Светлана Салбиева
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Гидроэлектростанции Северной Осетии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по
познавательному развитию в подготовительной группе.
Тема
«Гидроэлектростанции Северной Осетии»
Цель:
1. Познакомить детей с особенностями Гидроэлектростанции Северной Осетии.
Установить значимость гидроэнергетики её недостатки и преимущества, будущее развитие в мире гидроэнергетики.
2. Продолжать знакомить детей с бытовыми электроприборами, их назначением и принципами работы.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Гидроэлектростанции Северной Осетии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
3. Закреплять знания детей о правилах безопасного пользования электроприборами.
4. Повторить с детьми правила энергосбережения.
5. Показать опыты со статическим электричеством.
6. Обобщить первичные знания детей об электричестве.
Задачи:
1. Углубить знания детей об особенностях родного края, географическом положении природы.
2. Познакомить детей с гидроэнергетикой Северной Осетии.
3. Проанализировать недостатки и преимущества гидроэнергетики.
4. Сделать выводы о перспективе развития ГЭС в Осетии.
5. Развивать способность раскрывать причинно - следственные связи и взаимозависимости природных явлений, совершенствовать монологическую речь и умение формулировать свои мысли.
Воспитывать в детях желание замечать, ценить и охранять красоту и неповторимость природы родного края.
Предварительная работа:
Изучение на занятиях правил электробезопасности, рассматривание картинок с изображением ГЭС, обсуждение с воспитателем, что такое электрический ток и для чего он нужен.
Рисование на тему: «Как помогает нам электричество»
Обсуждение с воспитателем электроприборов (виды, принцип работы).
Беседа с детьми по энергосбережению.
Материал к занятию:
Цветные иллюстрации, картинки с правилами электробезопасности, столы с материалом для опытов со статическим электричеством (воздушные шарики, тарелки одноразовые, шерстяные салфетки, верёвка для игры). Пластмассовые палочки, бумажные бабочки, расчёски, перчатки и каски для костюма гидроэнергетика.
Методы и приемы:
Словесные: Художественное слово, речевые логические задачи, беседа, вопросы к детям, указания, поощрения, анализ.
Практические: Рассматривание иллюстраций, опыты.
Словарная работа: ГЭС, плотина, горные реки, водопад, гидроэлектростанции, гидроэнергетики.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение К. Хетагурова «Всати»
Снег сияет горный:
Манит вышина,
Там – ныхас просторный,
А на нем сосна;
С диких скал свергаясь
Воет водопад,
С двух сторон сверкая
Ледники висят.
Воспитатель: О каком крае говорится в этом стихотворении?
Дети: О природе нашего края- (О нашей Республике Северной Осетии.)
Воспитатель:
Сегодня на занятии мы познакомится с двумя жемчужинами гидроэнергетики : Гизельдонской и Зарамагской ГЭС Северной Осетии.
(Показывает иллюстрацию Гизельдонскую ГЭС Северной Осетии.)
Воспитатель: Ребята, что же такое ГЭС? Это – гидроэлектростанция. Гизельдонская гидроэлектростанция — ГЭС находится в Пригородном районе Северной Осетии, у села Кобан, на реке Гизельдон.
(Показ на карте территории Северной Осетии) Гизельдонская ГЭС является старейшей действующей гидроэлектростанцией Северного Кавказа и одной из старейших ГЭС в России. Давайте подумаем, что даёт нам гидроэлектростанция? Дети дают разные ответы.
Воспитатель показывает следующую иллюстрацию:
Зарамагская ГЭС на реке Ардон в Алагирском районе.
Воспитатель: Ребята чтобы узнать, что даёт нам гидроэлектростанция, надо открыть этот конверт вот с такой эмблемой:
Открывает конверт: - Здесь написана какая-то загадка!
«К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это - (электричество)
Это Его Величество электричество приглашает нас в гости.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда к нам приходит электричество?
Вы, конечно правы, но начинает свой путь электричество от электростанции.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ГЭС (Прилагается)
Показ слайдов - Гизельдонской ГЭС, плотина, турбина
Показ сопровождается рассказом воспитателя.
Гизельдонская гидроэлектростанция — ГЭС в Пригородном районе Северной Осетии, у села Кобан, на реке Гизельдон. Гизельдонская ГЭС является старейшей действующей гидроэлектростанцией Северного Кавказа и одной из старейших ГЭС в России
Воспитатель: Как же вырабатывается ток?
- Вода, двигаясь по руслу реки попадает на гидротурбины, вращает их и тем самым вырабатывает ток. Чем больше пройдёт через турбины воды, тем больше выработается электрического тока. А если воды мало то и тока мало. Поэтому нам нужно экономить и свет, и воду.
Воспитатель: Кто знает, как экономить свет? А, как экономить воду?
Дети: Выключать свет днём, когда на улице светло. Кран с водой не оставлять открытым. Вовремя выключать зарядное устройство на телефоне.
Воспитатель: Это Его Величество электричество приглашает нас в гости. Только что – то его не видно, давайте поищем его. (Дети с воспитателем ищут Его Величество – Электричество)
Воспитатель: Ребята, а где оно могло спрятаться?
Дети: В лампочке. В розетке, В телевизоре. В батарейке, В заводных игрушках.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Загадки – отгадки».
(загадки про электроприборы)
1. На столе в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке,
Поселился дружок -
Развеселый огонёк (настольная лампа)
2. Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг
Имя у него (утюг)
3. Пыль найдет и вмиг проглотит,
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит (пылесос)
4. Чудо-ящик - В нем окно.
В том окошечке - Кино! (Телевизор)
5. Полюбуйся, посмотри -
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт (Холодильник)
6. Посмотри на бочок
- Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьет
- Зато всё собьёт (миксер)
7. Если кнопочку нажать
- Будет музыка звучать (магнитофон)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы назвали много электрических приборов.
Воспитатель: Ребята я предлагаю взяться всем за руки и сделать круг.
Проводится физкультминутка «Ток бежит по проводам»
Дети встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу сначала направо, затем – налево со словами:
Ток бежит по проводам
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы
Ток энергию принес.
кофемолка, пылесос.
Воспитатель: Вы, ребята, должны помнить, что электричество доброе, но оно бывает очень опасно. (Все подходят к стене с плакатами по правилам электробезопасности и повторяют их.)
Когда электричество может быть опасным? Когда оно может причинить вред?
Дети:
- Когда им неправильно пользоваться.
- Если повреждены или оголены провода.
- Если провода соприкасаются с водой, то включать электроприборы нельзя.
Воспитатель: Молодцы! Вы ребята то же можете немножко добыть волшебное электричество. Хотите попробовать?
Воспитатель: Есть электричество не опасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить доброе электричество.
Опыт №1.
Воспитатель: Дети, порвите полоску бумаги на мелкие кусочки (Дети выполняют)
Поднесите расческу к бумаге.
Что - то с бумагой происходит? (нет)
Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Предложения детей)
Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.
Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к расческе)
Как расческа стала электрической? (ее натерли шарфиком)
Вывод: Электричество живет не только в проводах, но еще и в шерстяных тканях и даже в волосах.
Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Воспитатель: Итак, дети, доброе или волшебное электричество живет не только в волосах, но и в одежде – оно не опасно.
А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит в этой коробке?
Дети: шары.
Воспитатель: С помощью этих шаров мы научимся «ловить» доброе электричество.
Опыт№2 На стене висит шарик.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой красивый шарик висит на стене!
Давайте и мы попробуем повесить эти шарики на стену (дети пытаются повесить шарики, но у них ничего не получается)
Воспитатель: Ребята, почему этот шарик висит, а ваши падают? Как вы думаете?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: - Давайте ваши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это можно сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Попробуйте.
Дети пробуют. Если у кого-то не получается опыт, предложу помочь тому ребенку который уже справился с заданием.
Воспитатель: Вот и наши шарики висят на стене, они стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество - и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня настоящие Гидроэнергетики.
Рефлексия:
Воспитатель: Что мы сегодня узнали об электричестве?
Дети: С помощью электричества работают электрические приборы.
Электричество появляется у нас с помощью наших гидроэлектростанций, которые находятся в нашей Республике Северной Осетии – Алании.
Электричество бывает добрым и опасным.
Воспитатель: Мне понравилось, что вы сегодня были активны, хорошо работали. Думаю, что дома вы расскажите своим близким, какие опыты мы сегодня проводили с вами на занятии и о каких гидроэлектростанциях вы узнали.