Ольга Ворон
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Русская изба»
▼ Скачать
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с устройством русской избы.
Задачи:
1. Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов.
2. Обогатить словарь детей новыми словами (венец, завалинка, конёк, ставни, наличники)
3. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное отношение к старинным вещам.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Инструменты и оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, демонстрационный материал "Устройство избы".
Ход НОД
В гости к детям приходит Вовочка (игрушка).
Вовочка: Ребята, я пришёл к вам, чтобы рассказать, что я видел летом. Никогда не думал, что есть такие чудеса на свете! Жил себе да жил в городе, думал, что я все уже увидел, все уже узнал. Вдруг приходит ко мне телеграмма от бабушки:
Воспитатель: Дорогой внучек Вовочка! Приезжай ко мне погостить в деревню Ромашкино. Целую. Жду. Твоя бабушка.
Вовочка: Да ну, - подумал я. - В деревне скучно. То ли дело в городе: людей много, машин много, дома огромные. Но чтобы не обидеть свою любимую бабушку, решил все же съездить и проведать ее.
Воспитатель: Вовочка, нашим ребятам, что ты видел в деревне.
Вовочка: Я увидел там такое! Такое красивое, что в городе никогда не видел!
Воспитатель: Что же ты, Вовочка, видел, от чего пришел в такой восторг?
Вовочка: Я увидел там дремучие леса, зеленые луга, бескрайние поля.
Ребята, я думал, что лучше и удобнее многоэтажных домов нет. Но когда я увидел дома в деревне, понял, что уютнее, теплее и красивее деревенских домов нет. А знаете, как называется дом моей бабушки?
Дети: Изба (Ответы детей)
Воспитатель: Изба — это старинное название деревянного дома. Избы называли также срубами, потому что их рубили (строили) топорами. И все в избе было сделано из дерева. Вот откуда название русская деревня.
Вовочка, а твоя бабушка не рассказала тебе как строили избы?
Вовочка: Конечно, рассказала! И я вам сейчас расскажу и покажу!
(Рассказ сопровождается показом картинок с изображением избы)
Сначала брали прочное дерево - дуб и делали из него фундамент. Его не видно на улице, он в земле.
Воспитатель: Дубовые столбики вкапывали в землю, так и выглядел фундамент.
Вовочка: Далее следовала укладка первого венца — четырёх отёсанных брёвен. Венец не ставился прямо на землю, а укладывался на дубовые столбики - фундамент, так чтобы было небольшое расстояние между землёй и первым венцом (первыми бревнами).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете из кого дерева строили дома? (Ответы детей)
Вовочка: Ещё срубали лиственницу или сосну, ель. Из этих деревьев получается самый долговечный дом.
Воспитатель: Давайте и мы с вами «срубим избу».
Физкультминутка «Построим дом»
Тук-тук молотком. Строим, строим новый дом. (Стучат кулачками, друг по другу)
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки, тянут руки вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показываем руками окна и крышу)
Дом с трубой и красной крышей. (Поднимают руки вверх, изображая крышу
и трубу).
Дом большой и видный вышел. (Разводят руки в стороны)
Воспитатель: Летом понятно хорошо, тепло жить в таком доме, а как же зимой, когда морозы?
Вовочка: Дом на зиму утепляли, поэтому это пространство возле избы заваливали. Вот откуда словечко «завалинка». Завалинка не только служит для утепления стен и защиты их от промерзания, но и может стать местом для сбора домочадцев, поскольку в давние времена завалинку использовали и как скамью. По весне была примета, если сесть на завалинку и "сиденька" не мёрзнет, значит пора картошку сажать.
Воспитатель: А чем заваливали? (Ответы детей)
Вовочка: Заваливали глиной, соломой, досками, опилками. И всю зиму можно зимовать в тёплой избушке.
Воспитатель: А весной?
Вовочка: А весной нужно отвалить это всё, чтоб дом просох не сырел и очень долго служил людям.
Воспитатель: Очень интересно, одевать избу надо на зиму и раздевать летом.
Ребята, а вы знали, что у избы есть лицо. (Ответы детей)
Вовочка: Мы идем по улице и смотрим на лицо дома. У него тоже есть, как и у нас очи, глаза – это окна, как и у нас есть реснички, бровки украшения наших очей. Так же у дома есть ставни, наличники. Украшены наличники различными резными узорами и от этого глаза у дома становились очень красивыми.
Воспитатель: Кстати, слово улица появилась так, улица это дорога, которая проходит у лица дома.
А как же делали крышу?
Вовочка: В городе на многоэтажных домах крыши плоские (ровные). А в деревнях крыши на избах делали двухскатные, они имеют вид двух наклонных, которые опираются на стены дома, а верхние соединяются между собой, чтобы солнце прогревало и сушило всё лето дом. А на самом верху крыши размещали фигурку коня, поэтому эта часть дома ещё называется конёк.
Воспитатель: Ребята, может вы знаете зачем так делали?
Вовочка: Это сильный оберег. Под оберегом этой семье ничего не страшно.
Конь, конёк смотрит на улицу, а с тыльной стороны (с другой) иногда привешивали хвост. Так что весь дом похож на коня - 4 угла, как четыре ноги у коня, голова и хвост, уж точно этот дом простоит больше ста лет.
А ещё, хозяева дома любили украшать своё крыльцо разной резьбой, прямо как вышивкой украшают платья. И крыльцо – это место, которое встречает каждого входящего. Чем красивее крыльцо, тем приветливее хозяин.
Ой засиделся я тут с вами, пора мне домой.
Ребята, правда хорошо у моей бабушки в деревне? (ответы детей) Я ещё потом к вам приду в гости, что-нибудь расскажу интересное.
Воспитатель: Спасибо тебе большое, Вовочка, очень было интересно и познавательно, мы с детьми много нового про избы узнали.
Рефлексия
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с русской избой. Какие новые слова вы сегодня услышали?
Что нового вы узнали? (ответы детей)
Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с традициями русского народа, с народными праздниками.