Приложение МААМ

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «В гости к первоцветам»

Анна Сучкова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «В гости к первоцветам»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «В гости к первоцветам»

Цель: расширять знания детей о первоцветах.

Задачи:

1. Закрепить и систематизировать знания детей о раннецветущих растениях Ростовской области, их особенностях, разнообразии, среде обитания;

2. Продолжать развивать коммуникативные умения, самостоятельность, наблюдательность, любознательность ко всему живому.

3. Воспитывать бережное отношение к цветам, желание ухаживать за ними, желания сохранить природу своего села и ближайшего окружения.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „В гости к первоцветам“» размещена в разделах

Материал и оборудование: цветная бумага для оригами; фотографии цветов-первоцветов: подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик, гиацинт, тюльпан, нарцисс; посылка, кукла плоская, кукла, обруч с цветами, диск с записью Чайковского «Вальс цветов», книга-презентация.

Предварительная работа: экскурсии в степь, по улицам села, изготовлении мини-презентаций детьми.

Словарная работа: мать-и-мачеха, охраняемый, первоцветы.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!

Сегодня утром кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку,

На окошко заманил?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

И загадку отгадать.

«Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла … (Весна)

(Слайд 2)

Воспитатель: А как вы узнали, что уже весна пришла?

Дети: (Солнышко стало припекать, снег растаял, день прибавился. На пригорках, из-под снега, показались первые растения. Прилетели грачи, скворцы, лебеди).

Воспитатель: Как называется первый месяц весны?

Дети: Март- первый месяц весны в народе его называют «Утром весны», «утром года», «солнечником».

Воспитатель: А вы говорили, что можно встретить первые растения. А что это за растения, как одним словом называют растения, которые первыми встречают весну?

Дети: Первоцветы.

Вновь поют ночами соловьи.

Зеленеют рощи и поляны.

А на даче нашей расцвели

Примулы, нарциссы и тюльпаны.

Как они красивы и нежны –

Эти дети солнечного света.

Как цветы весенние нужны

Нам, забывшим разноцветье лета!

Раздается стук в дверь. Входит ребенок - Весна.

Весна: Слышала, ребята, что вы обо мне говорили.

Я – весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

Я везде ращу цветочки.

К вам в гости пришла,

И посылку принесла.

Воспитатель: Интересно, что находиться в этой коробке?

Ответы детей: Да, очень интересно.

Воспитатель: Давайте посмотрим. (Открывает коробку, достает плоское изображение куклы и письмо) Какая красавица! Что бы это могло значить? Тут письмо, прочитаем?

Дети: Конечно, да. Читайте.

Воспитатель: (прикрепляя изображение куклы на доску) Тогда слушайте.

«Ребята здравствуйте! Я кукла Наташа, меня заколдовал волшебник из цветочного города, он превратил меня в плоскую куклу за то, что я рвала и губила растения, которые цвели в нашем городе ранней весной, в марте месяце. И теперь меня никто не замечает и не хочет со мной играть. Расколдовать меня можете только вы ребята, вы ведь много знает о цветах и растениях, бережете и умножаете цветущий мир, расскажите мне все, что вы знаете о первоцветах. Прошу вас, помогите мне вернуться к своей маме, я обещаю, что никогда не буду рвать и губить природу, а наоборот, буду сажать красивые цветы, ухаживать за ними!»

Воспитатель: Вот такое письмо… Ну, что, ребята, поможем Наташеньке?

Ответы детей: Да, ей надо помочь.

Весна: Конечно, топтать, срывать цветы и другие растения это очень плохо! Но, я думаю, что помочь кукле надо. Посмотрите, видно, что Наташа уже наказана за свои поступки и поняла, что губить природу вокруг себя нельзя.

Воспитатель : (заглядывает в коробку достает еще один лист бумаги, показывает его детям и читает)

«Чтобы освободить Наташу необходимо выполнить ряд заданий и собрать всю информацию о тех цветах, которые сорвала Наташа. И для этого Вам необходимо отправиться в цветочный город»

Воспитатель: Ребята, вы готовы спасти Наташу и выполнить задания?

Ответы детей: Да, конечно.

Воспитатель: Нас ждет с вами дорога в цветочный город. Весна, ты нам поможешь?

Воспитатель: Тогда, приготовьтесь. В Королевство Цветов попасть легко, не надо ехать далеко. Закройте глаза и сделайте шаг. Откройте глаза и хлопните так. Что тут у нас, вот смотрите тут цветочные ворота, они помогут нам попасть в этот город. И так вперед!

(Дети с Весной проходят парами сквозь обруч большой, опутанный искусственными цветами)

Воспитатель: Вот и первая остановка в цветочном городе. Она называется «Первоцветная».Так, как мы хотели помочь Наташе?

Дети: Рассказать все о первоцветах.

Воспитатель: Какие первоцветы вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А почему их так называют?

Ответы детей: Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые по многу лет растут и цветут первыми, ранней весной. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Корешки, корневища и луковица помогают травяным растениям расцветать как можно раньше. В начале весны листьев на деревьях нет, и первоцветы получают достаточное количество солнечного света. А после схода снега земля насыщена влагой.

Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии первоцветов и сравним, чем они похожи, и чем отличаются.

Дети рассматривают фотографии первоцветов, определяют, чем они отличаются друг от друга, и чем похожи.

Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие по городу. Вторая остановка - «Мини-исследование».

Воспитатель: Давайте посмотрим ускоренное видео роста растения.

Просмотр видео-фильма.

Воспитатель: Что вы можете рассказать, о том как развиваются растения? Дети рассказывают о последовательности развития растения: семя – росток – цветок, выкладывает соответствующие карточки.

Воспитатель: Ребята, какие условия нужны растению для нормального роста.

Дети: солнце-тепло, свет, земля, воздух, сердце-любовь, забот.

Дети рассматривают на леп-буке условия необходимые для роста растений и называют их.

Воспитатель: И так наше путешествие продолжается. (Слайд – подснежники). Как вы думаете, а как называется эта остановка?

Третья остановка. «Настоящий подснежник».

Воспитатель: Ребята кто нам расскажет об этих удивительных первоцветах?

Дети: Ярик:

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лёд, -

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт. Е. Серова

В первые весенние выходные мы с моей семьёй отдыхали на природе. Мы с мамой и моим братом выехали в степь погулять. Наша степь очень красива ранней весной. Конечно цветов в ней ещё мало, но самые первые первоцветы мы увидели и нашли. Хочу вам их показать!

Издавна первоцветы в виде подснежника считались эмблемой надежды и, конечно, подснежник часто становился героем различных легенд и сказаний. И вот одна из них.

Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.

Карина: Для наблюдения и дружбы я выбрала самый первый первоцвет – подснежник. Почему подснежник так называют «под-снеж-ник» потому, что он растет из-под снега. Этот маленький цветок может выдержать большие морозы. Как только появится первое весеннее солнышко, и ося-дут снега, на лесных полянах, в степи и вдоль ручьев расцветают подснежники. Это необычайно нежные растения с небольшой головкой-колокольчиком, невысоким стеблем и длинными узкими зелеными листьями.

Подснежники бывают не только белого, но и фиолетового, и бледно-желтого цвета.

Корень подснежника — маленькая луковичка — своеобразная кладовая питательных веществ, которую растение пополняет за весну и лето.

Аромат подснежника очень тонкий и легкий, но совсем не из-за аромата люди срывают эти цветы и составляют из них маленькие букетики. Подснежник — символ весны, и каждому хочется подержать его в ладонях, подарить другу. Однако сорванные подснежники быстро вянут, поскольку холод им более привычен, чем тепло комнаты.

Воспитатель: Почему рядом с изображением подснежника нарисован красный кружок? (Охраняемое, лекарственное растение, ядовитое)

Воспитатель: А давайте представим, что мы с вами подснежники – «маленькие разведчики весны»

Релаксация.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Воспитатель: Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Четвертая остановка «Одуванчиковая».

Воспитатель: От цветения, каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.) На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

Воспитатель: Кто нам расскажет об этом удивительном цветке.

Таня:

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик

Первый, молодой!

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца

Маленький портрет!

Лишь только солнце пригреет весной землю, среди первой зелени появляются яркие золотисто-жёлтые корзиночки одуванчиков. Одуванчик еще и лекарственное растение. Если мы будем срывать цветы, то семена не успеют созреть и упасть на землю. Значит на следующий год мы увидим меньше цветов. А ведь пчелы собирают с цветков нектар и делают вкусный и полезный мед. Ах, как приятно весной радоваться появлению первых цветов, когда на лугу появляются тысячи желтых солнышек. Так давайте вместе сохраним природу для будущих поколений!

Пятая остановка «Мать-и-мачеха»

Воспитатель: Ребята, а вот и пятая остановка. Как она называется, мы узнаем, когда соберем картинку.

Дети собирают картинку цветка.

Воспитатель: Да, это мать-и-мачеха. Кто хочет рассказать об этом удивительном цветке.

Дети: Растёт мать-и-мачеха на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком). У этого растения сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, опушённая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка. Это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

Вот такой замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Шестая остановка «Игровая».

Воспитатель: Ребята, но не только в степи расцветают первоцветы, а и на клумбах в садах. Давайте с вами поиграем в игру «Цветы в вазу».

Дидактическая игра «Цветы в вазу» (Детям раздаются карточки с изображениями различных цветов. Воспитатель командует: Садовые первоцветы в вазу; Полевые первоцветы в вазу.)

Седьмая остановка «Садовые первоцветы».

Воспитатель: Чуть позже в садах зацветут нарциссы, тюльпаны, гиацинты. Кто может рассказать об этих первоцветах.

Дети: «Нарцисс».

Он — Цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам… (Нарцисс).

Известна древняя легенда о происхождения названия этого растения.

Нарцисс – имя юноши, который, увидев в воде своё отражение, был настолько поражён своей красотой, что никак не мог оторваться от этого отражения. Так и погиб он, склонившись над водой. А в том месте, где он умер, вырос белоснежный, прекрасный цветок – нарцисс.

У нарциссов ароматные крупные белые или жёлтые цветы, распложены по одному или нескольку в кистях.

Цветы у нарцисса располагаются на длинном стебельке с длинными узкими листьями.

В дикой природе (объяснить, нарциссы растут в южных районах нашей страны. Но с древних времён нарциссы выращиваются как декоративные растения, т. е. на клумбах. По своей популярности эти растения ничем не уступают другим цветам. Существует очень много сортов этих растений, которые отличаются между собой размерами, формой, краской, сроками цветения.

Дети: «Тюльпан».

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный. (тюльпан)

Листья у тюльпанов широкие, большие некоторые виды имеют волнистые края. В России тюльпаны появились давно, современные сорта отличаются многообразием форм, окраски. Любят тюльпаны солнечные места, защищённые от ветра. В разгар весны все сады и скверы города загораются ярким пламенем тюльпанов. Торжественно – праздничным парадом выстраиваются ряды этих высоких, стройных цветов. Своё название они получили за сходство формы цветка с головным убором Турков –тюрбаном. Кроме привычного красного цвета, тюльпаны могут быть белыми, чёрными, малиновыми, лиловыми, жёлтыми. В нашей стране дикие тюльпаны растут на юге и в степях целыми полями. Тюльпаны занесены в Красную книгу природы. Уважаемые взрослые и дети, охраняйте цветы, не топчите и не рвите и тогда каждый год они будут радовать вас своей красотой и чудесным ароматом.

Дети: «Гиацинт»

Название цветка "гиацинт" по-гречески означает "цветок дождей", но греки одновременно называли его цветком печали и еще цветком памяти о Гиацинте.

Любимцем бога Аполлона был юноша по имени Гиaцинт. Часто Гиацинт с Аполлоном устраивали спортивные состязания. Однажды, во время спортивных состязаний, Аполлон метал диск и случайно бросил тяжелый диск прямо на Гиацинта. Капли крови брызнули на зеленую траву и спустя некоторое время в ней выросли ароматные лилово-красные цветы. Словно множество миниатюрных лилий было собрано в одно соцветие (султан).

Душистые цветки напоминают по форме колокольчики с шестью отогнутыми лепестками. Они собраны в кистевидное соцветие, в котором может быть от 12 до 45 цветков. Существуют сорта с махровыми цветками.

Как видно на фото цветов, гиацинты бывают самой разнообразной окраски – синие, сиреневые, розовые, красные, белые, желтые и оранжевые.

Восьмая остановка – «Бабочки – пчелы».

Загадка:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Почему на цветах мы встречаем бабочек, пчел? Они пьют нектар. Рано проснувшиеся насекомые испытывают голод, так как цветов еще нет, и счастлива та пчелка, которой удается найти первоцвет. Первоцветы – единственные в это весеннее время цветущие растения, которые спасают жизнь насекомым.

Воспитатель: А какую пользу приносят сами насекомые?

Ответы детей: опыляют растения, поедают тлю.

Девятая остановка. «Цветочная полянка»

Воспитатель: Ребята посмотрите эта страница совсем пустая. Какого она цвета? Давайте ее украсим цветами-первоцветами.

Коллективное оригами: складывание из бумаги цветов и наклеивание их на заранее приготовленный фон.

Десятая остановка. «Береги цветы».

Воспитатель: Посмотрите, как красиво украсили мы эту страницу. А что означает красный кружок на этой странице?

Ответы детей. Надо беречь и охранять первоцветы.

Воспитатель: К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они скоро погибнут.

Иногда я вижу, как дети, гуляя в степи, рвут цветы, а потом бросают увядшие букеты на землю.

На солнечной поляне

Весёлый лился свет,

Я шла степной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет степных тюльпанов

Лежал он на земле.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки…

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Тюльпанов слабый стон.

Он делался всё тише,

Но сердце ранил он.

Воспитатель: Ребята, почему тюльпаны стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?

Дети: Бедные мы, бедные! Весной солнышко землю обогрело, и выросли мы для красоты и любования. Но пришли злые ребята и сорвали нас, а потом выбросили. И на следующий год на этом месте не вырастут тюльпаны. Исчезнет красота.

Воспитатель: Что мы можем им пообещать?

Ребёнок читает стихотворение:

Если ты сорвёшь цветок

Если все: И я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и цветы

И не будет красоты.

Дети хором:

Мы не будем рвать цветы,

Это капли красоты!

Пусть они растут, цветут -

Радость нам они несут.

Весна: В Красной книге написано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Какая стала Наташа. Значит, мы смогли снять с нее заклинание! Вы все такие замечательные, умные, любознательные! Здорово и легко справлялись со всеми заданиями! А все, что мы сегодня собрали о первоцветах поместим в наш леп-бук. И каждая группа в нашем детском саду может брать его и знакомиться с первыми весенними цветами, чтобы больше никто и никогда не рвала и не топтала цветы и растения.

Воспитатель: А для всех гостей у нас особый подарок – песня «Соберем букет».

Воспитатель: Вот и наше путешествие подошло к концу. Как мы будем относиться к первоцветам?

Весна: Спасибо, вам, ребята, мне пора возвращаться к себе, в «мир природы». Но я еще буду долго у вас в гостях. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе Тема: «Как дошколята цифру 5 спасли» Цель. Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры. Задачи: Образовательные.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к осени» Программное содержание. Закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осень. Учить выразительно с помощью пантомимы.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету»Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету» Программное содержание: Познакомить детей с небесными телами – звездами, сформировать представления о том, что некоторые звезды объединены.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группеКонспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: Поможем Зайчику вернуться домой. Цель: - Продолжать учить составлять число 10 из единиц. - Познакомить с обозначением числа 10..

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Россия — Родина моя» Тема: «Россия – Родина моя!» Цель. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Сказочный квест» Сказочный квест Цель: развивать интерес к математическим заданиям. Задачи: 1. Закрепить знания детей о последовательности дней недели.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Приготовление пельменей» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Приготовление пельменей» Цель: Развитие у детей интереса к приготовлению.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие у нас птицы — гости» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект прогулки в средней группе «К первоцветам в гости»Конспект прогулки в средней группе «К первоцветам в гости» Задачи: Учить детей различать и правильно называть первые весенние цветы, выделять характерные особенности, уточнить знания о значении их.

Проект в старшей группе «В гости к первоцветам.» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№3 Данковского муниципального района Липецкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «В гости к первоцветам»
Опубликовано: 10 января 2021 в 15:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «В гости к первоцветам»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сучкова (УИ 338264) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД