Ирина Александровна Макарова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Вулканы — загадка природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: "Вулканы – загадка природы"
Цель: Знакомство воспитанников с таким геологические образования на поверхности коры Земли как вулкан. Знакомство с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Вулканы — загадка природы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Расширить знания детей об окружающем мире.
Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, фантазию и воображение.
Познакомить с новыми словами «лава», «пемза», «жерло», «кратер».
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Оборудование:
презентация на тему «Вулканы»;
макет вулканов;
смесь из жидкости для мытья посуды, пищевой соды, сухой краски красного,
зеленого и синего цвета;
уксус в пластиковой бутылке;
раскраски «Вулканы»;
пемза (маленькие кусочки пемзы у каждого ребенка);
прозрачные стаканы с водой у каждого ребенка;
ИКТ (ноутбук, экран, проектор).
Предварительная работа: чтение энциклопедии о вулканах, рассматривание иллюстраций с различными вулканами, беседы о вулканах с фактами, изготовление макета горы (конуса из картона, салфетки белого цвета, клея ПВА, краска гуашь черного цвета, пластиковые бутылки, пшено, игрушечные деревья и маленькие машинки, предметные картинки (камень, солнце, пепел, тигр, слон, вулкан, роза, облако).
Сценарий НОД
- Здравствуйте, ребята. Отгадайте о чем речь. Послушайте загадку:
Я черный страшный великан,
Что делать мне - решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать
Я черный страшный великан
А зовут меня? (Вулкан)
— Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
- Послушайте стихотворение о вулкане.
Стихи о вулкане
Вот вулкан – это гора,
А внутри горы – дыра.
Из горы идет дымок,
Летят камни, серый смог.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Камни, пепел полетели,
Небо видно еле-еле.
Не ходи ты, лучше там,
Где проснувшийся вулкан.
- Ребята, так, что такое — вулкан? (слайд №1, №2, №3)
(Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)
- Правильно, ребята. Вы уже немного узнали о вулканах. Сейчас я вам расскажу легенду о вулкане. (слайд №4)
«Жил, далеко в древности, Бог – по имени Вулкан.
Он стоял у наковальни, бил тяжелым молотом по железу, раздувал огонь в горне. Кузница была внутри высоченной горы. А гора стояла посреди моря.
Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел… «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило их жилища”
- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.
- Давайте поиграем в игру «Живое – неживое». Я буду называть слова и показывать картинки, а вы, если считаете, что это живое встаньте, а если считаете, что это не живое сидите на местах. Начали. (Камень, солнце, пепел, тигр, слон, вулкан, роза, облако)
- Молодцы, поиграли. А теперь давайте рассмотрим строение вулкана. (Слайд №5 и макет вулканов)
- Какой формы вулкан? (конус).
- На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана,
- Когда вулканы «спят» то похожи на обычные горы. Но когда они «просыпаются», мы слышим сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. (слайд №7, №8 – со звуковым оформлением)
- Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава.
- Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из-под земли по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. (слайд №9, №10 - со звуковым оформлением)
- Вулканы бывают: (слайд №11, №12)
- Затем лавы, которая выбралась на поверхность земли, застывает и получаются камни, которые называются пемзой.
- Пемза это – (слайд №13)
- (слайд №14) У каждого из вас на столе есть кусочек пемзы. Рассмотрите его. А теперь опустите этот кусочек в воду. (он не тонет)
- Посмотрите, насколько полезна пемза. (слайд №15)
- Кто же занимается изучением вулканов. (слайд «16)
Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Влево, вправо, повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, кто занимается изучением вулканов? Как называется эта профессия?
- А вы хотите немного побывать вулканологами?
- Хорошо. Превратимся в вулканологов.
- Ребята, посмотрите на наши вулканы. Один стоит на суше и два вулкана на островах.
- Они еще спят.
- Смотрите внимательно, сейчас попробую «разбудить» наши вулканы.
- Внутри «жерла» смесь из воды, пищевой соды и жидкости для мытья посуды.
- Для того чтобы наши вулканы проснулись, нам необходим уксус.
- Вот он. Это опасное вещество?
- И поэтому его наливать может только взрослый.
- Ребята, кажется наши вулканы (макет вулкана, сделанный предварительно) «оживают», близко не подходите.
(Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана)
- Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Эти извержения мы с вами наблюдали на слайдах. Интересно!
- Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергаются наши вулканы. Они извергаются спокойно.
- Что нового вы сейчас узнали?
(Вулкан похож на конус, из него извергается лава, вулканы бывают спящие, потухшие, действующие. Люди, которые занимаются изучением вулканов – называются вулканологами.)
- Мы с вами тоже чуть-чуть побывали вулканологами.
- Все молодцы, были очень внимательны, аккуратны. Теперь вы знаете, что такое вулкан, что он опасен когда извергается?
- Я подготовила для вас сюрпризы – раскраски, их вы сможете раскрасить в свободное время.