал победу Руси над татаро-монголами,Свет божий, источник)
Воспитатель обобщает ответы детей : Да, Сергий Радонежский был избран верному служению богу, был его избранником с самого своего рождения. И всю жизнь доказывал это своими великими делами- давал людям великие знания о боге, учил жить по божьим заповедям, исцелял людей. Учил хранить любовь. ставил на праведный путь
А сейчас выполните задание в парах со своими родителями.
-выполнение задания обсуждение,ответы на вопросы
Ресурсный круг «Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского»
Вводная беседа о жизненном пути преподобного Сергия Радонежского.
В. –Какие эпизоды из жизни преподобного Сергия Радонежского вам запомнились? Расскажите о них.
Дети. (он вырезал деревянные игрушки и дарил их детям, сам принимал участие в строительстве монастыря, подавал пример всем,носил из леса дрова, сам их пилил, сам готовил пищу, шил одежду, из источника черпал воду носил ее для монахов. Святой Сергий с детства учился молитве и стал молитвенником за других…
-Почему люди обращались к нему за помощью, за советом? Какие чувства они испытывали при этом?
(ответы детей- его слава была так велика при жизни, что к нему проявляли особое уважение, во всех делах государственных спрашивали совета и благословления. Мудрые слова принимались как пророчество, он был прозорливым)
Вывод: (потому что он был великим молитвенником, ему было дано благословение божье помогать людям, он был великим праведником)
Воспитатель. Ребята, вы слышите необычно, красивую музыку? (Ответы детей).
Воспитатель. Это колокольный звон. Где мы его слышим?
Дети. Мы слышим его в храмах и церквях.
Основной этап.
Воспитатель- А во т сейчас мы встанем в круг и каждый ответит: - Почему жизнь преподобного Сергия Радонежского можно назвать праведной (под музыку)И поможет нам в этом деревянная игрушка медведь…
(Ребенок,стоящий слева от воспитателя передает игрушку медведя по кругу и высказывает свое мнение)
Ответы детей (…никогда не обманывал, не хитрил, не крал, не жаловался на трудности, дарил детям игрушки, сделанные своими руками, учил всех добру, молился за тех,кому было трудно, построил монастырь,был смелым и т. д.)
Итог: Народ таких людей,как Сергий Радонежский называл «святыми» ,но,как бы их не именовали, светлые образы мудрецов и праведников стали путеводными для многих поколений. Не все могут быть святыми, но все могут следовать по пути праведности…
Рефлексия. –Что нового и интересного вы для себя взяли? Ч то больше всего запомнилось?
Подарок. Я хочу вам подарить страничку из книги «Светлый образ», чтобы вы разукрасили ее и сохранили в своем семейном архиве, как память о сегодняшнем разговоре…