Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Любовь Григорьева
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

1. Закреплять представления детей о сельскохозяйственных работах.

2. Закрепить лексический материал по теме «Весенние полевые работы».

3. Развивать связную и образную речь.

4. Познакомить детей с образцами устного народного творчества — сказкой «Мужик и медведь» и песней «Ой, при лужке, при лужке». Познакомить с куклой-зернушкой.

5. Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук («Горошинка-Фасолинка-Семечка»).

6. Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе, „Апрель ленивого не любит, проворного голубит“» размещена в разделах

Оборудование: Ноутбук, музыка: произведение П. Чайковского «Времена года. Май», песня «Ой, при лужке, при лужке»; картинки для игры «Что сделаем сначала»; плоскостной театр – раёк «Мужик и медведь» с персонажами; куклы-зерновушки, семена: горох, фасоль, семечки, горшки с землёй.

Ход вечера:

Хозяюшка входит. Звучит произведение П. Чайковского «Времена года. Май».

Хозяюшка: Все подсохло. И почки уж есть.

Зацветут скоро ландыши, кашки.

Вот плывут облачка, как барашки.

Громче, громче весенняя весть.

Андрей Белый

На дворе весна. Посмотрите в окно. Какие приметы весны вы видите?

Дети: Снег потемнел и тает. Бегут ручейки. Солнышко пригревает.

Хозяюшка: Наступила весна, снег растаял, и огородники готовятся к полевым работам.

Дидактическая игра «Что сделаем сначала»

Педагог предлагает детям серию сюжетных картинок, иллюстрирующих сельскохозяйственные работы и развитие растений. Нужно восстановить последовательность: появляются проталины, трактор пашет землю, люди сажают семена, поливают растения, убирают плоды; посадка семян, появление первых всходов, цветение, появление плодов, созревание плодов.

Педагог предлагает детям восстановить последовательность, называет последовательность, которую восстановили дети. Побуждает детей составить рассказ с опорой на картинки в той последовательности, которую они указали. При необходимости исправляет ошибки.

Хозяюшка: А сейчас я предлагаю вам послушать и посмотреть сказку «Мужик и медведь» — о том, как медведь помогал мужику выращивать урожай.

Звучит русская народная песня «Ой, при лужку, при лужке».

Драматизация русской народной сказки «Мужик и медведь»

Жил-был мужик на окраине деревни возле самого леса. А в лесу жил медведь, каждую осень ложился он в спячку, лапу сосал всю зиму. Мужик же всю весну, лето и осень работал, а зимой щи да кашу ел.

Вот и позавидовал ему медведь, пришел и говорит:

— Давай, сосед, вместе работать.

— Ну что ж, давай! Завтра приходи, станем репу сеять.

Назавтра пришли сеять репу. Мужик сеет, медведь на пригорке сидит.

Мужик и говорит:

— Давай, медведюшко, сразу решим, что кому брать: все ли поровну, все ли пополам, или кому вершки, кому корешки?

— Мне вершки!

— Ну ладно, как скажешь. Вершки твои будут.

Пришла осень, настала пора репу собирать.

Мужик репу выдергал, ботву отрезал и медведю отдал. А репу домой на возу свез. Перетаскал медведь ботву себе в берлогу. Попробовал не по вкусу пришлось.

Пошел к мужику. А мужик напарил сладкой репы полный горшок, ест да причмокивает.

— Ладно, вперед умнее буду. Не обманешь больше!

На другой год мужик пошел пшеницу сеять. Медведь уж тут как тут.

«— Теперь уговор другой», — говорит медведь. — На этот раз твои вершки, корешки мои будут.

— Ну если ты так хочешь, будь по-твоему: твои корешки, мои вершки.

Настала пора пшеницу убирать.

Мужик жал не покладая рук, молотил, медведь сидел и следил, чтобы мужик не забрал корешки. Отвез мужик зерно на мельницу. А медведь надергал соломы с корнями, перетащил к берлоге. Сел, начал солому жевать - не понравилось! Корешки отведал — не лучше того!

Рассердился медведь на мужика — опять его мужик перехитрил. Лег медведь в берлогу и проспал всю зиму, да уж с тех пор к мужику больше не ходил.

Хозяюшка: В сказке вам встретились незнакомые слова и выражения — «окраина», «спячка», «сосал лапу», «на пригорке», «вершки», «корешки», «ботва». Кто сможет сказать, что они означают?

Хозяюшка: Окраина — от слова «край» — край деревни. Спячка — это когда на зиму некоторые животные укладываются спать. Сосал лапу — образное выражение, значит, нечего было есть. На пригорке — на небольшом холме, возвышении. Вершки — верхняя часть растений, которая видна над землей. Корешки — подземная часть растений; корешки мы обычно не видим. Ботва — непригодная в пищу верхняя часть растений.

Хозяюшка: Зачем медведь пришел к мужику?

Дети: Медведь предложил мужику работать вместе.

Хозяюшка: Что сеял мужик в первый раз?

Дети: В первый раз мужик посеял репу.

Хозяюшка: Какую часть урожая захотел взять себе медведь?

Дети: Мужик предложил медведю разделить урожай.

Хозяюшка: Понравились медведю вершки репы на вкус?

Дети: Вершки медведю не понравились, потому что у репы вершки не едят, у репы вкусные корешки.

Хозяюшка: Что мужик сеял на второй год?

Дети: Во второй год мужик посеял пшеницу.

Хозяюшка: Какую часть урожая захотел взять медведь?

Дети: Медведь захотел забрать себе корешки.

Хозяюшка: Медведь помогал мужику?

Дети: Мужик сам сеял, сам убирал урожай, медведь ему совсем не помогал.

Хозяюшка: Что можно сказать о медведе, его характере?

Дети: Медведь глупый, ленивый и жадный.

Хозяюшка: Что можно сказать о мужике, его характере?

Дети: Мужик любит работать, он умный.

Хозяюшка: Есть такая пословица: «Кто не работает, тот не ест». То есть, чтобы получить награду, нужно постараться, поработать. Мужик трудился — пахал, сеял, заботился об урожае, он заслужил награду — вкусную репу. Медведь не трудился, пришел только забрать урожай. Медведь не заслужил награду.

Посмотрите, ребята (показывает куклу) : это кукла-зернушка. В старину таких куколок шили из остатков ткани, по осени набивали их зерном. И если в голодный год не съедали это зерно, то оно могло стать семенами для будущего урожая.

Мы с вами уже играли куклами-скрутками, куклами-стригушками. Куклы-зернушки тоже могут с нами поиграть.

Развивающая игра «Горошинка-Фасолинка-Семечка»

Основное оборудование игры – народные куклы Зерновушки. Каждая из них неплотно набивается одним из видов семян – горохом, фасолью, семечками. Вместо пшеницы можно использовать гречиху, перловку, рис. Эти семена хорошо различимы между собой на ощупь. Детям предлагается на ощупь определить, чем набиты куколки.

Хорошо иметь в качестве оборудования и три чашечки или тарелочки с насыпанными в них горохом, фасолью и семечками. Это даст ребятам возможность потрогать, пощупать, сравнить ощущения от этих открытых образцов и поможет правильно определить, чем набиты куклы. Если использовать такие чашечки, то можно попросить детей посадить каждую куколку в свою чашечку.

Хозяюшка: Я предлагаю каждому посадить зернышки из нашей куклы-зернушки. А через некоторое время мы посмотрим, что у нас вырастет.

Каждый ребенок берет зернышко, сажает его в свой горшочек. (В дальнейшем дети ухаживают за своими растениями, а когда минует угроза заморозков на почве, высаживают на участке.) После окончания посадочных работ дети убира-ют рабочее место.

Хозяюшка: Кто хорошо поработал, тот заслужил угощение. Приглашаю вас к столу — угоститься пирогом горячими да чаем сладким.

Публикации по теме:

Конспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группеКонспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группе Цель: создать условия для развития познавательной и речевой инициативы дошкольников в процессе знакомства с профессией "танкист". Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группе Цель: познакомить детей с разнообразием деревянных предметов в окружающей обстановке. Задачи: 1. Формировать представление о том, что дерево.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как помочь Карлсону?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Как помочь Карлсону?». Цель: создавать предпосылки для проявления у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют звери» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе Программное содержание.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию «Синичкин календарь. Апрель»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию «Синичкин календарь. Апрель» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Конспект.

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе апрель-май Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию (рисованию) в старшей группе апрель-май (Т. С. Комарова,с элементами.

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе (апрель-май) Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе апрель - май (В. В. Гербова)Тема недели «Что такое хорошо и что такое плохо»Занятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»
Опубликовано: 23 ноября 2021 в 05:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Григорьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД