Людмила Жданова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы»
Цель:
-Дать детям знания о зимующих птицах, выяснить причину, почему они не улетели в теплые края, как будут зимовать, чем будут питаться.
-Закрепить понятие «зимующие» птицы.
-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Беседы, наблюдения во время прогулок, рассматривание иллюстраций, изготовление кормушек, кормление птиц.
Материал: Иллюстрации зимующих птиц, корм для птиц.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Е. Благининой "Морозы”.
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц.
Ведь очень голодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким
Поможем! Их надо кормить.
И тогда, им будет легко пережить холода.
Воспитатель: в стихотворении говорится о морозах, какое время года на улице? (зима)
-О ком еще говорится в стихотворении? (о собаке, птицах)
- каких птиц вы знаете? (дети называют)
-а все ли птицы могут пережить морозы? (нет)
- куда улетают птицы осенью? (в теплые края)
-как можно назвать этих птиц? (перелетные)
-Каких перелетных птиц вы знаете? (гуси, утки, лебеди, грачи, ласточки)
- какие птицы остаются зимовать? (снегири, синицы, воробьи, сороки, вороны)
-как можно назвать этих птиц? (зимующие)
Воспитатель: Сегодня, ребята, разговор пойдёт о птицах, которые не улетают в тёплые края, а остаются рядом с нами?
Которым мы должны помогать. А чем мы можем помочь зимующим птицам? (подкармливать их)
Воспитатель: Правильно самое страшное для птиц - это не холод (у них к зиме вырастает пушок под перышками, самое страшное - это голод. Ведь с приходом зимы снегом засыпает все деревья, землю и птицам приходится нелегко добывать себе корм. И если мы не будем помогать им, они погибнут.
Давайте вспомним, чем питаются птички? Чем мы можем их покормить? (хлеб, зерно, семечки, сало, семена растений)
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки, и вы, узнаете, какие зимующие птицы прилетели к нам на кормушку.
Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке
Это маленькая птичка, а зовут её….(синичка) Картинка синички
Воспитатель: Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые. Чем питается синичка? (салом, семенами)
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит… (Дятел) Картинка дятла
Воспитатель: Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья- черные, а на голове красная шляпка)
- Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых. А ещё семенами шишек, затыкает шишку в отверстие в дереве и начинает клювом выковыривать семена)
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей) Картинка воробья
Воспитатель: Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета).
-Чем покрыто тело воробья? (перьями).
-Чем питаются воробьи? (хлебными крошками, остатками пищи человека) Ребята, а давайте мы с вами ненадолго превратимся в воробушек
Физминутка. "Птички"
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют
Перышки почистили,
Клювики почистили, .
Дальше полетели
И на место сели.
Воспитатель: Молодцы,а вот следующая загадка.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее. (сорока). Картинка сороки
Воспитатель: Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока - белобока)
- Чем питается сорока? (семенами растений)
Воспитатель: Молодцы, следующая загадка
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.. (Снегирь) Картинка снегиря
Воспитатель: Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается) (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)
Известная персона, а зовут её….(ворона) Картинка вороны
Воспитатель: Посмотрите у вороны (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
- Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)
Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с еще одной необычной птичкой
У этой птички клюв кривой, а гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт, кто это птичку назовёт? (Клёст) Картинка клеста
Воспитатель: Такой клюв ей нужен чтобы доставать орешки из шишек Он живёт в лесах, где много хвойных деревьев. Клёст хорошо бегает по веткам, может кувыркаться и ходить вверх ногами, висеть в любой позе – как акробат. Питается он семенами хвойных деревьев. Клесты едят семена шишек и бросают вниз, Из брошенных семян шишек вырастают новые деревца. Клёст –единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Этой птичке не страшны ни какие холода.
Итог:
Воспитатель: Посмотрите, сколько зимующих птиц прилетело к нам. Давайте еще раз их назовем. (перечисляют)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, что я сегодня приготовила, чем сегодня мы будем угощать птичек? (на тарелочках лежат семечки, орехи, зерно, хлебные крошки, сало.)
Воспитатель: Когда мы пойдем на прогулку, то мы обязательно покормим птичек
-А куда мы насыплем им угощение? (в кормушки)
-Правильно, а на территории детского сада есть кормушки? (да)
Кого угостим салом?
Семечками?
Орехами?