Татьяна Немтинова
Конспект НОД по приобщению детей старшей группы к художественной литературе «От стихотворения до спектакля за одно занятие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Заучивание стихотворения Марины Бородицкой «Разговор с пчелой».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Цель – помочь детям запомнить стихотворение посредством театрализованной деятельности
Задачи:
Образовательные:
Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства.
Учить находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.
Публикация «Конспект НОД по приобщению детей старшей группы к художественной литературе „От стихотворения до спектакля за одно занятие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса характер персонажей.
Подвести к пониманию музыкальных образов героев.
Развивающие:
Развивать коммуникабельность, умение общаться со взрослыми в разных ситуациях, применять знания в беседе, формировать связные высказывания, рассуждать.
Развивать образное мышление, фантазию, творческие способности.
Накапливать эстетический опыт в процессе чтения и обсуждения литературных произведений.
Развивать умение актёрской игры и перевоплощения.
Воспитательные:
Воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
Воспитывать культуру речи.
Оборудование:
Элементы костюмов для перевоплощения детей.
Синтезатор или пианино
Карточки для д/и «Разговор звуков».
Элементы декораций для инсценировки.
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. В группу неожиданно «влетает» с зонтиком в образе Мери Поппинс (воспитатель).
Воспитатель: Ой – ой-ой! Куда же ты? Остановись! Здравствуйте, уважаемые взрослые!
Стой же ты, наконец! Куда ты меня принёс? Здравствуйте, ребята!
Я всё поняла! Спасибо, волшебный зонтик!
Этот волшебный зонтик дал мне сегодня на остановке какой-то весёлый человек с рыжими, взлохмаченными волосами, в смешных огромных туфлях. Заметил, что я грущу. Подошёл, улыбнулся и сказал: «Вот вам волшебный зонтик! Он приведёт вас туда, где живут весёлые, озорные и очень умные человечки! Там вы найдёте себе настоящих друзей!»
И только я взяла его в руки, как он полетел и понёс меня. И вот я здесь. Значит, вы и есть те самые весёлые, дружные и умные человечки!
Дети: Да!
Воспитатель: И мы сможем подружиться?
Дети: Да!
Воспитатель: А вы умеете корчить рожицы? А говорить на тарабарском языке?
Если нет! Не беда я вас научу!
Для начала, давайте немного поиграем! Я начну, а вы смотрите и за мной все дружно повторяйте.
Упражнения для психомоторики:
Жила-была улитка (язык наверх)
Каждое утро она с нетерпением смотрела на часы, а они спокойно тикали вот так (язык в стороны)
Ровно в половину 12 (язык вверх, вниз)
к ней приходила подруга лошадка (цокание)
вместе они щёлкали орешки (язык за щекой)
ели вкусное малиновое варенье (облизывание верхней и нижней губ)
Брали стакан, наливали чай (балтушка) и с удовольствием выпивали (2 раза)
Мимическая гимнастика:
Когда лошадка долго не приходила, - улитка грустила у окна (гримаса) и даже злилась (гримаса)
А когда они встречались, - улитка удивлённо раскрывала глаза (гримаса) и очень радовалась (гримаса).
Звуковой тренинг:
Когда приходила зима, улитка не могла выползти из своего домика под снегом. И тогда они писали друг другу письма на тарабарском языке.
ИАОУ (прочтение звуков с последовательным выделением звука). Вопрос –ответ (интонирование звуков)
А сейчас я расскажу вам другую историю. Её описала в стихах Марина Бородицкая «Разговор с пчелой»
Воспитатель читает стихотворение очень эмоционально с использованием жестов, разговаривая разными голосами.
Меня ужалила пчела
Я закричал: Как ты могла?
Пчела в ответ: А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок!
Он мне был уж-ж-ж-асно нуж-ж-ж-ен
Я берегла его на уж-ж-ж-ин!
Скажите, ребята, о чём рассказывает в этом стихотворении Марина Бородицкая?
Ответы детей…
Кто главные герои истории, описанной в стихах?
Ответы детей…
Какой характер у главных героев?
Ответы детей…
Послушайте это стихотворение ещё раз.
Воспитатель так же эмоционально читает. Выбрав несколько пар детей, предлагает им прочитать стихотворение и обыграть. Хвалит и обращает внимание на более удачное прочтение, объясняя, почему эта пара лучшая.
Скажите, ребята, в какое время года происходит действие?
Ответы детей…
В каком месте?
Ответы детей…
Давайте закроем глаза и представим себе эту поляну.
Дети закрывают глаза.
Воспитатель говорит о том, какая полянка, какие на ней цветы, какие насекомые летают (и в это время раскладывает на ковре, вырезанные заранее цветы из бумаги).
Дети по команде открывают глаза и видят цветущую полянку.
Воспитатель: А сейчас я превращаю вас в бабочек, жуков, стрекоз и пчёл… и вы сможете полетать на цветочном лугу, пока звучит музыка.
Предлагает детям надеть элементы костюмов или шапочек и свободно побегать на носочках по «полянке» под музыку, изображая жуков, бабочек, стрекоз в полёте.
Спасибо большое, друзья. Вы молодцы!
Скажите мне, пожалуйста, – какими вы представляете себе героев (мальчика и пчелу? Какой характер у главных героев?
Ответы детей…
Дети, а какую музыку вы подобрали бы под характер этих героев? Послушайте маленькие отрывки и скажите, кому из героев какая музыка подходит и почему?
Воспитатель проигрывает отрывки. Дети выбирают музыку в соответствии с характером героя.
Давайте попробуем показать, как двигаются наши герои под музыку?
Одна пара детей показывает и прочитывает стихотворение (обыгрывание).
Эти дети остаются в костюмах.
Воспитатель: Спасибо, друзья мои, у вас здорово получилось! Садитесь. Отдохните.
Ребята, неужели мальчик и пчела так и расстанутся не друзьями? Давайте придумаем конец этой истории
Ответы детей…
А сейчас я предлагаю вам поиграть в «Театр»
Вы знаете, что такое театр?
Ответы детей…
Правильно, ребята! Театр это дом чудесных представлений. Именно там, на сцене рождаются чудеса.
А кто показывает представление?
Ответы детей…
Этих людей называют артистами или актёрами.
А для кого актёры показывают спектакли?
Ответы детей…
Правильно! Для зрителей.
А как зрители благодарят актёров за интересный спектакль?
Аплодисменты
Ребята, а что нужно, чтобы попасть в театр?
Ответы детей….(билеты)
Воспитатель предлагает нескольким детям раздать билеты и вывешивает красочное объявление – АФИШУ
Ну, вот и всё готово! Сейчас на сцену выйдут настоящие артисты. Уважаемые зрителя, давайте встретим их дружными аплодисментами.
Воспитатель играет вступление и озвучивает «голос за кадром»
Однажды, в тёплый, солнечный день, когда над зелёным цветущим лугом порхали жуки, бабочки, стрекозы (дети – насекомые на носочках перемещаются по сцене, изображая насекомых в полёте) прилетела труженица пчела, чтобы собрать сладкий нектар (на сцене кружится под музыку пчела…
Вдруг, на лугу появился озорной мальчишка (выходит под музыку)
Увидев, большой и красивый цветок, он поспешил сорвать его и тут! Пчела ужалила его прямо в руку.
Дети по словесному указанию ведут обыгрывание, зачем следует прочтение стихотворения – диалога Марины Бородицкой «Разговор с пчелой»
Если позволяет время, можно предложить главные роли другим детям и снова показать этот спектакль. В конце каждого представления зрители награждают артистов (актёров) дружными, громкими аплодисментами (звучат аплодисменты)
Уважаемые, зрители вам понравился спектакль? Артисты хорошо играли свои роли, выразительно читали стихотворение! Позвольте, друзья мои, и мне отблагодарить вас за интересный, спектакль. Я хочу наградить вас «медалями настоящих артистов»
Звучит лёгкая музыка. Воспитатель вручает «медали» на память о занятии.
Ну, что ж, ребята, мне пора! До свидания, детвора! Я сейчас пойду по улице и подарю этот волшебный зонтик тому, кто грустит. Пусть и он найдёт себе добрых, весёлых друзей!
До свидания!