Ольга Филиппова
Проект «Большое космическое путешествие» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Большое космическое путешествие»
Ульяновск 2024
Оглавление
1. Введение…. 3
2. Основная часть…. 5
2.1 Проблема проекта…5
- гипотеза
- методы
- средства
2.2 Этапы реализации проекта…. 6
- подготовительный этап «Копилка»
- практический этап «Картотека»
- обобщающий этап
3. Заключение…. 10
4. Список используемой литературы….12
1. Введение
Темочки:
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Направление: Естественно - научное
Вид: Краткосрочный (2 недели)
Участники: воспитанники подготовительной группы
Руководитель: Филиппова О. В.
Актуальность: Что такое космос? Наверное, не все взрослые знают ответ на этот вопрос. Еще первобытные люди приковывали свои взгляды на ночное небо, пытаясь выяснить, что за светящиеся точки на нем находятся. Некоторые думали, что на небе живут боги, другие считали, что в небесах обитают неизвестные человеку существа, да и до нынешнего времени в человеке не сложилось полное понимание того, что такое космос на самом деле. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В раннем возрасте им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, как помочь ему узнавать много нового и интересного про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и в образовательной деятельности.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми; способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей совместно с родителями.
Задачи:
Обучающие:
• Обобщить и систематизировать представления детей о космосе, планетах Солнечной системы.
• Обогащать словарь детей словами: Марс, Венера, Земля, Меркурий, Сатурн, Уран, Плутон, Нептун, Юпитер, Солнечная система.
Развивающие:
• Развивать мышление, познавательную активность, умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы.
• Способствовать развитию речи, умению анализировать содержание вопросов, давать полный ответ на них;
• Закреплять умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления от увиденного;
• Развивать любознательность, инициативу и самостоятельность детей.
Воспитательные:
• Воспитывать желание узнавать новое и делать собственные маленькие открытия в сфере космоса;
• Способствовать формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, воспитывать чувство взаимопомощи в процессе деятельности в подгруппах.
Предполагаемые результаты:
- ознакомление дошкольников с планетами Солнечной системы, космонавтами через проектную деятельность;
- создание макета Солнечной системы;
- изготовление дошкольниками поделок, рисование рисунков на космическую тему;
- вовлечение родителей в совместную деятельность с ребёнком.
Продукт проектной деятельности : выставка декоративно – прикладного творчества «Дорога к звездам»; модель «Солнечная система».
2. Основная часть
2. 1 Педагогическая проблема: Космические приключения и путешествия на далёкие и неизвестные планеты Солнечной системы увлекают и захватывают всё внимание детей. Поэтому рассказывать об устройстве звёздного мира, важности изучения космического пространства необходимо уже в дошкольном возрасте. Поддерживать интерес детей к этой теме можно, если информация будет доступной для их понимания, увлекательной и наглядной. А содержание образовательной деятельности даст возможность выразить свои эмоциональные переживания и применить на практике освоенные знания о космосе. Невозможно рассказать детям о космосе коротко, в рамках одной беседы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе очень удобна проектная методика, направленная на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, осуществляемая через различные виды детской деятельности.
Детская проблема: одному из воспитанников на день рождения родители подарили энциклопедию о космосе. Он принес её в группу показать своим друзьям. Рассматривая иллюстрации энциклопедии, детям многое было непонятно. Выяснилось, что у детей очень мало знаний о истории освоения космоса людьми и о космическом пространстве в целом. Эту проблему мы попытались решить, воспользовавшись методом проектов. Детям проще понять сложный материал о космосе через совместный поиск решения проблемы со взрослыми.
Гипотеза для ребенка: Предположим, что астрономия – это наука только для взрослых. Могу ли я сам изучить неизведанный мир планет?
Гипотеза для педагога: Допустим, что астрономия – это наука доступная только взрослым. Могут ли дети через собственную исследовательскую деятельность сформировать первоначальные представления о космосе?
Методы исследования:
- подумать самостоятельно;
- спросить родителей, педагогов;
- понаблюдать за звездным небом;
-рассматривание энциклопедий, иллюстраций, рисунков, открыток по теме «Космос»;
- провести опыты и эксперименты;
- найти материалы в сети интернет;
- посмотреть познавательные мультфильмы из серии «Фиксики», «Лунтик»,
Астрономия для детей «Планеты солнечной системы», «Тайны космоса «Белка и Стрелка», Развивающее видео «Изучаем планеты солнечной системы»
Новизна проекта : Реализуя данный проект, мы приоткроем завесу тайн и расширим знания детей о планетах Солнечной системы. Также новизна идеи состоит в том, что космическое воспитание дошкольников недостаточно отражено в методической литературе. Содержание проекта является дополнением к основной программе детского сада. Позволит расширить знания детей о космосе, научит самостоятельно добывать информацию через исследования путем опытов и экспериментов.
При реализации проекта «Большое космическое путешествие» были использованы следующие подходы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
- совместная продуктивная творческая деятельность создаёт атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса «родители – дети – воспитатели» создают триаду содружества;
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой.
Средства: метод проекта представляет собой способ достижения познавательной цели через изучение и исследование, который должен завершиться вполне реальным, практическим результатом:
- модель солнечной системы;
- макет солнечной системы;
- исследование;
- фотоматериалы;
- картотека планет солнечной системы;
- презентация «Есть ли жизнь в Космосе?», «Мир планет Солнечной системы»;
- выход на новый проект.
-
2.2. Этапы реализации проекта
Подготовительный этап - «Копилка»
На 1 этапе, этапе «копилки», мы начали собирать информацию о космосе в энциклопедиях, познавательных журналах, приобрели карту звездного неба, стали подбирать художественную литературу по данной теме, посмотрели познавательные фильмы и мультфильмы, провели различные опыты. Играли в дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, словесные игры на данную тему.
Проведены познавательные занятия на темы:
- «Голубая планета Земля»
- «Знакомство с солнцем»
- «Почему день сменяет ночь»
- «Кто такие космонавты»
- «Луна - соседка Земли»
- «Такие разные звезды»
- «Созвездия ночного неба»
- «Что такое гороскоп»
Чтение художественной литературы:
- В. Бороздин «Первый в космосе»
- А. Твардовский «Солнечная система», «Юрий Гагарин»
- Любовь Талимонова "Сказки о созвездиях"
- Загадки и пословицы о космосе
- В. Бианки «Кузяр- Бурундук и Инойка- Медведь»
- К. Чуковский «Краденое солнце»
- Е. Левитан «Сказочные приключения маленького астронома»
- В. Шевченко «На зов таинственного Марса»
- Г. Черненко «А все- таки полетим», «Астрономия и космос».
Опытно - экспериментальная деятельность:
- «Почему все падает на землю»
- «Воздушный шарик - ракета»
- «На орбите»
- «Звездный дождь»
- «День ночь»
- «Горячо - холодно»
Продуктивный вид деятельности:
- Лепка из пластилина «Земля и солнце» (барельеф)
- Рисование «Космос и его обитатели»
- Аппликация коллективная «Парад планет»
- Изготовление поделок на космическую тематику «Дорога к звёздам»
- Конструирование (оригами)«Космические ракеты»
Речевая деятельность.
- Составление рассказа по серии картин «На космодроме»
- Составление рифмованных текстов о космосе
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые игры:
- «Космонавты»
- «Космическое путешествие»
- «Больница для космонавтов»
Дидактические игры:
- «Ракеты»
- «Найди лишнее»
- мемо «Космос»
- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Подбери созвездие»
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
- «Куда летят ракеты»
- «День, ночь - сутки прочь!»
Подвижные игры:
- «Ждут нас быстрые ракеты»
- «Невесомость»
- «Космическая эстафета»
- «Найди лунный камень»
Индивидуальная и групповая работа :
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе)
- пазлы на тему: «Космос»
- выкладывание картинок из счетных палочек
- рисование на песке, манной крупе
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот”
Просмотр познавательных фильмов и презентаций:
- познавательные мультфильмы из серии «Лунтик», «Фиксики»»
- развивающие видео «Изучаем планеты солнечной системы»
- презентация «Этот загадочный Космос»
- презентация «Парад планет»
Изучив материалы информационной копилки, дети узнали следующее:
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, познакомились и узнали о значении новых слов «космонавт», «скафандр», «созвездие», «орбита», «Солнечная Система», с названиями планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Что Луна – спутник Земли. Что Солнце – это большая звезда. Что жить можно только на планете Земля. Что в открытом Космосе нельзя ходить, там невесомость, все предметы летают и поэтому не падают. На Земле есть земное притяжение, поэтому предметы не летают, как в космосе.
Практический этап - «Картотека»
На втором этапе «картотеки» мы с детьми проанализировали, обобщили собранный материал, и все полученные знания занесли в таблицу, где выделили следующие признаки: цвет, размер, температуру, расстояние, движение и спутники планет.
- по цвету Меркурий –серый, Венера – темно - оранжевая, Земля – голубая, Марс – красный, Юпитер – оранжевый, Сатурн - желтый, Уран – синий, Нептун –темно - синий, Плутон - коричневый.
- по размеру планета Меркурий маленькая, Венера – большая, Земля –большая, Марс – средний, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – планеты-гиганты, Плутон – карликовая планета.
Дети узнали, что температура на планете Меркурий разная: холодные ночи (-163 С) и жаркие дни (+430 С, на планете Венера днем и ночью жарко, до + 465 С.
Планета Земля - это единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. Каждый час, день за днём на планете Земля происходят необратимые изменения. Время идёт вперёд, лето сменяется осенью, затем приходит зима, весна и опять все по кругу. Планета Земля вращается вокруг своей оси. И этот круг занимает 24 часа, ровно столько, сколько длятся наши сутки. Сейчас солнце светит на наш город, а к вечеру будет светить с другой стороны планеты, другому городу. Поэтому и происходит смена дня и ночи. В летнее время световой день длиннее, чем ночь, а в зимнее — наоборот. Происходит это из-за того, что ось земли имеет небольшой наклон. Но в году существуют два дня, когда день длится столько же минут, сколько и ночь. Такие дни называются «день весеннего и осеннего равноденствия» или попросту — день солнцестояния. Эти дни приходятся на 20-е числа марта и сентября. В это время оба полюса планеты Земля находятся одинаково далеко от планеты Солнце.
Почему происходит смена времён года?
Помимо собственной оси, земля вращается и вокруг Солнца. На этот круг необходимо гораздо больше времени — один год. Важно знать, что вращается планета Земля не под прямым углом, а под наклоном. Ось всегда смотрит в одну сторону, она обращена к полярной звезде. Вследствие чего Южный и Северный полюс земли поочерёдно наклоняются к Солнцу.
Почему меняются времена года? В той части земли, где солнечные лучи попадают напрямую — лето, так как от прямых солнечных лучей поверхность земли очень хорошо прогревается и получает гораздо больше света, чем противоположная. С другой стороны планеты — зима, потому что солнечного тепла не хватает. В то время, когда оба полюса находятся на одинаковом расстоянии от солнца, на земле наступает весна или осень. Мы можем сделать вывод, что температура на земле меняется со сменой времён года.
Марс – безжизненная и холодная планета. Зимой температура на Марсе может опускаться до -153 С независимо от времени суток. Летним днем на планете относительно тепло: до +20 С.
На Юпитере невероятно холодно даже в теплые времена (-145°С).
Сатурн относят к холодным объектам, потому что его температура замирает на отметке -178С°.
Самая холодная планета солнечной системы – планета Уран, и днём и ночью температура достигает - 224 С.
Температура планеты Нептун приравнивается к -214°C.
Планета Плутон - представитель холодного мира, температура достигает - 229 С.
- расстояние планеты до солнца: от Меркурия до Солнца около 58 млн. км, от Венеры до Солнца 108 млн. км, от Земли до Солнца – 150 млн. км, от Марса до Солнца – 228 млн. км, от Юпитера до Солнца 778 млн. км, от Сатурна до Солнца – 1043 млн. км, от Урана – 2087 млн. км, от Нептуна до Солнца – 4,5 млрд. км, от Плутона до Солнца – 6 млрд. км.
- движение планет вокруг Солнца и вокруг своей оси: Меркурий успевает обернуться вокруг Солнца за 88 земных дней, а вокруг своей оси – за 58 дней. Это значит, что день на Меркурии длится больше чем полгода!
Венера обращается вокруг Солнца за 225 земных дней, а вокруг своей оси поворачивается за 243 дня (день на этой планете длится больше года)
Земля вращается вокруг Солнца за 365 дней, а вокруг своей оси за 24 часа.
Год на Марсе длится 687 суток – около двух земных лет, а оборот вокруг своей оси планета совершает почти как Земля – за 24 часа 37 минут.
Юпитер вращается быстро: делает полный оборот вокруг своей оси всего за 9 часов 55 минут, а полный оборот вокруг Солнца совершает за 12 земных лет.
Вокруг своей оси Сатурн вращается за 10 часов 40 минут, а вокруг Солнца обращается почти за 30 земных лет.
Уран совершает полный оборот вокруг Солнца за 84 года, а вокруг своей оси оборачивается за 17 часов.
Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а вокруг Солнца он обращается за 165 земных лет.
Плутон совершает полный оборот вокруг Солнца за 248 лет, а вокруг своей оси оборачивается за 6 суток.
Спутники планет Солнечной системы: у Меркурия и Венеры нет спутников,
у планеты Земля – 1 естественный спутник – Луна,
у Марса – 2 спутника – Фобос и Деймос,
у Юпитера 80 спутников, самые крупные из которых – Ио, Европа, Ганимед, Каллисто,
у планеты Сатурн – 82 спутника и кольца. Самые крупные – Титан, Рея, Япет, Диона.
Уран имеет 27 спутников, крупные из которых – Оберон и Титаний.
14 спутников у Нептуна- крупные – Тритон и Нереиду.
У планеты Плутон 5 спутников. Самый крупный спутник – Харон.
В результате исследования ребята дополнили и разнообразили полученные знания о планетах Солнечной системы, их спутниках, о первых космонавтах, астрономах, об особенностях этих профессий.
С помощью родителей мы создали модель проекта «Солнечная система», которая представляет собой макет с объемным изображением Солнца и расположенных вокруг него планетами.
Обобщающий этап
Подготовка и презентация проекта : рассказ детям группы «Смайлики» о своем исследовании, о планетах Солнечной системы.
3. Заключение
Проект вызвал большой интерес детей к данной теме. Теперь они хотят узнать о других космических телах : о кометах, звездном дожде, млечном пути, созвездиях. Это будет новая тема для будущего проекта. Дальнейшая работа будет заключаться в продолжении проекта, где предполагается придумывание кроссвордов и лабиринтов детьми на тему «Этот загадочный Космос»; разработка сюжетно - ролевых и дидактических игр, организация и показ развлечения по теме «Космос».
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно - следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
В процессе реализации проекта «Большое космическое путешествие» у ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Дети осознали уникальность нашей планеты и важность её изучения. Ребята поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.