Петрукович Татьяна
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Разноцветная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Разноцветная осень».
Провела и подготовила: воспитатель 1к. к. Петрукович Т. А.
Цель:формирование обобщённых представлений об осени как времени года.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять и систематизировать представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
-совершенствовать умение подбирать существительные и прилагательные для характеристики осени.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Разноцветная осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
- продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Развивающие :
-развивать у детей внимание, логическое мышление, творческое воображение, слуховое восприятие.
-развивать речевую и познавательную активность.
-развивать умение работать в группе.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Материал:
-иллюстрации: периоды осени, деревья и листья, грибы, животные леса, птицы.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, догадайтесь о чем мы сегодня будем говорить. Предлагаю вам отгадать загадку.
Вот художник, так художник!
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик,
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим: кто художник этот?
Дети: Осень.
Восп: На смену лету пришла осень. Кто из вас знает, сколько месяцев длится осень?
Дети: Три.
Восп: Как называются месяцы осени?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Восп: Как называется период начала осени?
Дети: Ранняя осень.
Восп: Как называется период середины осени?
Дети: Золотая осень.
Восп: Как называется последний период осени?
Дети: Поздняя осень.
Восп: Вы видите несколько картин с изображением осени. Расскажите, какая на них изображена осень. Подберите картинки к каждому периоду осени и расскажите об изменениях.
Дети смотрят картины, рассказывают какая на них осень и подбирают к каждому периоду.
Восп: Молодцы! Вы точно подобрали картинки и рассказали об изменениях в природе.
А сейчас давайте отгадаем загадки.
1. Мочит поле, лес и луг.
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь.
Ты же знаешь, это. дождь.
2. Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла
Что? Скажите наугад!
Ну конечно. листопад!
3. Холода их так пугают.
К тёплым странам улетают.
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки. птицы
4. Без рук, без ног по свету рыщет,
Поёт, танцует, свищет.
Кто это. ветер.
Восп: Молодцы, загадки вы умеете отгадывать.
Восп. А можно нарисовать осень без красок? Я думаю, осень можно нарисовать словами. Хотите попробовать? Проходите за столы.
Дидактическая игра: «Какая осень?»
Восп: Когда идёт дождь.
Дети: Дождливая!
Восп: Когда на улице холодно?
Дети: Холодная.
Восп: Когда хмуро?
Дети: Хмурая.
Восп: Когда дует ветер?
Дети: Ветреная.
Восп. Когда солнце светит?
Дети: Солнечная.
Восп: Вот какая бывает разная осень!
Раскладываю листья деревьев на ковре.
Дидактическая игра: «С какого дерева лист?
Восп: Ребята, посмотрите сколько разных листьев на ковре! Давайте с ними поиграем!
-У кого рябины лист тот тихонько покружись!
-Лист берёзовый вы взяли - с ним тихонько поплясали!
-Если с тополя листок - слышен ножек топоток!
-У кого же ветка ели - с ней тихонечко присели!
Восп: Молодцы! Вы точно определили все листья.
Восп: Давайте назовём хвойные и лиственные деревья.
Дети: Лиственные деревья - берёза, рябина, клён, дуб, осина, липа, тополь и др.
Хвойные деревья - ель, сосна, пихта.
Восп: Как вы думаете, ребята, почему деревья сбрасывают листья осенью?
Дети: Становится холодно, солнце светит мало, воды деревьям не хватает, потому что она замерзает в земле, поэтому листья желтеют, сохнут и опадают, деревья засыпают.
Физкультминутка: «Осень».
По утрам морозы. (Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)
В рощах жёлтый листопад. (Плавные движения над головой влево - вправо)
Листья около березы. (Медленно приседают)
Золотым ковром лежат. (Делают плавные движения руками перед собой влево - вправо)
В лужах лёд прозрачно -синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)
На листочках белый иней. (Поднимаются на носочки, руки вверх)
Ребята, проходите на свои места.
Восп: Отгадайте загадку.
Ножка есть, но нет ботинка
Шляпка есть - нет головы.
Дети: Гриб!
Восп: Посмотрите сколько у нас на столе грибов. Давайте рассмотрим их и разложим в две корзинки: съедобные и несъедобные.
Какие вы знаете съедобные грибы?
Дети: Съедобные - белые, сыроежки, подосиновики, подберёзовики и др.
Восп: А какие вы знаете несъедобные грибы?
Дети: Несъедобные грибы - поганки, мухоморы, ложные опята и др.
Восп: Ребята, почему осенью мы не слышим весёлых птичьих голосов?
Дети: Птицы собираются в стаи и улетают в тёплые страны.
Восп: Почему?
Дети: Стало холодно, стало меньше еды, насекомые спрятались.
Восп: Как называются птицы, улетающие в тёплые страны?
Дети: Перелётные.
Восп: Каких перелётных птиц вы знаете?
Дети: Ласточки, утки, журавли, соловьи, скворцы и др. - это перелётные птицы.
Восп: Как называются птицы, которые остаются на зиму с нами?
Дети: Зимующие. Воробьи, сороки, голуби, вороны, синицы и др. - это зимующие птицы.
Восп. Расскажите, как животные готовятся осенью к зиме?
Дети: Лесные животные делают запасы на зиму, меняют свои шубки на более тёплые и меняют окрас шубок, готовят свои домики: норки, дупла, берлоги.
Восп: А кто из животных впадает в спячку?
Дети: Медведи, ежи, сурки.
Восп:А кто меняет шубку?
Дети: Заяц и белка. А у других животных она обрастает и становиться гуще.
Восп: Какие животные не впадают в спячку?
Дети: Лисы, волки, зайцы.
Восп: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на мои вопросы. А сейчас проверим внимательны ли вы?
Словесная игра с мячом «Да или нет».
Отвечаем на вопросы осени.
Осенью грибы растут?
Осенью цветы цветут?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Птичьи стаи улетают?
Часто - часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Детям можно загорать?
Восп: Какие вы внимательные и хорошо знаете признаки осени.
Восп: Но осенние сюрпризы ещё не закончились. У осени есть волшебная шкатулка, давайте в неё положим пословицы, поговорки и приметы.
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
-Осень - время собирать урожай.
-Поздней осенью одна ягодка, да и то рябинка.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
-В ноябре зима с осенью борется.
-Осень хвастлива - весна справедлива.
-Цыплят по осени считают.
-Тёплая осень к долгой зиме.
Рефлексия:
Восп: Я рада, что вы так много знаете об осени и интересно о ней рассказываете. Мне с вами было очень интересно, а вам?
Дети: И нам тоже!