Глазкова Илона
Решение проектной задачи по воспитанию патриотизма через изучение исторических событий родного края — города Тулы
▼ Скачать + Заказать документы
Решение проектной задачи по воспитанию патриотизма через изучение исторических событий родного края в образовательном процессе (на примере одного проекта
«Страна, забывшая свою историю, культуру, традиции и национальных героев, обречена на вымирание»
Л. Н. Толстой.
В результате кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни недопустимо, чтобы произошел спад в деле воспитания гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы. Мои личные наблюдения, взятые из многолетней педагогической практики и опрос, проведенный социологами, показали, что подрастающее поколение недостаточно хорошо знает историю, культуру страны и родного края. Они затрудняются назвать исторические памятники, улицы в честь кого они названы, не знают имен знаменитых людей, которые прославили их край, многие фактически не имеют представления о культурном наследии их города.
Думаю, что невозможно воспитать настоящего патриота Родины, если ребенок не будет знать историю и традиции России и родного края. Считаю, что проблема формирования патриотизма у дошкольников, по – прежнему, остается актуальной на современном этапе, а фундаментом воспитания является дошкольное детство.
Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорил и В. В. Путин. «Вопрос о патриотическом – это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей».
На государственном уровне была принята программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации»(реализуется до 31.12.26) и стратегия развития воспитания в РФ. В связи с этим, в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования приобщение детей к истории своей Родины, к культуре и традициям своего народа рассматривается в качестве основного критерия развития ребенка.
Проблема воспитания любви к родному краю, его культуре и традициям неоднократно поднимались ведущими педагогами и психологами. О его значении в развитии личности говорили Н. Ф. Виноградова, В. А. Сухомлинский, В. Г. Белинский и др. Такие педагоги как Ушинский К. Д., Лихачев Б. Т., Запорожец А. В., Логинова В. И. и другие подчеркивали, что без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувства собственного достоинства и положительных качеств личности.
В. А. Сухомлинский писал «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому нужно сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Осознание значимости проблемы патриотического воспитания и побудило к разработке и реализации проекта «Родной край глазами детей».
Образовательный проект «Родной край глазами детей» направлен на формирование у детей дошкольного возраста, чувства патриотизма через знакомство с историей своей малой Родины, культурой и традициями родного края.
Информацию, которую дети должны получать в ходе реализации проекта :
Задачи:
1. Расширение и закрепление представлений о родном крае.
2. Воспитание уважения и гордости за свою страну, за свою малую Родину – Тульский край.
3. Развитие интересов к традициям, народным промыслам Тульского края.
4. Воспитание уважения к подвигам защитников Отечества.
делили на подтемы.
История возникновения родного города;
Достопримечательности родного края;
Символы Тульского края;
Защитники Отечества;
Люди, прославившие родной край;
Культура и архитектура родного края;
Народные игры, устное народное творчество, музеи родного города, театры;
Моя семья, семейные традиции;
Мой проект состоит из трех этапов:
1 этап – подготовительный (изучение методической литературы, подбор дидактического материала. Мониторинг и анализ имеющихся у детей знаний).
2 этап – практический (реализация проекта):
-Беседы;
- Занятия;
-Чтение художественной литературы;
-Экспериментальная деятельность;
-Знакомство с пословицами и поговорками о Туле, Тульских промыслах, заучивание стихотворений о Туле, песен о Туле;
-настольно –печатные игры;
-Сюжетно – ролевые игры «Путешествие по родному городу», «Экскурсоводы», «Ждем гостей на чаепитие»;
- Народные игры;
-Виртуальные экскурсии в музеи Тулы;
-Презентации: «Быт и традиции родного края», «Тульский пряник», «Красная книга Тульской области», «Города Тульской области»;
- целевая прогулка по территории детского сада;
- Фотовыставки «Путешествие по родному городу», «Природа родного края»;
-Продуктивная деятельность (лепка, рисование, ручной труд, аппликация и. т. д.)
3 этап – заключительный (презентация проекта. Мониторинг и анализ имеющихся знаний у детей).
Отдельно хочу рассказать о работе с родителями. Родители с удовольствием включились в работу по проекту. Родители вместе с детьми изготовили семейное древо. Приняли активное участие в составлении книги «Блюда тульской кухни». Посетили вместе с детьми Музей Оружия, Парк Патриот, Ясную Поляну. Помогли в подборе фотографий старинного костюма и быта в городе и селе. Составляли совместно с детьми кроссворд «Исторические места родного города». Помогали в организации фотовыставок «Путешествие по родному городу», «Природа родного края».
Таким образом, по результатам моей работы можно сделать вывод, что у большинства детей на момент реализации проекта познавательный интерес к изучению своей Родины находится на высоком уровне.
В ходе реализации проекта дети испытывали огромный интерес к теме, с удовольствием слушали познавательные рассказы о прошлом и настоящем нашего родного города и Тульского края.
В работая по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края, пришла к выводу, что важным условием является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников, как ячейки общества и хранительницы традиций. Опыт моей работы показывает, что мы можем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, создавая определенные условия, знакомя детей с историческими и культурными особенностями своей Родины, родного края, в тесном сотрудничестве детского сада, семьи и общественности.
Данный проект «Родной край глазами детей» является действенным и эффективным. Свое выступление я хочу закончить словами Жан- Жака Руссо:
«У вас будет все, если вы воспитаете граждан…
Однако воспитать граждан – дело не одного дня…
Нужно наставлять их с детского возраста».