Екатерина Легкова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Этажи леса и их обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию
в старшей группе МБДОУ д/с № 30.
Тема: «Этажи леса и их обитатели».
Воспитатель: Легкова Е. В.
Тема «Этажи леса и их обитатели».
Цель: формировать у детей представление о лесе как многоэтажном доме.
Задачи.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Этажи леса и их обитатели“» размещена в разделах
Обучающие: формировать представление о лесе как многоэтажном доме для представителей животного мира, закрепить правила поведения в лесу.
Развивающие: развивать мышление, речь, умение устанавливать взаимосвязи между растениями и животными.
Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в группах, любовь к родной природе, заботу и бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа: тематические недели «Осень в лесу», «Кто как зимует»; защита проекта «Как вести себя в лесу?»; чтение произведения М. Пришвина «Этажи леса», рассматривание иллюстраций о растительном и животном мире, просмотр альбома и презентации «Дикие животные»; художественно-продуктивная деятельность-рисование и лепка обитателей леса, музыкально-театральная деятельность-инсценировка сказки «Теремок».
Материалы, оборудование: доска с магнитами, лист ватмана, предметные картинки с изображением растений и представителей животного мира, мультимедийное оборудование, видеоматериалы с изображением леса и его голосов, карточки-схемы с правилами поведения человека в лесу.
Ход.
Воспитатель (далее-В.)
Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно,
Собрало друзей всех в круг: я твой друг и ты мой друг!
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся,
Улыбнёмся, подмигнём и беседовать начнём!
В. Ребята, вы все живёте в доме или в квартире. Скажите, пожалуйста, кто в каком доме живёт? (ответы детей).
В. Я предлагаю вам посмотреть на экран
(на экране-изображение леса. Одновременно звучат голоса животных и птиц).
В. Что вы видите и слышите?
В. Правильно, лес. Ребята, вы знаете, что такое лес? (ответы детей).
В. Верно, лес – это дом для животных. А как вы думаете, лес для зверей – это дом одноэтажный или многоэтажный? (отв. детей).
В. Лес называют многоэтажным домом. А вы можете ответить, почему?
(ответы детей).
В. Подумайте, ребята, сколько этажей может быть в лесу? (ответы детей).
В. Вот сегодня, ребята, вам предстоит составить коллаж леса. Вы согласны?
В. А зачем мы это будем делать? (чтобы доказать, что лес-многоэтажный дом)
В. А как мы это будем делать, я вам скажу. Вы попробуете составить коллаж леса, как многоэтажного дома. В этом вам помогут плакат и картинки.
(На доску вывешивается плакат).
В. Ребята, подумайте и скажите, что составляет этажи леса – растения или животные? Верно, этажи леса составляют растения. А какие растения? (ответы детей).
В. Как вы думаете, какие растения составляют первый этаж? (самые маленькие, травы, цветы, грибы, ягоды, мхи). Верно! Молодцы!
В. Ребята, вот здесь, на столе, вы видите очень много разных растений.
Я сейчас предлагаю девочкам подойти и выбрать только те растения, которые составляют первый этаж леса. А мальчики посмотрят, правильно ли девочки отобрали и построили первый этаж. (Девочки отбирают картинки и крепят их на плакат).
В. Хорошо! Молодцы! Вот у нас с вами получился первый этаж леса. Так какие растения его составляют? (ответы детей).
В. А теперь, ребята, подумайте и скажите, есть ли ещё этаж и что его составляет? (Маленькие, низкорослые деревья и кустарники, высокие травы-это второй этаж). Хорошо!
В. Посмотрите, какие деревья у нас на столе: и высокие, и низкие. Сравните их. Какие же нужно отобрать? (деревья пониже, кусты).
В. Теперь я предлагаю мальчикам выбрать растения для второго этажа, а девочки посмотрят, правильно ли они выполнят задание! (мальчики крепят растения на плакат).
В. Хорошо! Всё правильно сделали! Сколько у нас уже получилось этажей? (2).
В. Как вы думаете, ребята, ещё есть в лесу этажи? (ответы детей). Что же относится к этому этажу? (Высокие деревья).
В. Верно! Составьте, пожалуйста, третий этаж! Девочки, прошу вас снова подойти и выбрать нужные картинки.
В. Ребята, а выше высоких деревьев что-то растёт? (Ничего).
Воспитатель показывает вырезанные из бумаги корни.
В. Ребята, а это что такое? (корни). Верно! А где они находятся? (под землёй). В. Что же получается? Оказывается, есть ещё один этаж! Какой? (подземный). В. Да! У дома – это фундамент, подвал или подполье, а в лесу – это подземный этаж.
Физкульминутка.
Сильный ветер сосны крутит,
Словно самый тонкий прутик (повороты в стороны,
Ёлки ветер клонит тоже,
С вами мы на них похожи (наклоны вперёд).
Вот по веткам белка мчится,
Белка ветра не боится,
Белка прыгает так ловко,
Ведь во всём нужна сноровка (прыжки).
А куда медведь идёт?
Ищет ягоды и мёд! (ходьба вразвалочку).
Ну, а нам пора трудиться,
Заниматься, не лениться.
В. Ребята, так что можно сказать, сколько же этажей в лесу? (3-наземных и 1 -подземный этаж).
В. Ребята, вы сможете заселить это многоэтажный дом? (дети соглашаются).
В. Хорошо! Но если мы будем заселять каждого животного, то это займёт у нас очень много времени. Как нам быстрее провести заселение животных? (Поделиться на группы). Вы согласны?
(На подносе карточки с цифрами от 1 до 4).
В. Для этого предлагаю вам взять по одной карточке. А теперь объединитесь в группы согласно номерам карточек!
В. Ребята, а скажите, пожалуйста, какие животные живут на первом этаже?
(заяц, лиса, волк, медведь, кабан, лось).
В. Хорошо! Всё верно! Кто является жителями второго этажа? (белка, дятел, куница, бурундук, рысь, синичка).
В. Молодцы! Кого поселить на самый верхний этаж? (ворону, иволгу, клеста, ястреба, сокола).
В. Верно! Ребята, а под землёй может кто-то жить? (Да! Червяки, мыши, кроты, землеройки, жуки).
В. Молодцы, ребята! Приступайте к заселению! У кого карточка с цифрой 1 – заселяют первый этаж, у кого цифра 2 – второй этаж, цифра 3 – третий этаж, а у кого цифра 4 – заселяют подземный этаж.
Дети работают в группах.
В. Молодцы! Как быстро и правильно вы заселили всех животных!
Ребята, скажите, а вот, например, заяц может жить на втором или на третьем этаже? А лиса? А вот мне интересно, есть ли животные, которые могут пользоваться несколькими этажами? (ответы и рассуждения детей : да, ряд животных могут пользоваться несколькими этажами).
В. Молодцы, ребята!
В. Ребята, подумайте и скажите, а люди в лесу – это кто? (гости). Правильно. Зачем люди ходят в лес? (за грибами, за ягодами, за дровами, погулять).
Как мы должны вести себя в лесу? (хорошо).
Ребята, совсем недавно мы с вами вспоминали, как нужно вести себя в природе. Очень хочется, чтобы вы ещё раз вспомнили эти правила.
(На столе лежат схемы правил поведения в лесу. Дети берут схемы и называют правила).
В. Молодцы, ребята! Я очень рада, что вы так хорошо запомнили все правила!
Скажите мне, вам было сегодня интересно?
Трудно?
Вам понравилось, как вы поработали?
Как вам может пригодиться этот материал в жизни (Дети отвечают, что будут соблюдать эти правила, если окажутся в лесу, расскажут о них родителям, друзьям).
Воспитатель благодарит детей за работу.