Любовь Григорьева
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закреплять представления детей о сельскохозяйственных работах.
2. Закрепить лексический материал по теме «Весенние полевые работы».
3. Развивать связную и образную речь.
4. Познакомить детей с образцами устного народного творчества — сказкой «Мужик и медведь» и песней «Ой, при лужке, при лужке». Познакомить с куклой-зернушкой.
5. Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук («Горошинка-Фасолинка-Семечка»).
6. Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе, „Апрель ленивого не любит, проворного голубит“» размещена в разделах
Оборудование: Ноутбук, музыка: произведение П. Чайковского «Времена года. Май», песня «Ой, при лужке, при лужке»; картинки для игры «Что сделаем сначала»; плоскостной театр – раёк «Мужик и медведь» с персонажами; куклы-зерновушки, семена: горох, фасоль, семечки, горшки с землёй.
Ход вечера:
Хозяюшка входит. Звучит произведение П. Чайковского «Времена года. Май».
Хозяюшка: Все подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.
Андрей Белый
На дворе весна. Посмотрите в окно. Какие приметы весны вы видите?
Дети: Снег потемнел и тает. Бегут ручейки. Солнышко пригревает.
Хозяюшка: Наступила весна, снег растаял, и огородники готовятся к полевым работам.
Дидактическая игра «Что сделаем сначала»
Педагог предлагает детям серию сюжетных картинок, иллюстрирующих сельскохозяйственные работы и развитие растений. Нужно восстановить последовательность: появляются проталины, трактор пашет землю, люди сажают семена, поливают растения, убирают плоды; посадка семян, появление первых всходов, цветение, появление плодов, созревание плодов.
Педагог предлагает детям восстановить последовательность, называет последовательность, которую восстановили дети. Побуждает детей составить рассказ с опорой на картинки в той последовательности, которую они указали. При необходимости исправляет ошибки.
Хозяюшка: А сейчас я предлагаю вам послушать и посмотреть сказку «Мужик и медведь» — о том, как медведь помогал мужику выращивать урожай.
Звучит русская народная песня «Ой, при лужку, при лужке».
Драматизация русской народной сказки «Мужик и медведь»
Жил-был мужик на окраине деревни возле самого леса. А в лесу жил медведь, каждую осень ложился он в спячку, лапу сосал всю зиму. Мужик же всю весну, лето и осень работал, а зимой щи да кашу ел.
Вот и позавидовал ему медведь, пришел и говорит:
— Давай, сосед, вместе работать.
— Ну что ж, давай! Завтра приходи, станем репу сеять.
Назавтра пришли сеять репу. Мужик сеет, медведь на пригорке сидит.
Мужик и говорит:
— Давай, медведюшко, сразу решим, что кому брать: все ли поровну, все ли пополам, или кому вершки, кому корешки?
— Мне вершки!
— Ну ладно, как скажешь. Вершки твои будут.
Пришла осень, настала пора репу собирать.
Мужик репу выдергал, ботву отрезал и медведю отдал. А репу домой на возу свез. Перетаскал медведь ботву себе в берлогу. Попробовал не по вкусу пришлось.
Пошел к мужику. А мужик напарил сладкой репы полный горшок, ест да причмокивает.
— Ладно, вперед умнее буду. Не обманешь больше!
На другой год мужик пошел пшеницу сеять. Медведь уж тут как тут.
«— Теперь уговор другой», — говорит медведь. — На этот раз твои вершки, корешки мои будут.
— Ну если ты так хочешь, будь по-твоему: твои корешки, мои вершки.
Настала пора пшеницу убирать.
Мужик жал не покладая рук, молотил, медведь сидел и следил, чтобы мужик не забрал корешки. Отвез мужик зерно на мельницу. А медведь надергал соломы с корнями, перетащил к берлоге. Сел, начал солому жевать - не понравилось! Корешки отведал — не лучше того!
Рассердился медведь на мужика — опять его мужик перехитрил. Лег медведь в берлогу и проспал всю зиму, да уж с тех пор к мужику больше не ходил.
Хозяюшка: В сказке вам встретились незнакомые слова и выражения — «окраина», «спячка», «сосал лапу», «на пригорке», «вершки», «корешки», «ботва». Кто сможет сказать, что они означают?
Хозяюшка: Окраина — от слова «край» — край деревни. Спячка — это когда на зиму некоторые животные укладываются спать. Сосал лапу — образное выражение, значит, нечего было есть. На пригорке — на небольшом холме, возвышении. Вершки — верхняя часть растений, которая видна над землей. Корешки — подземная часть растений; корешки мы обычно не видим. Ботва — непригодная в пищу верхняя часть растений.
Хозяюшка: Зачем медведь пришел к мужику?
Дети: Медведь предложил мужику работать вместе.
Хозяюшка: Что сеял мужик в первый раз?
Дети: В первый раз мужик посеял репу.
Хозяюшка: Какую часть урожая захотел взять себе медведь?
Дети: Мужик предложил медведю разделить урожай.
Хозяюшка: Понравились медведю вершки репы на вкус?
Дети: Вершки медведю не понравились, потому что у репы вершки не едят, у репы вкусные корешки.
Хозяюшка: Что мужик сеял на второй год?
Дети: Во второй год мужик посеял пшеницу.
Хозяюшка: Какую часть урожая захотел взять медведь?
Дети: Медведь захотел забрать себе корешки.
Хозяюшка: Медведь помогал мужику?
Дети: Мужик сам сеял, сам убирал урожай, медведь ему совсем не помогал.
Хозяюшка: Что можно сказать о медведе, его характере?
Дети: Медведь глупый, ленивый и жадный.
Хозяюшка: Что можно сказать о мужике, его характере?
Дети: Мужик любит работать, он умный.
Хозяюшка: Есть такая пословица: «Кто не работает, тот не ест». То есть, чтобы получить награду, нужно постараться, поработать. Мужик трудился — пахал, сеял, заботился об урожае, он заслужил награду — вкусную репу. Медведь не трудился, пришел только забрать урожай. Медведь не заслужил награду.
Посмотрите, ребята (показывает куклу) : это кукла-зернушка. В старину таких куколок шили из остатков ткани, по осени набивали их зерном. И если в голодный год не съедали это зерно, то оно могло стать семенами для будущего урожая.
Мы с вами уже играли куклами-скрутками, куклами-стригушками. Куклы-зернушки тоже могут с нами поиграть.
Развивающая игра «Горошинка-Фасолинка-Семечка»
Основное оборудование игры – народные куклы Зерновушки. Каждая из них неплотно набивается одним из видов семян – горохом, фасолью, семечками. Вместо пшеницы можно использовать гречиху, перловку, рис. Эти семена хорошо различимы между собой на ощупь. Детям предлагается на ощупь определить, чем набиты куколки.
Хорошо иметь в качестве оборудования и три чашечки или тарелочки с насыпанными в них горохом, фасолью и семечками. Это даст ребятам возможность потрогать, пощупать, сравнить ощущения от этих открытых образцов и поможет правильно определить, чем набиты куклы. Если использовать такие чашечки, то можно попросить детей посадить каждую куколку в свою чашечку.
Хозяюшка: Я предлагаю каждому посадить зернышки из нашей куклы-зернушки. А через некоторое время мы посмотрим, что у нас вырастет.
Каждый ребенок берет зернышко, сажает его в свой горшочек. (В дальнейшем дети ухаживают за своими растениями, а когда минует угроза заморозков на почве, высаживают на участке.) После окончания посадочных работ дети убира-ют рабочее место.
Хозяюшка: Кто хорошо поработал, тот заслужил угощение. Приглашаю вас к столу — угоститься пирогом горячими да чаем сладким.